Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

о творчестве режиссёра Мартина Скорсезе

«Вообще-то, он хотел стать священником, но провалился в семинарию. Так бывает в религиозных семьях. Да ещё и итальянских, из Нью-Джерси. Хорошо, что родители ещё ничего не имели против того, что сын ходит в кино и смотрит телевизор. Потому что, будучи больным ребёнком, много смотрел кино — и в кинотеатре, и дома по «ящику». Кстати, фильм «Земляк» он увидел вместе с родственниками именно по ТВ. И на него это произвело такое впечатление, особенно части про Сицилию, что он ощущал его всю оставшуюся жизнь».

Когда-то один мой знакомый старый хиппи, миллионер и профессор, был молодым хиппи и даже дослужился до тур-менеджера группы The Band. Той самой, которая работала с .

Видео дня

И вот они приехали выступать на грязное поле под названием Вудсток, и там работала съёмочная группа, которая, собственно, и сделала этот чудовищный фильм, на который принято пускать слюни, про этот фестиваль для грязных (в буквальном смысле слова, потому что там шёл дождь) хиппи. И тур-менеджер Джонатан познакомился там с одним из немногих вменяемых людей — редактором (то есть монтажёром) по имени Мартин.

Так сложился дуэт Джонатана Тэплина и Мартина Скорсезе, продюсера и режиссёра, давший миру того самого настоящего, оскароносного кино-Скорсезе — «Грязные улицы» и «Таксиста».

Ко времени Вудстока Мартин Скорсезе не то что был ещё мальчиком на побегушках. Нет. Он уже закончил специализированный колледж искусств и университет. Более того, время в университете Нью-Йорка Мартин потратил со смыслом. Он снял три короткометражки.

«Что такая хорошая девушка, как ты, делаешь в таком месте, как это» — девятиминутная ламентация о тяжкой доле писателя.

«Это не только ты, Мюррей» — 15-минутный рассказ-воспоминание похожего на итальянца мобстера о ранних годках, довольно милый и смешной. С прямыми цитатами из «8½» Феллини. Его показали на Нью-Йоркском кинофестивале 1966 года. И не зря ему дали приз. В общем, во всех его короткометражках видно, что молодой автор весьма талантлив и глубоко погружён в кинопроцесс.

«Бритьё по-крупному» — пятиминутный фильм, где молодой человек старательно режет себе лицо безопасной бритвой под классический номер 1937 года «Я не могу начать» Банни Беригана, трубача и певца. Говорят, что это фильм — против вьетнамской войны. И его даже называли «Вьет67». Современному зрителю это совсем не очевидно.

А вообще-то, он хотел стать священником, но провалился в семинарию. Так бывает в религиозных семьях. Да ещё и итальянских, из Нью-Джерси. Хорошо, что родители ещё ничего не имели против того, что сын ходит в кино и смотрит телевизор. Потому что, будучи больным ребёнком, Мартин много смотрел кино — и в кинотеатре, и дома по «ящику». Кстати, фильм «Земляк» Роберто Росселлини он увидел вместе с родственниками именно по ТВ. И на него это произвело такое впечатление, особенно части про Сицилию, что он ощущал его всю оставшуюся жизнь.

Я не знаю, где у них в Нью-Джерси показывали французскую «новую волну». Но он утверждает, что на него она тоже повлияла. Правда, оговаривается: «Она влияет, даже если ты её не видел». Но зато мы точно знаем, что он видел фильмы итальянского неореализма типа «Рим — открытый город» Росселлини и «Похитители велосипедов» по Бартолини.

После своих короткометражек он снял «Я вызвался первым» (1967), который зачем-то переименовал в «Кто стучится в мою дверь?», с молодым Харви Кейтелем. Это история юноши и девушки, живущих на улицах Нью-Йорка. Да бог бы с ней, с этой парочкой. Дело в том, что тут заявлен творческий метод Скорсезе на всю оставшуюся жизнь — бессмысленное насилие в кадре самого высокого накала. Первые же кадры — когда избивают парня палками под песенку Jenny Take a Ride группы Mitch Ryder & The Detroit Wheels — задают настрой. А так вообще фильм про стереотипы, которые разрушают любовь.

