Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

13 фильмов, снимавшихся без окончательного сценария

Создание кино — процесс долгий, кропотливый и обычно тщательно спланированный. Однако нет правил без исключений — некоторые картины запускаются в производство не только недоукомплектованными актерами, но и не имеющими окончательного сценария. Всегда ли это сулит фильму проблемы или большими деньгами можно стереть любые шероховатости? Мы вспомнили некоторые картины, которые режиссеры начинали снимать, не имея готового скрипта, и выяснили, что единых стандартов здесь не существует. Искусство и творчество тем и хороши, что заверенная студией распечатка сценария не всегда является обязательным атрибутом коммерческого успеха или признания критиков и зрителей.

13 фильмов, снимавшихся без окончательного сценария
Фото: BigPicture.ruBigPicture.ru

Видео дня

1. Касабланка (1942) / Casablanca

война / драма / мелодрама

Режиссериц В ролях: Хамфри Богартан, Пауль Хенрид, Клод Рэйнсдт

С самого начала «Касабланка» не представлялась студии Warn­er Broth­ers чем-то интересным, обычное околовоенное кино, которое должно было собрать скромную кассу на волне интереса к конференции союзников и высадке войск на севере Африки. И хотя сюжет фильма основывался на пьесе, сценарий картины не был закончен даже наполовину, когда в мае 1942 года съемки стартовали. Шедевром ленту сделали режиссер Майкл Кертиц, блистательные Хамфри Богарт и Ингрид Бергман в главных ролях и продюсер Хэл Б. Уоллис, не просто собравший на площадке отменную команду, но и принявший непосредственное участие в доводке десятки раз переписываемого сценария. Говорят даже, что знаменитые слова «Луи, мне кажется, что это начало прекрасной дружбы» принадлежат перу Уоллиса. Утверждать не станем, но охотно поверим в эту красивую легенду.

2. 8 с половиной (1962) / 8 ½

драма

Режиссер: Федерико Феллини В роляхни, Клаудия Кардинале, Анук Эмело, Росселла Фальк

Виртуоз кинематографического искусства Федерико Феллини вообще редко доводил сценарии до ума, но его картина «8 ½» является самым ярким примером того, как без готового скрипта может быть создан шедевр, неподвластный времени. Один только факт того, что уже на этапе препродакшена Феллини вдруг решил полностью сменить концепцию фильма, говорит о многом, и именно этот поворот отражен в сюжете ми теряет интерес к фильму, который начал снимать. Актерам, впрочем, такая манера съемок была не особенно удобна, часто в сценарии даже не было диалоговых листов, Марчелло Мастроянни и его женщины порой просто болтали в кадре на отвлеченные темы, а затем эти кадры были переозвучены на монтажном столе. У иного автора такие фокусы привели бы к провалу, но в том и заключался талант Феллини — все, за что он брался, превращалось в золото, даже если он творил это золото не по инструкции.

3. Дни грома (1990) / Days Of Thunder

боевик / драма / мелодрама / спорт

Режиссертт В роляхузан, Роберт Дюволлйд, Кэри Элвес

На фоне современных суперблокбастеров с бюджетами по 250 миллионов долларов «Дни грома» Тони Скотта, возможно, и не выглядят внушительно, но ведь не все затраты на производство картины измеряются зелеными бумажками. «Дни грома» все его создатели оплатили прежде всего своими нервами, ведь каждый день подготовки, съемок и выхода ленты на экран сопровождался скандалами — понятно, что тут было не до сценария. Начало работ на площадке постоянно отодвигалось, и не только потому, что продюсерер и Дон Симпсон устроили настоящую войну друг с другом. Была и еще одна небольшая проблема — сценарий. В конце концов, уже отдав команду «Мотор!», Скотт согласился снимать то, что на коленках написал Том Круз под присмотрона. Учитывая то, что «Дни грома» — единственный сценарный опыт Круза, смеем предположить, что актер и сам понял: лучше это дело доверить профи и сделать это желательно сильно заранее.

