Зачем реперы посещают симфонические залы: про популярный синтез классики и хип-хопа
Если Вы попробуете найти хотя бы одно обоснованное сравнение рэпа и классической музыки, то столкнетесь с предубеждением о том, что сопоставлять черное и белое бессмысленно. Kanye West, Waka Floca Flame, Eminem, Busta Rhymes, видимо, не были согласны с этим, когда создавали свои треки совместно с Бетховеном, Бахом и Моцартом.
В изоляции от времени
Если мы продвинемся по летоисчислению классической музыки от раннего Средневековья к XVII веку, опуская славные времена Баха с его академически-рассудочными композициями, то увидим, что Глюк, Моцарт и Гайдн создали совершенно другой стиль классицизма в музыке – мелодии, основанные на очень простых гармонических блоках из трех или четырех аккордов. Эту традицию продолжил Шуберт, создавший свыше 600 вокальных композиций. Вольфганг Амадей и его преемники хотели, чтобы публика запомнила их и припев. Простые повторяющиеся мотивы и работа на потребности социума так похожи на то, из чего складывается рэп – лексику активного запаса, выговоренную под бит. Интересно и то, что речитатив в опере из-за отражения в ней естественного ритма речи похожа на чтение обычных рэп-текстов.
«Ритм и поэзия», подобно джазу, року и поп-музыке, восходит к развитию классического канона, заимствует у него формы и стили звучания, несмотря на относительно недавнее появление в культуре. Рэп развился из хип-хопа в начале 1970-х годов как главный рупор для афроамериканской молодежи США, борющейся с несправедливостью. Выходцы из бедных общин не могли позволить себе купить проигрыватель и пластинку, поэтому именно рэп стал самым доступным и легальным способом самовыражением. Его также называют новой формой молитвы со своими троекратным повторением, просьбой о помощи, ценностями по типу мать, брат, девушки, родной район и деньги.
Отвергнутые и отчаянные молодые люди Америки могли найти спасение в вере, криминале или творчестве. А учитывая, что афроамериканская церковь, в целом, сильно связана с музыкой из-за местных хоров, неудивительно, что это отразилось и на становлении великих соул-исполнителей, певцов в жанре R&B и собственно рэперов, — рассказал «Слово и Дело» Александр Куликовский, редактор интернет-издания про современную музыку «Тихое место».
Что есть классика?
Классической музыке, куда включают и академические направления: оперу, симфонии, сонату, сюиту, традиционно отдан приоритет первой в иерархии музыкальных жанров. Она признается наиболее гармонично звучащей и универсальной в плане душевного отклика у слушающих. Это подтверждают рейтинги Spotify, в которых топ непременно возглавляют Чайковский, Рахманинов, Бетховен, Бах, Моцарт. Музыковед Наталья Рогудеева поделилась с редакцией своими мыслями о причинах вечности классических музыкальных произведений:
Хотя не все пьесы Моцарта являются одинаково гениальными, и в наши дни композиторы продолжают сочинять оперные арии и музыку к балетам, пиетет к этой музыке не случаен. Чтобы творить в академических жанрах, композитору нужно получить серьезное многолетнее образование, совершить большую интеллектуальную и душевную работу.
Порог вхождения в классическую музыку высок не только для исполнителей, но и для слушателей. Ее не воспроизводят на большинстве радиостанций, в торговых холлах и закусочных. Действительно, ситуаций, при которых, ты можешь на стриминговом сервисе специально включить Рихарда Вагнера, немного: классика требует сосредоточения, но даже не столько на мелодии, сколько на самом себе.
Далеко не все способны понимать эту музыку, потому что она зачастую технически сложна, что делает этот жанр абсолютно нишевым. Но она не стоит особняком в категории «наивысшее и образцовое», разделяя этот статус с другими нишевыми жанрами, вроде авангардного джаза или эмбиента, — уверен Александр Куликовский.
Такие исследования, как анализ зависимости музыкальных предпочтений и интеллектуальных способностей, согласно которому предпочитающие хип-хоп обладают низким IQ, искусственно противопоставляют любителей разных жанров. К другим средствам демонстрации элитарности классической музыки можно отнести манерность, официальный стиль одежды, большое количество прочитанных книг, знание истории искусств, которые присущи людям, публично отмечающим в качестве музыкального предпочтения классическую музыку. Но кто знает, возможно у воспитанной на рэпе девушки в вытянутой кофте и с пустыми глазами тоже есть шанс полюбить классику?
Что есть классика? Также непростой вопрос. Рэп-индустрия настолько сильно расширилась и модернизировалась за 50 лет, что и в ней легко возникает своя образцовость.
В любом направлении музыки, будь то рэп, блюз или death metal есть композиции, которые стали эталонными, задали высокую планку для других исполнителей и авторов, — объяснила музыковед Наталья Рогудеева.