Продюсеры Манугяны собрали на картину $75 тыс. Сколько удалось заработать, сказать трудно.

Но каким-то образом Скорсезе после этого фильма попал в поле зремана — гениального короля фильмов категории «B», прекрасного компилятора, монтажёра, режиссёра. И Корман чувствовал, что надо к лету снять что-нибудь скандально-кровавенькое. Он взял реальную историю любовной парочки, которая грабила вагоны.

Его жене удалось уговорить всё ещё живую героиню дать разрешение на съёмки их истории. Boxcar Bertha / «Берта по прозвищу Товарный Вагон» (1972). Режиссёром взял Скорсезе на бюджет $600 тыс. Это была первая райна, которого российский зритель узнал по всяким кунг-фу-фильмам эпохи видеопроката. Кроме всего прочего, тут были сексуальные сцены, которые исполнители главных ролей — Кэррадайерши — воспроизвели потом в фотосессии для журнала Playboy.

Но всё это касалось времён Великой депрессии. Другое время, другое место. Поэтому, когда к нему пришёл его дружок Джонатан Тэплин с идеей рассказать, что происходит здесь и сейчас, понятно, что Скорсезе взялся за работу. Они с Мардиком Мартином написали сценарий о жизни на джерсийских улицах, где мафию невозможно отличить от обычного мелкого бизнесмена. В главной ролНиро, снова Харви Кейтель и Дэвид Кэррадайн.

Название фильма — Mean Street / «Грязные улицы» (1973). Нельзя сказать, что это дебют Роберта Де Ниро в кино, потому что он уже до этого снималсльмы в 1963-м и в том же 1973-м в «Бей в барабан медленно». Но только со Скорсезе он остался практически на всю жизнь. На эту картину Тэплин нашёл $500 тыс.

На самом деле Тэплин сначала пытался договориться с Роджером Корманом, чтобы тот согласился дистрибутировать фильм по Америке. Под это дело ему давали $300 тыс. Которые хотел Скорсезе. Но Корман настаивал, чтобы герои были из негритянской среды, потому что в моде были blaxploitation films. Но Джонатану удалось передоговориться с Warner Brothers, а вот под них уже дали полмиллиона. И не пришлось делать героев чёрными, а сделали такими, каких Скорсезе и соавтор сценария знали гораздо лучше, потому что среди таких выросли сами.

Следующий фильм Скорсезе Alice Doesn't Live Here Anymore / «Алиса тут больше не живёт» (1974) очень хорошо известен советскому зрителю, его широко прокатывали в СССР. Просто нам вообще в то время ничего не говорила его фамилия. Просто грустный американский фильм про женщину, у которой погиб муж. И только недавно я, например, узнал что он числится трагикомедией. Вот чего, а комедии что-то в детстве я там не увидел. Надо пересмотреть. Продюсером фильма был Дэвид Сасскинд, известный телеведущий, и, видимо, благодаря своей популярности ему удалось собрать почти $2 млн на производстстин дкар» за главную роль в этом фильме. Номинировался он и на «Золоту пальмовую ветвь» в Канне. Снова в кадре Харви Кейтель, а также кантри-персон. Никакого насилия, кстати. Иначе он бы точно не попал в прокат в СССР.

Зато насилия полно в Taxi Driver / «Таксисте» (1976). Сценарий напиёдер, которого публика больше знает как режиссёкор», «Американский жиголо» и т. д.). Роберт Де Ниро играет вернувшегося с войны парня, который из-за психоза и бессонницы нанимается работать таксистом по ночам и колесит по Нью-Йорку.

В какой-то момент у него окончательно начинает ехать крыша и он понимает, что должен очистить этот город от скверны.