4. Чужой 3 (1992) / Alien 3

боевик / фантастика / триллер

Режиссерер В роляхер, Чарльз С. Даттоннс, Пол МакГэннер

Третий фильм знаменитой франшизы о противостоянии человека и ксеноморфа — не единственная картина в серии, которая испытывала проблемы со сценарием, но, пожалуй, наиболее ярко демонстрирующая проблему, когда продюсеры не знают, чего они хотят от сценаристов и постановщиков. Сценарий третьего фильма студией был заказан сразу же после выхода на экраны «Чужих» в 1986 м, но даже с таким запасом пятью годами позже Дэвид Финчер начинал съемки, не имея на руках окончательной версии скрипта. Добрый десяток писателей перед этим предлагали множество путей развития вселенной Чужого: от войны конфедераций планет, аналогичной противостояниТО и СССР, до камерной истории о прибытии монстра на деревянный астероид-монастырь. В результате основой фильма стал нелепый скрипт, созданный из обломков других сценариев, съемочный период начался с постройки дорогих декораций, которые впоследствии не пригодились, а завершился прощанием с режиссером, отодвинутым от процесса монтажа.

5. Парк Юрского периода 3 (2001) / Juras­sic Park III

боевик / приключения / фантастика / триллер

Режиссерон В роляхллси, Теа Леони, Алессандро Ниволаан

Еще один триквел, испытавший серьезные проблемы со сценарием, — «Парк Юрского периода». Еще в 1998 году Джо Джонстон договорился сом о том, что снимет третью часть сам, используя создателя дино-острова только в качестве исполнительного продюсера. Увлеченный другими проектами Спилберг согласился, но очень скоро призадумался: ведь за пять недель до начала съемок у фильма так и не было достойного сценария, сюжет метался между тайком пробравшимися на остров подростками и вырвавшимися на материк динозаврами. Чтобы не терять деньги (а за месяц до начала съемок было построено ненужных декораций на 18 миллионов долларов), Джонстон начал снимать те сцены, которые не были реализованы, хотя и подразумевались в первых фильмах, на ходу придумывая, куда их вставить по ходу нового сюжета. Дописывался скрипт уже в процессе съемок, и это заметно — фильм получился куцым и аляповатым, как лоскутное одеяло.

12. Отрочество (2014) / Boyhood

драма

Режиссерер В роляхйнттук, Tama­ra Jolaine, Ник Крауз

Когда режиссер собирается снимать свой фильм на протяжении двенадцати лет, вполне возможно, что готовый сценарий в первый день работы ему и не нужен. Ричард Линклейтер, запустивший производство «Отрочества» в 2002 году, так и подумал, его сценарий на тот момент, грубо говоря, составляли два листка: начало — первый день в школе, конец — первый день в колледже. Тем не менее ошибкой будет полагать, что сценария не существовало в принципе, просто Линклейтер из года в год дописывал по небольшому фрагменту — для того чтобы не держать все в голове и не упустить цепочку последовательности, ведь вернуться к предыдущим сценам возможности не было, главный герой неумолимо рос. Так что актеры перед каждой новой встречей получали свежую ежегодную порцию текстов, но так никогда и не видели весь сценарий целиком.

13. Бэтмен против Супермена: На заре справедливости (2016) / Bat­man v Super­man: Dawn of Justice

боевик / приключения / фантастика

Режиссерер В роляхллекргнс, Лоуренс Фишберн

Завершим наш список еще не вышедшим фильмом, про который, однако, уже известно то, что готовый скрипт его создатели получили уже в процессе съемок. Сейчас работа над фильмом находится на этапе постпродакшена, поэтому актеры говорят об отсутствии на старте сценария в открытую. Съемки «Бэтмена против Супермена» стартовали в октябре 2013 года, но даже в марте 2014-го Джереми Айронс в интервью заявил, что еще не знаком с окончательным сюжетом фильма. Больше тогоио, числящийся основным сценаристом проекта, тогда еще даже не был заявлен в штат, а скриптом занималсер! Похоже, именно чехарда со сценарием послужила причиной того, что релиз проекта сдвинулся с июля 2015-го на весну 2016-го. Только через год можно будет однозначно судить, как повлияли проблемы скрипта на фильм, понадеемся лишь, что катастрофической эта заминка не будет.