Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Посмотрим, что за музыка. Как американское и советское телевидение привыкало к MTV

Посмотрим, что за музыка. Как американское и советское телевидение привыкало к MTV
Фото: ТАССТАСС

В 1987 году во время молодежного телемоста Ленинград — Сиэтл, посвященного "проблемам будущих поколений", тинейджеры двух сверхдержав среди прочего обсуждали музыкальных кумиров. "Музыка — это страсть подростков в Америке, — говорилось в одном из сюжетов. — И эта страсть создала огромный рынок для пластинок, кассет, кабельного телевидения и видеоклипов". Следом шла нарезка из записей артистов, наиболее востребованных у американской молодежи: , U2, , Билли Айдола и Police. Ведущий моста в Ленинграде спросил у аудитории, знакомы ли ей эти имена, и нашел более чем живой отклик — исполнителей знали все.

Видео дня

"Красный" ответ не заставил себя ждать: на экране появился ролик бит-квартета "Секрет", "одного из самых популярных у ленинградской молодежи ансамблей". В студии Сиэтла о нем никто не слышал, более того, коллектив показался юной публике устаревшим, хотя и веселым. Что ж, в СССР есть и другие артисты, быстро нашелся советский ведущий: "Машина времени", "Аквариум". Однако и эта попытка спасти положение оказалась напрасной, молодым американцам не было дела до звезд за железным занавесом.

Комментаторы обеих стран обратили конфуз в шутку, якобы советские ребята более сведущи в западном масскульте, чем их зарубежные сверстники. Тем не менее идеологический провал было уже не скрыть: строители коммунизма растут на чужой музыке и предпочитают иностранных артистов. Зрителям в Штатах оставалось только гадать: как в стране, где нет MTV, меломаны и модники свободно ориентируются в первой десятке американских хит-парадов?

Музыку нужно смотреть

Канал MTV начал свое вещание в полдень 1 августа 1981 года. В качестве заставки использовалась псевдохроника: будто американский астронавт, высадившись на далекой планете, устанавливает флагшток с эмблемой MTV. "Леди и джентльмены, рок-н-ролл!" — обратился к нации закадровый голос. Амбиции владельцев бренда были очевидны: во вселенной развлечений обнаружена новая звезда. Казалось, что меняются сами принципы гравитации, отныне точкой притяжения популярных артистов стоит считать не крупные лейблы и успешные радиостанции, а телеэфир.

Первым клипом в многолетней истории MTV стал программный ролик Video Killed the Radio Star британской группы The Buggles. Смысл жеста угадывался на раз, безапелляционное утверждение исключало любые сомнения — радио пришел конец, настала эра музыкального телевидения. Попутно определился победитель в давней битве форматов "альбом" и "сингл". Маятник продаж постоянно колебался то в одну, то в другую сторону, пока продюсеры MTV не закрыли тему: лучший формат — клип. Это же касалось и метаний среднего потребителя: хватит выбирать, на чем слушать любимые песни, и молиться на качество звука — музыку нужно смотреть.

Вопрос "когда?" отпал сам собой: MTV обещал круглосуточное вещание и постоянную ротацию клипов. "Слишком много не бывает", — обещала реклама канала. Ладно, посмотрим, что за музыка, решали зрители и давали каналу шанс.

"Я хочу мой MTV!"

Новая концепция, впрочем, прижилась не сразу. Главный арбитр и путеводитель по американской поп-культуре — журнал Rolling Stone — никак не отреагировал на появление MTV.

Во-первых, концепция была не такой уж новой. История развлекательного видеоконтента с участием музыкантов насчитывала десятки лет, свои экранные визитные карточки были у знаменитостей со времен и The Beatles. Новички знали, что стоит им попасть в программу Top of the Pops или "Шоу Эда Салливана", как их карьера устремится вверх, словно ракетоноситель: билеты на концерты будут разобраны, записи сметены с прилавков. В 1970-х годах двустороннее движение между радиостанциями и телеканалами вышло на новый уровень: местные хиты кочевали с коротких волн на федеральные "кнопки" и обратно.

Собственно, прародитель MTV, на базе которого вырос новый проект, — специализированный кабельный канал Sight on Sound — первые несколько лет имел хорошо знакомую зрителям сетку: фрагменты концертов и музыкальных шоу. Клипы как таковые оставались редкостью.

Во-вторых, поначалу канал был доступен для просмотра только жителям штата Нью-Джерси. Кабельные операторы не спешили вставлять MTV в пакет каналов. Чтобы стимулировать новые подключения, канал запустил крупномасштабную рекламную кампанию I Want My MTV с участием статусных рок-титанов уровня и Мика Джаггера, а также дерзких новичков вроде Боя Джорджа и . Ролики рисовали картину искусственного ажиотажа, будто звезды обзванивают операторов телесетей и, срываясь на крик, требуют дать им "мой MTV". Расчет на то, что за звездами потянутся их поклонники, оправдался: не прошло и года, как аудитория канала исчислялась миллионами зрителей.

Постепенно маркетинговый потенциал MTV раскусили и звукозаписывающие компании. Они стали вкладываться в съемки клипов как никогда прежде: яркие запоминающиеся видео позволяли раскрутить нового артиста и добавить очков уставшим ветеранам сцены. Еще через год на сторону MTV перешли будущие законодатели мод и символы десятилетия: и Мадонна. К концу декады лавину было не остановить: Prince, Duran Duran, Guns N' Roses и множество других артистов первой величины измеряли свой успех, глядя в сводные чарты MTV.

