Войти в почту

Культовый: в чем заключается феномен режиссера Стэнли Кубрика

Его называют одним из самых влиятельных кинематографистов XX века. В его копилке множество наград — от «Золотого глобуса» до «Оскара». В чем заключается секрет такого успеха?

Культовый: в чем заключается феномен режиссера Стэнли Кубрика
© Слово и Дело

Путь режиссера

Стэнли Кубрик родился в 1928 году в еврейской семье, далекой от сферы кинематографа. Его отец трудился врачом в Нью-Йорке, а мать была домохозяйкой. Кубрик рос в атмосфере свободы и любви. В 12 лет у мальчика появился первый фотоаппарат. Так началось его пристрастие к фотографии.

И это увлечение переросло в первую работу. Во время обучения в школе, предприимчивый Кубрик проходил курсы в колледже, благодаря которым устроился работать внештатным фотографом в журнале Look. Еще одним источником заработка стала игра в шахматы, которыми он заинтересовался с подачи отца.

После окончания школы будущий режиссер не смог поступить в колледж — зато был принят в штат журнала Look. На протяжении нескольких лет он путешествовал с фотокамерой по всему миру.

В 1951 году друг Кубрика убедил его заработать на съемках короткометражного фильма. На собственные средства режиссер снял короткометражный фильм «День схватки» о боксере Рокки Грациано. Компания «RKO Pictures» приобрела ленту за 100 долларов и профинансировала его следующую картину про священника — и понеслась. Кубрик уволился из журнала и погрузился в создание своего второго короткометражного документального фильма.

Следующие короткометражные, но уже художественные картины «Страх и вожделение» (1952) и «Поцелуй убийцы» (1954) Кубрик также снимал на собственные деньги и пожертвования друзей.

Знакомство с Джеймсом Харрисом открыло для Кубрика дверь в мир полнометражного кино. Именно на деньги нового товарища был снят фильм в жанре нуар «Убийство» по роману Лайонела Уайта. Картина была по-настоящему уникальна благодаря новаторским приемам режиссера и получила восторженные отзывы критиков — но, к сожалению, не обрела финансового успеха.

В «Убийстве» (1956) Кубрик использовал классические атрибуты жанра нуар, которые усилил собственными фишками. Возьмем те же самые флешбеки, которые были уже известны к моменту выхода фильма. Но режиссер подал их под совершенно новым соусом. Речь идет о синхронном изображении преступления с точки зрения разных актеров. Говорят, что Квентин Тарантино мог вдохновляться именно работами Кубриками, ведь в «Криминальном чтиве» используется похожая структура повествования.

Кубрик не останавливался. И уже спустя год после «Убийства» снял картину «Тропы славы». Лента стала любимой из творчества Кубрика у Стивена Спилберга. В 1960 году зрители увидели ленту «Спартак», основанную на истории о реальном восстании рабов во времена Римской империи. Несмотря на то, что фильм принес режиссеру четыре «Оскара» и «Золотой глобус», работа над ним оказалось весьма непростой из-за постоянных разногласий с продюсером Кирком Дугласом.

После «Спартака» Кубрик взялся за экранизацию романа Набокова «Лолита». Для реализации проекта режиссер переехал в Англию, где и остался жить до самой смерти. Над «Лолитой» Кубрик работал в паре с автором произведения, но последнее слово всегда оставлял за собой.

В 1964 году Кубрик снял фильм «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу», который впоследствии стал культовым. В нем режиссер высмеял военную диктатуру США. Следующая картина режиссера «2001 год: Космическая одиссея» принесла ему очередной «Оскар». Правда, на ее создание ушло аж пять лет. Затем появились скандальный «Заводной апельсин», «Барри Линдон», легендарные «Сияние» и «Цельнометаллическая оболочка».

«С широко закрытыми глазами»

«С широко закрытыми глазами» — последняя работа Кубрика, снятая по новелле Артура Шницлера. Премьера состоялась 13 июля 1999 года. Зрителям был представлен триллер с Николь Кидман и Томом Крузом в главных ролях.

В тот момент в прессе активно муссировалась тема отношений между супругами — Кидман и Крузом. Их обвиняли в браке по расчету — и даже приписывали нетрадиционную ориентацию. Но фильм Кубрика стал своего рода ответом на подобные домыслы. Они показали на экране настоящую химию и боль. Но несмотря на это спустя несколько лет супруги развелись. Не будем тратить время на описание сюжета. Да и зачем? О фильмах Кубрика надо не говорить — их надо смотреть. Вот что думают зрители о картине «С широко закрытыми глазами».

«Каждый свободен в выборе. Но судьба души, обретение внутренней гармонии в верности своей душе, в верности создателю важно для каждого человека. Это вывод фильма, который стал последним в творчестве С. Кубрика. И это фильм-поучение, фильм-притча, фильм-предостережение. О внешнем и внутреннем»; «Непреходящее значение последнего фильма Стэнли Кубрика в том, что он откровенно фамилиалистичен, что он защищает ценность гетеросексуальной семьи в эпоху всеобщих атак на нее, ценность этой картины в том, что она разоблачает псевдоценности сексуальной революции, разбивая врага на его же территории, при том делая это без морализаторства и пафоса, с болью за поруганную святыню брака», — пишут зрители.

Человек-загадка

В чем успех Кубрика? Ответ прост и сложен одновременно — в его подходе к съемкам фильмов.

«Кубрик, честно скажу, для меня большая загадка, как и для многих киноманов. Его приемы вошли в учебники кинематографа, но никто так и не научился их правильно и четко применять», — считает зрительница.

И я, пожалуй, с ней соглашусь. Кубрику удалось охватить абсолютно разные жанры кино — от комедии и хоррора до фантастики. Кубрик никогда не останавливался. Его короткометражные фильмы и первые полные метры не имели коммерческого успеха. Но он готов был вкладывать собственные средства в проекты, так как верил в свои силы. А, возможно, он был одержим кино. И эта одержимость навсегда внесла ее имя в историю кинематографа как «великого автора».