Спасти несовершеннолетнюю проститутстер), убить политика, мочкануть грабителя, разогнать бордель, застрелить мафиози — отличная программа, я считаю. Оператор Майкл Чэпмен удивительно точно играет городскими огнями, залитыми дождём окнами авто и т. д., чтобы создать атмосферу совершенного одиночества героя. Не обошлось и без Харви Кейтеля. На структуру фильма повлиял второй сольный альбом ирландца Вэна Моррисона (экс-Them) Astral Weeks, хоть он там и не звучит. Вопреки заявлениям чудиков с Википедии, никакого отношения к джазу он не имеет. Звуковую дорожку писал известный в кинокругах композитор Бернард Херрман. И каким-то чудом завершил её за день до собственной смерти.

С этим фильмом вообще происходили глубоко стрёмные вещи. Для начала Теннесси Уильямс (тот самый, который «Темнокожий массажист» и прочий ЛГБТ-театр) в жюри Каннского фестиваля обозвал картину апологией насилия. Назваист» и имя Джоди Фостер постоянно всплывали, когда начали раскручивать дело о покушении на президента Рейгана.

Чокнутый Джон Хинкли, сын владельцев нефтяной компании, смотрел фильм раз пятнадцать, потом стал преследовать актрису Джоди Фостер, потом ездил с пушкой за Картером по всей Америке, но его свинтили. А вот покушение на Рейгана уже не смогли предвидеть. Он шесть раз в него выстрелил, но попал в кого угодно, кроме Рейгана. Рейгану досталось рикошетом.

Немудрено, что при разборе полётов стали обвинять и «Таксиста». В частности, один критик договорился до того, что фильм фашистский, сценарист Шрёдер — квазифашист. И так далее. А про Джона Хинкли и некоторых других сделали мюзикл Assassins / «Убийцы», и на его стихи спела песню группа Devo (I Desire).

«Таксист», наверное, самая сильная работа Скорсезе. В дальнейшем ему такой мощи удастся достичь толькино». Но всё это — субъективно. А вот объективно то, что без «Таксиста» не было бы «Бегущего по лезвию» и новомодного «Джокера». По-любому — четыре номинации на «Оскар», три премии BAFTA и таки «Золотая ветвь» Каннского фестиваля 1976 года.

В 1977-м Скорсезе выпусорк» с Де Ниро и Лайзой Минелли — лёгкая лирика с обилием музыки. Я бы мог хорошо относиться к этой картине, если бы заглавная тема — песня «Нью-Йорк, Нью-Йорк», особенно в исполнении Синатры — так бы не достала со всех сторон. Да и Лайза, у которой на лбу написано большими буквами CABARET.

Обратим внимание на то, что в 1976-м Джонатан Тэплин заставил Скорсезе вспомнить молодость и они сняли то, что называется «фильм-концерт», а на самом деле — документалку о последнем концерте группы The Band 25 ноября 1976-го в Сан-Франциско. Это хороший документальный фильм, и игроки все знатные — крсона с командой, там тебптон Янг, и Боб Дилан, и Ринго Старр...

Не знаю, что повлияло на Скорсезе — повторный заход в наркотические хипповые времена или просто то, что у него стало слишком много денег, — но он своими кокаиновыми праздниками довёл себя до овердоза и чуть не умер. Его с того света буквально вытаскивал Роберт Де Ниро, который сидел у его постели в больнице и всячески мотивировал. Сначала выжить, а потом — бросить «драгзы». Он его умолял снять новый фильм.

И этим фильмом стал жёсткий «Бешеный бык» (1980) про реального боксёра по фамилии Ламотта. В главной роли, понятное дело, Роберт Де Ниро.

Две премии «Оскар» — самому Де Ниро и редактору фильма. BAFTA отметила также работу редактора и деПеши, который плавно влился в стилистику всех фильмов Скорсезе и особенно — «Казино».

Обуянный новым знанием и высокими стремлениями, Скорсезе хочет снять «Последнее искушение Христа», но студии его самым шикарным образом отфутболивают. Особенно постаралась Paramount, которая уже даже стартовала продакшен, но, получив письма и угрозы от особо бдительных граждан, сильно испугалась и отказалась от производства, потратив уже $3 млн. А обвиняли фильм — ни более ни менее — одновременно в антисемитизме и педерастии. «Надеюсь, когда-нибудь я всё-таки сниму «Последнее искушение…», но не в этой стране и не на деньги этой страны. Всё. Забудьте об этом. Этот фильм и американская индустрия кино не имеют ничего общего», — говорит режиссёр в сердцах.

