Войти в почту

Нежность. «Огород». Жара

Съёмки художественного фильма всегда большое событие для города. После его выхода в прокат даже заядлые скептики с интересом ищут на экране знакомые улицы, площади, дворики, лица. Режиссёр Лариса Садилова в российском кино считается поэтом провинциальной жизни. Её фильм «Однажды в Трубчевске», снятый в маленьком городке в Брянской области, показал, что постановщица умеет превращать «народное кино» в искусство, интересное как обычным зрителям, так и профессиональным критикам. В этом году Лариса Игоревна приехала в Курскую область. Здесь она снимала свою новую картину с рабочим названием «Огород». (При выходе фильма в широкий прокат оно может измениться.) Съёмки проходили в трёх районах области и в здании Курской государственной филармонии. Их посетила наш корреспондент Елена Гамова. Из зимы в лето и обратно В зале филармонии киношники установили две камеры. Одна – для крупных планов, а вторая – для общих. В сюжете большую роль играет песня «Нежность», ставшая визитной карточкой фильма «Три тополя на Плющихе». Она написана в 1965 году композитором Александрой Пахмутовой и поэтами Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым и посвящена лётчикам. В нашем фильме – так куряне уже заранее называют «Огород» – она будет звучать лейтмотивом. Почему именно «Нежность»? Это сюрприз для зрителя. Известно, что члены съёмочной группы посвящают ленту своим родителям. Она о любви 70-летних. Основная мысль автора: любовь прекрасна в любом возрасте. Для съёмок песню в сопровождении оркестра народных инструментов имени Виктора Гридина исполнит Анна Сидоренко. Действие происходит в филармонии: здесь работает главный герой. Его играет артист Курской государственной филармонии Юрий Кутафин. И в фильме, и в жизни он ведущий концертов. Во время съёмок здесь столбик термометра на улице поднялся выше отметки 30 градусов. В зале было не продохнуть. Но одеться по-летнему было нельзя. Режиссёр подбадривала артистов: мы снимаем зиму. Кстати, в следующем эпизоде герою предстоит возвращаться домой по заснеженным улицам. Эту сцену сняли несколько месяцев назад. Во время зимнего блока съёмок курские артисты надеялись на то, что в фильме центральная часть Курска предстанет во всей красе: зрители увидят площадь Перекальского, Central Park. В эпизоде герой должен был ехать на трамвае. В намеченное для съёмки время подогнали трамвай, который стоял на пути, ведущем в сторону Союзной. Так что из всей площади Перекальского в кадр попал только сквер. Зато свои знакомые места, возможно, увидят жители Мурыновки. Влюблён по собственному желанию В фильме Юрий Кутафин, вернее Валерий – так зовут его героя, влюблён в героиню народной артистки РФ Валентины Теличкиной. – Работа с Валентиной Ивановной произвела на меня большое впечатление, – говорит Юрий Кутафин. – Кратко это можно описать так: простота, красота и творчество. Она не только талантлива – Теличкина добрый, открытый человек. Она много рассказывала о съёмках, в которых принимала участие, о работе с другими режиссёрами. Она полностью погружается в съёмочный процесс. Когда съёмки проходили в Брянске, был сильный мороз. Снимали сцену на железнодорожном мосту. Было очень холодно, костюмеры нас утепляли как могли: согревающие пластыри, шали. Валентина Теличкина отыграла эту сцену блестяще. Вообще, в отличие от «Однажды в Трубчевске», новый фильм Ларисы Садиловой не имеет чёткой географической привязки к какому-то конкретному городу. Часть сцен снималась в Курске. Но вот сцену знакомства главных героев отсняли в Смоленской области, на границе с Белоруссией, в санатории, где сохранился интерьер в стиле советских лет. В массовых сценах с удовольствием участвовали и отдыхающие, и местные жители. Но возникла небольшая проблема. По сюжету Валентина Теличкина и Юрий Кутафин спускаются в столовую в простых спортивных костюмах. А массовка нарядилась на съёмки как на праздник. Оперативно было принято решение переодеть и актёров, чтобы их вид