Классикой в современном хип-хопе могут назвать даже еще не вышедший альбом. Чем более грандиозен выступающий артист и высоки ожидания от его нового материала, тем чаще будет всплывать слово «классика». Сегодня «классика» - это статус. И его заслуживают альбомы, которые в короткий срок могут начать менять ландшафт жанра вокруг себя, - рассказал Александр Куликовский.
Эти положения справедливы и для самой классической из музык. Hans Zimmer, Philip Glass, Max Richter, Ludovico Einaudi, создающие произведения для фильмов и социальный проектов, уже давно признаны классиками современности.
Дихотомия прошлого и настоящего
«Интересный, возможно, даже грязный маленький секрет хип-хопа заключается в том, как часто его продюсеры обращаются к классической музыке, когда пытаются заставить любого джокера, которого они производят, звучать, по крайней мере на мгновение, как бог. От торжественных легенд Восточного побережья, таких как Nas, до тусовщиков, таких как Лудакрис, многие рэперы сняли великолепие с классической музыки…», — писал музыкальный критик Джейсон Грин в журнале Stylus.
Практика сэмплирования (процесс, в котором звук берется непосредственно с записанного носителя и переносится на новую запись) классической музыки уже давно стала одним из ключевых аспектов музыкального производства хип-хопа. В первую очередь, это связано с отсутствием юридических ограничений: большая часть музыки не защищена авторским правом в случае, если со смерти автора прошло более 70 лет, и переходит в общественное достояние.
Согласно мнению Грина, хип-хоп заимствует классическую музыкальную форму с целью усиления своего влияния на публику. Иными словами, музыкальный критик ставит воздействующую силу рэпа под сомнение по сравнению с мощью музыки, признанной образцовой мировым сообществом. Действительно, коллаборация американского хип-хоп исполнителя NAS с DJ Premier и Симфоническим оркестром Беркли породила впечатляющий музыкальный проект «Регенерация», который включил в себя элементы «Лета» Вивальди, симфонию №36 Моцарта, увертюру Бетховена «Эгмонт», а также тексты, рекламирующие межжанровые эксперименты, подобные этому. Однако, мы уверены, что реакция слушателей на шоу была ничуть не больше, чем на сольный альбом NAS под названием Illmatic, признанным мировым хип-хоп-сообществом одним из величайших в истории.
Обращение к корням, традициям, которые дают опору, – это, по сути, естественное стремление человека. Чтобы изобрести новое – нужно хорошо изучить то, что было раньше. Поэтому, с одной стороны, музыканты учатся на классике. И, включая ее в новый контекст, как бы рассматривают весь потенциал ее возможностей. С другой – могут использовать ее узнаваемые мелодии для большей привлекательности своих композиций, — считает Наталья Рогудеева.
Есть небольшая традиция в хип-хопе и других маргинальных жанрах — артисты хотят доказать всему миру, что их музыка тоже может претендовать на высокое и делают концерт с аккомпанементом оркестровых инструментов. У кого-то получается органично, кому-то это вообще не идет. Что касается актуализации прошлого, большинство хип-хоп продюсеров не думает про это, им главное создать цепляющий сэмпл, который будет органично работать с нужным темпом. Playboi Carti не желает отдать дань уважения Штрауссу, просто классический, но сильно искаженный сэмпл как надо попал в настроение альбома, — уверен Александр Куликовский.
Эти две точки зрения могут успешно сосуществовать друг с другом. Преемственность не должна достигаться намеренно, исполнители неосознанно приобщают в свое творчество чужие труды из прошлого, давая обществу шанс вспомнить, пусть даже и делают это исключительно из личной выгоды. Отличным примером актуализации прошлого с помощью музыки является кроссоверный альбом классического рэпа «Увертюра к рапсодии», выпущенный Def Jam и Mercury Records в 1997 году. Тогда альбом стал хитом №1 в европейских чартах несмотря на присутствующее там оперное сопрано и сюжет про Князя Олега.
Кроме того, существует мнение о схожести рэпа и средневековых мадригалов на основании их текстомузыкального характера. Из последних как раз и «выросла» классическая музыка. Так, некоторые эксперты считают, что музыка возвращается к своей первооснове, преодолев которую, мы вновь совершим скачок в исполнении и звучании.
Хип-хоп или классика, любая музыка способна выражать эмоцию или мысль, которая будет понятна слушателю. Главное – рассматривать все музыкальные жанры как равные друг другу направления, подарившие нашей культуре новые образы, биты, фразы. Это было бы невозможно без их неосознанного вмешательства друг в друга, заимствований. Ведь кто знает на каком музыкальном витке эволюции мы бы находились, если бы Гершвин не включил в свою рапсодию блюз.