Войти в почту

Всю свою жизнь он жил на срыве. Зависимость Высоцкого и других творческих людей

Владимир Высоцкий ушел из жизни на сороковом году жизни. Официальной причиной смерти была указана острая сердечно-сосудистая недостаточность, однако всем было понятно, что Высоцкий был наркоманом и страдал от алкогольной зависимости. 28 июля в Москве прошли многотысячные похороны артиста. Казалось, его творчество было близко каждому русскому человеку, и до сих пор мы восторгаемся его ролями в кино и гениальными стихами.

Всю свою жизнь он жил на срыве. Зависимость Высоцкого и других творческих людей
© Слово и Дело

Владимир Семенович – не единственный творческий человек, который рано ушел из жизни из-за алкоголя и наркотиков. Михаил Горшенев, Эми Уайнхаус, Курт Кобейн, Джимми Хендрикс, Хит Леджер, Уитни Хьюстон. Этот список можно продолжать долго. Многие художники, певцы, писатели и театралы считают, что вещества становятся для них источником вдохновения.

Мнение психолога

Психолог и доцент СПбГУ Татьяна Яничева в комментарии для «Слово и Дело» отметила, что алкоголь действительно может влиять на творческие способности мозга. Однако для того, чтобы вещества действительно становились стимулом к созданию шедевра, одного опьянения мало.

«Высоцкий, как и многие другие творческие люди, сгорел. Всю свою жизнь он жил на срыве, на полной отдаче. Это было связано с его профессией, с творческим талантом. Человек не может долго жить на пределе возможностей. Это известная тема и большой дискуссионный вопрос в науке. Действительно, многие творческие люди погибают очень рано, зачастую потому что они считают, что больше ничего не могут дать этому миру. И их жизнь теряет смысл. С другой стороны, есть факты, которые наука тоже пытается анализировать - о долгожительстве представителей творческих профессий. Например, Гете написал «Фауста» в очень преклонном возрасте», — считает психолог.

Она отметила, что это явление трудно поддается научному описанию. Любая творческая активность и креативность в значительной степени связаны с работой нашего подсознания. Большая часть творческих идей созревает в недрах бессознательного. Не даром часто люди чувствуют, что их «озарило», а музыка или стихи «родились». Но строго говоря, ничего из ничего не возникает. Это серьезная работа бессознательного, которое в какой-то момент прорывается для с таким результатом. С точки зрения регуляции поведения человека, алкоголь и наркотики снижают сознательный контроль. Однако простой пьяный человек просто не контролирует свои поступки. А у людей, у которых есть творческий потенциал, это приводит к рождению величайших произведений и всплеска творчества.

Творческую активность можно стимулировать, используя всякого рода психотропные средства. Но это путь в никуда. Он не может продолжаться долго. Такая стимуляция активности имеет много физических побочных эффектов, и организм не выдерживает.

«Я бы так сказала: гений Высоцкого создан не алкоголем и не наркотиками. К сожалению, это сопутствующий побочный эффект творчества. Недаром есть выражение «муки творчества». Это огромный эмоциональный накал. Более глубокое, чем у других людей ощущение трагизма, парадоксов, противоречий окружающего мира, и это забирает бесконечное количество сил», — отмечает психолог.

Взгляд нарколога

Нарколог Олег Стеценко в комментарии для «Слово и Дело» обратил внимание, что алкоголик пьет, потому что он алкоголик, а не наоборот. Зависимые люди – это люди со специфическим складом личности, у которых зачастую обострено чувство несправедливости. Такие люди более склонны к творчеству.

«Люди зависимые – это люди со специфическим складом личности. То, что они пьют алкоголь – это один из признаков зависимости, он сильнее бросается в глаза. Но не алкоголь вызывает алкоголизм. Зависимые люди отличаются тем, что они несколько инфантильны, а если говорить правильно – эгоцентричны. У них резко обострено чувство несправедливости, несправедливости по отношению к себе. Тем не менее они склонны к экстраполяции. Эгоцентризм заставляет их думать, что они и есть – выражение чаяний всего народа. Это часто заметно в их рассуждениях. У этих людей неверная оценка собственных талантов, потому что они не нуждаются в оценке. Они нуждаются в похвале, но похвала для них закономерна. У них снижено чувство ответственности, но их понятие ответственности отличается от общепринятого. Получается описание любой творческой личности. Да, естественно, им вещества помогают в творчестве, но дальше все зависит от таланта и от того, насколько человек способен быть честным».

Большинство алкоголиков понимают: то, что они делают – это не хорошо, но находят себе оправдание. У Высоцкого была другая ситуация. Судя по его творчеству, он прекрасно понимал, что катится в пропасть. Но он не гордился тем, что он алкоголик и зависимый. Он все видел и понимал. Может быть, он экстраполировал на других и говорил от лица народа. Тем не менее он действительно всегда старался быть честным, насколько это ему удавалось.

«Фактически, описывать его случай наркологически-литературно, я бы это назвал страданиями человека, который не смог получить помощь. То есть, если бы ему кто-то грамотно и внятно объяснил, что нужно делать, он бы что-то изменил в своей жизни. Тут момент тонкий. Я сам это вижу и другие отмечают – очень многие творческие люди, обретя трезвость и меняя себя, либо прекращают заниматься творчеством, либо становятся непопулярными. Пётр Мамонов – типичный пример. Получилось так, что человек действительно радикально изменился, и его дальнейшая популярность была среди совершенно другого контингента людей. Но он был гениальным человеком. В творчестве Высоцкого видно, что он не врал и все делал искренне. Возможно, он заблуждался, но это он тоже делал искренне», — считает врач.

Ранее Олег Стеценко в комментарии «Слово и Дело» рассказывал, что будет, если бросить пить на месяц.