соответствовал дресс-коду, заданному местными жителями. «Если есть талант, люди быстро учатся» Съёмки «Огорода» продолжатся в других городах. Перед отъездом Лариса Садилова ответила на несколько вопросов специально для «Курской правды». – Какое впечатление на вас произвели Курск и курские артисты? – Мне очень понравился город, как и всей нашей группе. Таких красивых и чистых городов в России не слишком много. А как красив Курск вечером! Большое впечатление произвёл весь регион – бескрайние поля, холмы. Я вообще люблю природу нашей средней полосы. Но главное богатство – люди. Добрые, настоящие, живые. А ваши артисты – приверженцы своей профессии, отдаются ей с полной страстью, целиком. – Говорят, ваш следующий фильм будет снят в жанре «кино о кино». – Да, я собираюсь снять картину о советской киноиндустрии, потому что считаю, что её нужно возвращать. Речь идёт не о цензуре, а о самом производстве, о том, как всё было грамотно придумано и устроено. И я хочу успеть взять интервью у участников процесса, чтобы зафиксировать, как всё это было. Чтобы, даже если не мы это восстановим, у наших детей было какое-то подспорье в виде этого фильма. – Как прошли съёмки в Большесолдатском районе? Я так понимаю, зрители пришли посмотреть фильм, послушать солистов филармонии. Они знали, что их снимают? – Это было трудно не заметить. Съёмки производились тремя камерами и квадрокоптером. Вчерашний съёмочный день был просто отличным. В селе Скородном была замечательная площадка. Красивое место, уютный Дом культуры, возле которого мы расположились, замечательные артисты, публика. От людей шла такая отдача! Гремел гром, но дождя не было. Все мечтали о нём, но для съёмок необходима ясная погода. И она нас не подвела. Прекрасные артисты Курской филармонии дали отличный концерт. Зрители встретили очень тепло: аплодировали, радовались. Концерт прошёл на ура. Солистка Дарья Переверзева исполнила «Над колхозным над полем зори рано встают» – мою любимую песню. – Что можете сказать о работе в фильме нашего Юрия Кутафина? – Схватывает всё на лету. Он актёр! И даже без опыта в кино отлично справляется. Если есть талант, люди быстро учатся. – Вы всегда стараетесь достоверно отразить в своих фильмах место и время действия. Как это удаётся? – Мы с художником по костюмам старались всё покупать не в Москве, а в Брянске. Смотрели на то, как одеваются люди в этом городе. Для каждого образа свой костюм. Вот, например, сестра Зои поедет на огород вся расфуфыренная, нелепо одетая. В фильме мы попадём в сон главного героя. В нём они с главной героиней будут собирать ягоды. Ищем, во что его одеть. Хотим во что-то смешное. Всё-таки это сон! – Как долго будут продолжаться съёмки «Огорода»? – До конца июля мы будем снимать фильм в Брянске. Из курских актёров будет принимать участие только Юрий Кутафин. В феврале-марте мы намерены завершить съёмки. – Расскажите о вашей семье. – Моё детство прошло в 70-е годы. В нашей семье было шесть взрослых и одна я – маленький ребёнок. Вся любовь доставалась мне. На Новый год – шесть подарков. Например, шесть билетов на новогоднюю ёлку. Можно сказать, что я купалась в любви, меня баловали и разрешали мне абсолютно всё. Но я этим не злоупотребляла. И очень много занималась. Семь лет была актрисой в театре кукол. С гастролями мы объездили всю Брянскую область, давали концерты и спектакли в детских садах, в домах ветеранов. – Ваш дебют в кино – роль гимназистки Тани в фильме «Лев Толстой». Почему вы не стали актрисой? – Мастера, у которых я училась, – Сергей Аполлинариевич Герасимов и Тамара Фёдоровна Макарова – надеялись, что я буду работать в театре, сниматься в кино. Но наступила перестройка, всё закончилось. Я поняла, что нужно уходить из профессии, где ты зависишь от режиссёра. Меня часто спрашивают: «Почему ты не войдёшь в кадр у себя в фильме?» Но для того, чтобы быть актрисой, нужен кураж. А актёрский кураж пропал. Но не режиссёрский! Подготовила Елена ГАМОВА

Нежность. «Огород». Жара
© Курская правда