Войти в почту

Исполнилось 120 лет со дня рождения Игоря Ильинского

Каким был знаменитый лицедей, народный артист СССР, не только в ролях, но и в жизни? Что говорил, о чем думал? Попробуем хотя бы частично восстановить портрет человека, которым восхищались миллионы зрителей.

Исполнилось 120 лет со дня рождения Игоря Ильинского
© Русская Планета

…В 1926 году в СССР приехали звезды немого кино из США - Мэри Пикфорд и ее супруг Дуглас Фербенкс, которые были безумно популярны в нашей стране. Ажиотаж был невероятный – на Белорусском вокзале гостей встречала восторженная 30-тысячная толпа. И позже визитеров из Голливуда сопровождало несметное количество безумствующих поклонников.

По следам события, с вмонтированной хроникой визита звездной пары, был снят фильм «Поцелуй Мэри Пикфорд». К слову, одним из двух сценаристов картины был приятель Сергея Есенина, поэт-имажинист Вадим Шершеневич.

В том фильме снялся 25-летний Ильинский. Он играл смешного Гогу Палкина, влюбленного в Дусю Галкину, мечтавшей о славе кинозвезды. Она согласна была оказать взаимность молодому человеку, но только если он станет знаменитостью. И на Палкина сваливается удача - он удостаивается внимания красавицы Мэри, и его начинают преследовать толпы восторженных женщин…

Кстати, сама Пикфорд узнала о существовании этого фильма уже на склоне жизни…

Невысокий, ловкий, с искрящейся мимикой Ильинский был великолепен – органичен и комичен. От его бурлящего энергией образа веяло чем-то чаплинским. В конце 20-х годов, когда Ильинский стал самым популярным актером советского немого кино, его так и прозвали – «русский Чаплин».

Афиши того времени буквально кричали: «Завтра – единственная гастроль знаменитого артиста, живого Игоря Ильинского!» «К нам едет король экрана! Нас посетит закройщик из Торжка, похититель трех миллионов, личный друг Мисс Менд и возлюбленный Аэлиты – Игорь Ильинский!»

Все свои трюки он делал сам – лез по крыше в «Процессе о трех миллионах», в «Мисс Менд» бросался с парапета в воду. В звуковой картине «Волга-Волга» Ильинский бесстрашно сигал с верхней палубы парохода.

Спустя много лет, когда по телевизору показывали немые фильмы, которые его прославили, он смотрел и морщился, словно от зубной боли. Просил жену-актрису Татьяну Еремееву: «Выключи этот балаган…»

Еще раз - о смелости Ильинского. Он начинал сниматься в фильме «Человек ниоткуда» Эльдара Рязанова. По сценарию 56-летний актер, игравший снежного человека, должен был взобраться на памятник Юрию Долгорукому.

К постаменту пригнали пожарную машину с высокой лестницей. Актер послушно стал подниматься… «Я понял, что мне никогда не залезть на огромный круп лошади. Очки мои полетели далеко вниз. Вместо меня туда взобрался молодой электрик, который слез совершенно мокрый и сказал мне: «Игорь Владимирович, вас Бог спас…»

От той роли Ильинский отказался. И правильно сделал – фильм «Человек ниоткуда» получился провальный. Эстрадные куплетисты Рудаков и Нечаев откликнулись на ленту ехидной частушкой: «На «Мосфильме» вышло чудо, - / «Человек из ниоткуда». / Посмотрел я это чудо - / Год в кино ходить не буду!»

…Впервые Ильинский снялся у Рязанова в комедии «Карнавальной ночь». За ту роль его хвалили, но вряд ли актер-интеллигент был доволен безыскусной ролью кондового бюрократа Огурцова. Он оказался, по сути, «родным братом» карьериста Бывалова из довоенном фильме «Волга-Волга». Кстати, своей игрой в комедии Ильинский привел в невиданный восторг Сталина, наградившего его премией своего имени.

Со Сталиным была связана еще одна история, от которой актер пришел в ужас. Но о ней позже…

Между прочим, на премьеру «Волги…» Ильинский не пошел: «Там будут бесконечные песнопения в честь Орловой и коробки конфет с ее портретом…» Поступок актера был вызывающим – в зале собрался советский бомонд и партийная элита.