Тогда Скорсезе в пику снимает вместе с The Geffen Company на студии Warner Bros непритязательную комедию After Hours / «После работы»(1985). Но она тогда была непритязательной. Сейчас бы её запинали комсомольцы из Woke-райкома. Ну сами посудите: главный герой — молодой парень-программист. Все женщины, которые ему попадаются на пути, — сексуальные агрессорши, садистки, мазохистки, манипуляторши и идиотки.

Вдруг в 1986-м Скорсезе взялся снимать продолжение фильма «Хастлер» 1961 года по роману Уолтера Тэвиса — про приключения профессиональных игроков в бильярд. ИгрюмаКруз. Выглядит как авантюрная комедия в стtinера». Наверное, именно поэтому тут так прозвучал Ньюман.

Но вот что любопытно. Уолтер Тэвис за свою короткую жизнь написал немного произведений. И одним из них был «Человек, который упал на Землю», который экранизировали с неземБоуи. И ваш модный сериал «Ход королевы» (2020), собственно, — экранизация его романа Queen’s Gambit 1983 года, изданного в том числе и в России.

Скорсезе — упорный. Он всё-таки тащит свою идею с экранизацией греческого автора Никоса Казандзакиса и его «Последнего искушения Христа». И таки снимает его в Марокко для Universal в 1988-м. В рсуса беспроигрышный Уиллем Дэфо. В роли Пилата вместо первоначального Стинга — Дэвид Боуи. Музиела. Отлично.

И знаете, что, по мнению Скорсезе, «последнее искушение»? Христу — отказаться от мессианства и выбрать путь обывателя. Но тут же особо возбуждённые граждане стали бухтеть, что у режиссёра «Христос сбежал с креста, чтобы совокупитьсиной». Ну короче, кто что увидел, тот против того и боролся. Хорошо, что тогда не было соцсетей с их хором злобных хомячков и мастера культуры тогда ещё могли сказать обезумевшему быдлу три заветных буквы — ПНХ. Музыка Гэбриела номинировалась на Grammy.

Goodfellaрни» (1990) выглядят как приквел к «Клану Сопрано», честное слово. Джо Пеши, Роберт Де Ниро, Рэй Лиотта рисуют красками мафиозную обстановку.

После увлекательной истории, снятой мастером, гангстерская тематика с итальянским душком не могла потом исчезнуть с экранов ещё лет двадцать. А Пеши получил «Оскара» за лучшую роль второго плана.

Cape Feaаха»(1991) — ремейк фильма 1962 года с Робертом Де Ниро.

Наверное, что-то в нём есть, но проблема в том, что его мог поставить кто-то другой. Для этого совершенно необязательно быть Мартином Скорсезе.

The Age of Innocencсти» (1993), костюмная драма по ромртон, — это то, чего меньше всего ожидаешь от Мартина Скорсезе. И мы, конечно, все рады за мадам Уортон — ей, первой женщине, дали Пулитцеровскую премию за этот роман в 1921 году.

Вместе с Casino / «Казино» (1995) к нам вернулся прежний роскошный гангстерский Скорсезе. А заодно актёрский дуэт Роберт Де Ниро — Джо Пеши. Снятый по книге Николаса Пиледжи («Славные парни» — это тоже его), фильм рисует масштабную драму из жизни гангстеров, и смотреть его можно не один раз. Это, безусловно, одна из самых сильных картин режиссёра.

Kunduдун» (1997) про далай-ламу навевает мысли, что каждый крупный режиссёр, начинауччи, обязательно вписывается в тему Тибета. Причём с позиций какой-нибonal. Осталось понять, это они делают по зову души или как? Бюджет $28 млн, а сборы в $5 млн подсказывают нам, что налицо некий пропагандистский ход.

Таким же коммерческим провалом обернулся Bringing Out Dead / «Воскрешая мертвецов» (1999) c Николасом Кейджем в роли парамедика. Роман Коннелли, сценарий Пола Шрёдера. Отличный саундтрек — тут тебммер (The Clash)монд, и Пит Таунсенд (The Who). Профессионалам, тем не менее, картина нравится.