Любительские клипы

В 1987 году MTV превратился в международный феномен. Компания открыла филиал MTV Europe, который в последующие годы лицензировал запуск национальных версий в странах Европы: Великобритании, Германии, Нидерландах и Швеции. В испытательном режиме MTV пришел даже в СССР, правда, не дольше одного часа в неделю. Отдельные клипы и обрывки программ изредка появлялись в "Голубых огоньках" и всевозможных "музыкальных встречах". Позже авторские клипы стали снимать телепрограммы "До и после полуночи" и "12 этаж".

Тем не менее отголоски форматов MTV стали прорываться на советский телеэкран едва ли не сразу — в виде удачных адаптаций и незаметных для большинства цензоров заимствований. Пионерами в производстве клипов выступили соавторы программы "Веселые ребята" и Андрей Кнышев. На их счету первые музыкальные видеозарисовки "Аквариума", "Браво", "Центра", и . Клипы "Веселых ребят" отличала инновационная коллажная анимация и расчет на как минимум удивление зрителя — тот же подход держали в уме продюсеры раннего MTV.

Им же предстояло поставить в эфир главного музыкального вестника планеты четыре любительских клипа ленинградских рок-групп "Аквариум", "Кино", "Алиса" и "Странные игры", которые были сняты Джоанной Стингрей для промо пластинки Red Wave в Америке.

Кружатся диски

Со временем эксперименты с формой, подсмотренные самыми прозорливыми телевизионщиками страны, стали проникать в наиболее популярные музыкальные передачи. Чаще всего в "Утреннюю почту" . Под его крылом музыканты могли рассчитывать на более свободную режиссуру, раскрепощение в кадре и даже на англоязычные песни. Лучшие клипы , , и дюжины других — это "Утренняя почта".

И даже если по гамбургскому счету им не хватало оригинальности, "картинка" в лучших традициях MTV неизменно работала. Для тех же, кто сомневался в эстетических связях редакции с западными образцами, Николаев вставлял в свои скетчи настоящие клипы больших иностранных звезд — например, .

Другая знаковая программа, впитавшая находки зарубежных творцов, выходила на ленинградском телевидении и называлась "Кружатся диски". Один из ее постоянных ведущих, музыкант мог запросто сойти за типичного виджея MTV: он вел непринужденные беседы с попугаем, весело шутил и поддевал коллег по цеху.

Тогда же в визуальную подачу своих подопечных стали вмешиваться ведущие советские композиторы-худруки и . Последний дал зеленый свет откровенной хореографии и эффектному макияжу , заслужившей за границей титул "русской Мадонны". попробовал себя в роли Майкла Джексона. Еще через несколько лет найдет себя в образах Golden Earring, а — в зеркале MC Hammer.

Однако ближе всех к стандартам вещания MTV, буквально импортозамещением на ниве музыкального вещания для молодежи, подошла программа "50х50" . В ней тоже использовали универсальную трехчастную структуру (новости, клипы, интервью со звездами), заботились о фирменном стиле и гнались за музыкальной модой. Недаром одной из ведущих "50х50" была — певица и модель, чей клип "Посмотри в глаза" называют первым по-настоящему современным клипом в новейшей истории России.

Когда в эфир вышел "Музобоз" , стало ясно, что новое поколение рулевых "Останкино" смотрит на классику MTV не как на недостижимый идеал, а как на хрестоматию. Даже заставка "Музобоза" была репликой клипа Полы Абдул Straight Up, по сути, материалом на переработку. Это легкое отношение к тяжеловесу медиарынка сохранится у Демидова и в будущем, когда с его подачи на российском телевидении покажут фейковый сюжет MTV о судьбоносной роли ведущего "Поля чудес" в карьере Майкла Джексона.

"MTV Россия" на Красной площади

Как ни странно, советские артисты официально дебютировали на MTV еще летом 1989 года. Без скидок на экзотику и неопытность, а по-взрослому — в дневной ротации, вперемешку с героями момента. Это были англоязычные клипы Radio Silence и Postcard, а также ударный хит "Парка Горького" — Bang. Зимой национальный хит-парад США возглавила песня Билли Джоэла We Didn't Start the Fire, где упоминались Прокофьев, Пастернак и Хрущев. Еще больше советских символов было в клипе новозеландской певицы Шоны Лэнг Soviet Snow.

В этом была известная доля иронии: MTV никак не мог добраться до СССР, но русские, точнее, русский дух все чаще пробирался на MTV. Московская группа "Круиз" выпустила тогда же песню-манифест Hit for MTV.

Как нельзя кстати в Советы прибыли руководители MTV Europe. Первыми о легальном показе лицензионной продукции с вещателем договорилась программа "Взгляд". В 1991 году — ровно через десять лет после старта в Америке — культовый канал начал вещание в Санкт-Петербурге. Это был первый круглосуточный западный телеканал в стране.

Еще через семь лет, осенью 1998 года, "MTV Россия" стал реальностью. Эфир открыл концерт Prodigy на Красной площади. Так невероятная одиссея самого масштабного музыкального проекта в истории окончательно прибыла к берегам самой большой страны.