Роль в другой картине Рязанова – «Гусарская баллада» несомненно, принесла удовольствие лицедею. Фельдмаршал Кутузов в исполнении Ильинского выглядел ироничным, домашним и очень милым стариком. Чего стоит только одна сцена, когда полководцу вручают хлеб-соль, и он с брезгливой гримасой бросает: «А эти булки отдайте пленным, что ли…»

Между прочим, Ильинский поначалу отказывался сниматься в роли Кутузова. Да и министр культуры Фурцева пришла в ужас, узнав, кто исполняет роль великого русского военачальника. Положение спас редактор «Известий» Аджубей, который посмотрел фильм. О своих впечатлениях, разумеется, положительных, он сообщил тестю - Хрущеву. И через пару дней в «Неделе» - воскресном приложении к «Известиям» появилась благожелательная рецензия. Это означало, что «Гусарская баллада», миновав все преграды, пойдет в прокат…

Несмотря на успехи в кино, Игорь Владимирович был истинно театральным артистом. Ему принадлежит целая россыпь больших ролей в Малом театре – в основном, в классических спектаклях: «Ревизор», «Горе от ума», «Свадьба Кречинского», «Доходное место», «Вишневый сад»…

Он сыграл Льва Толстого в пьесе «Возвращение на круги своя». Долго мучился, терзался – не мог войти в образ великого писателя. Но - пересилил себя, и в очередной раз ошеломил публику. Агния Барто откликнулась на творческую победу мэтра четырехстрочной рецензией:

Итак, сыграли Вы Толстого...Мое такое мнение:Нет дела более простого -Играет гений гения!

Свою вторую Сталинскую премию Ильинский получил за роль председателя колхоза Чеснока в пьесе Корнейчука «В степях Украины». Спектакль был, мягко говоря, на любителя, но талант исполнителя затмил все недостатки драматургии…

Третью премию имени вождя Ильинский получил за роль матроса Шибаева в спектакле «Незабываемый 1919-й». Сегодня вряд ли кто-то помнит эту пьесу, разве что театральные энциклопедисты. Но наверняка актер блеснул и в том, сугубо советском, патриотическом действе.

Вдова Ильинского, которая тоже работала в труппе Малого, вспоминала: «В нашем театре ставили спектакль Михаила Алексеева «Ивушка неплакучая». Ужасная пьеса. Ильинский не постыдился при авторе сказать на обсуждении: «Не надо ничего переделывать, надо оставить все, как есть. Как в Сталинграде оставили дом Павлова. Чтобы все знали, во что превратился Малый театр».

…По воспоминаниям Татьяны Еремеевой, Ильинский воспринимал жизнь просто. И сам был очень простым, доступным. Когда к нему в гости пришла коллега – актриса Бирман, то поразилась скромности его жилища. Во время отпуска Ильинский часто играл в шахматы с соседом по даче во Внукове. Ходил в сельпо, чтобы опять же сыграть в шахматы – на сей раз с директором магазина.

На даче Ильинский часто отправлялся на пляж со знаменитым тенором Большого театра Козловским. Представьте себе – два знаменитых старика идут полуголые, с полотенцами на плечах и что-то оживленно обсуждают. А потом со смехом плещутся в реке…

Напоследок – обещанная история со Сталиным, которую запечатлел в своей памяти Ильинский.

В октябре 1952 года актера пригласили в Кремль на концерт для узкого круга, посвященный XIX съезду КПCC. Все шло, как обычно – один номер сменял другой. Но перед выступлением Краснознаменного ансамбля песни и пляски, Ворошилов подошел к его руководителю Александрову и что-то ему прошептал. Дирижер кивнул, вскинул палочку и зазвучал знакомый мотив.

Из-за стола поднялся Сталин и, заложив руку за борт френча, запел: «Эх, яблочко, ты котишься, / В Губчека попадешь – / Не воротишься…»

Александров дал знак оркестру играть негромко, чтобы все услышали негромкий, надтреснутый старческий голос исполнителя.

После «номера» Сталина Ильинский на цыпочках вышел из зала и поехал домой. Актер решил, что с вождем случилось что-то ужасное и всех, кто видел его в таком виде, немедленно арестуют. Но никого не тронули.…

Ильинский часто вспоминал своего учителя и друга Мейерхольда. Когда того арестовали, актер пошел на Лубянку узнать, в чем провинился режиссер. И сам едва не угодил в капкан – следователь смотрел на него в упор и расспрашивал, часто ли он встречался с Мейерхольдом, о чем они беседовали. Потом показал – с намеком! - фото жестоко избитого Мейерхольда…

В 1966 году тринадцать известных советских деятелей науки, литературы, искусства написали письмо в президиум ЦК КПСС против реабилитации Сталина. Ильинский был в их числе.

Никакой реакции властей не последовало.