Gangs of New Yorрка» (2002) был воспринят с каким-то истерическим восторгом в Западном полушарии. Жанрово — исторический фильм. Но с Ди Каприо. При $97 млн бюджета собрал $193 млн. Значит, он как-то зашёл зрителю, хотя что может рассказать жителю средней полосы России эта картина, я вообще не понимаю. Про гениальную иДиас не подсказывать. Она милашка везде — от «Маски» до чего угодно.

В 2003 году он выпустил документальный фильм «Блюз», и это надо обязательно видеть, если вы интересуетесь музыкой и её историей.

В 2004-м со своим новым хорошим мальчиком Ди Каприо он снимает Aviator / «Авиатора». История совершенно безумного и противоречивого миллионера Говарда Хьюза — это всегда интересно, даже если бы это снимал не Скорсезе. Но снимал именно он, поэтому картина впечатляющая и стилистически, и технически. Неслучайно одних номинаций на «Оскар» одиннадцать штук.

Сегодня пересмотреть «Авиатора» будет очень актуально — тут и частное воздухоплавание, аналог частных полётов в космос, и смертельный вирус,ФБР, и все дела... Мало чем отличается от повесточки в наших интернетах.

The Departed / «Отступники» (2006) — это ремейк гонконгского фильма режиссёра Лау «Двойная рокировка». Ещё одна картина в копилку гангстерских фильмов от Скорсезе — с Николсоном, Ди Каприоном. Включён повышенный уровень мужской актёрской привлекательности.

Говорят, что у персонажей даже есть реальные прототипы. И богатый саундтрек — тут есть даже Рой Бьюкенен и группа Badfinger.

Если мы уж говорим про музыку, то, кроме «Блюза», надо посмотреть две отличные работы режиссёра — концерт «Rolling Stones. Да будет свет» (2008) сон. Жизнь в материальном мире» (2011), а также «Rolling Thunder Revue: История Боба Дилана глазами Мартина Скорсезе» (2019).

В 2010-м состоялся очередной выход Ди Каприо под режиссурой Скорсезе — Shutter Islandых» по криминальному романуа. В меню: детоубийцы, психбольницы и т. д. Чистая коммерция: $80 млн — расходы, $294 млн — сборы.

Hugени» (2011) будем считать детским просветительским фильмом из истории возникновения кинематографа.

The Wolf of Wall Streeрит» (2013) оказался ярким явлением. Одно время казалось, что новое поколение финансовых хомячков сделает «Волка» новым «Атлантом, расправляющим плечи». Ди Каприо тут сам себе продюсер, сам себе звезда. Расходов $100 млн, доходов почти $400 млн. Ди Каприо луРэнд.

Silencние» (2016). Как только я понял, что фильм о древней Японии и приходе христианства, просто нажал кнопку Skip.

The Irishmaдец» (2019) должен был взбодрить публику. Роберт Де Ниро, Джо Пешчино — все записные итальянцы Голливуда на месте. И вот вроде он всем понравился, а сборы $7,9 млн при бюджете $159 млн. Плюс (то есть, конечно, минус) он длится 210 минут. Theme for the Irishman написал Робби Робертсон из группы The Band.

А теперь мы сидим и ждём нового фильма с Ди Каприо и Де Ниро — Killers of the Flower Moon / «Убийцы цветочной луны» (2021). Там какая-то мутная история с месторождением в Осейджей, а также с местным нативным американским населением, которых всех убили. Не знаю, соберусь ли я его смотреть. Слишком много нативности и инклюзии.

Но что меня радует: уже скоро 2022-й, а Мартин Скорсезе как локомотив — идёт и идёт вперёд.

Впрочем, его хипповый продюсер Джонатан Тэплин — тоже. Задолго до того, как все стали говорить о том, что социальные сети и Big Tech далеки от демократии (лет за пять), он написал книгу «Как Facebooglazon подрывают американскую демократию и загоняют культуру в угол». Вот что значит олдскульные левые. Любо посмотреть.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.