Войти в почту

Музыка и предубеждение: день, когда стоит послушать ноты наоборот

День необычной музыки был придуман американским музыкантом Патриком Грантом. Это был жест доброй воли в надежде распиарить свой собственный лейбл под названием «Strange Music». В конце 90-х композитору никак не удавалось записать на студии свой диск, представляющий синтез классики, этнической музыки и пост-панка – ему просто, смущаясь новаторства, отказывали. Праздник позволил привлечь внимание аудитории к экспериментальным открытиям в музыке, новым жанрам.

Музыка и предубеждение: день, когда стоит послушать ноты наоборот
© Слово и Дело

Новые жанры. Сама онтология праздника подтверждает тот факт, что как таковых новых жанров не существует, а различного рода комбинации из «джаз», «метал», «фолк», «нью» — лишь расширение и интерпретация уже известных аккордов, мелодий и ритмов.

«Поделюсь с вами одним из прекраснейших определений «искусства»: искусство — это поиск новых выразительных форм, то есть это процесс создания чего-то нового, или хотя бы попытка этого. Мы живем в эпоху позднего постмодерна, для которого характерно переосмысление и, как следствие, копирование и компиляция (как пример: огромное количество перепетых старых песен). Поэтому сейчас соревнование между музыкантами, скорее, проходит в формате того «кто удачнее сложит уже существующие «кубики». Об изобретение новых жанров и процессе создания искусств, я думаю, что речи здесь не идет. В России уж точно. Не стоит забывать и о том, что большинство артистов стремится зарабатывать на своей музыке: одна эта мысль подталкивает использовать исключительно «работающие схемы». А вот эклектика расцвела пышным цветов. Сейчас трудно найти чистый жанр», — рассказала редакции группа «длб».

Помимо симбиоза известных музыкальных жанров к новым направлениям в музыке иногда относят произведения, в которых содержится какая-то смысловая пропаганда (наркорридо, джихади нашид, христианский блэк-металл), которые исполнены определенным способом (овощная музыка, чип-поп), которые включают себя бутафорию и осмысление образов из поп-культуры (пиратский метал, шугейзинг, визард рок) и т д. Да даже игра двух музыкантов на одной скрипке — для некоторых, это новый жанр.

«Как правило, странные жанры — это странные и весьма конкретные группы и исполнители, которые играют в этих самых жанрах. Отчасти поэтому жанровая принадлежность, особенно в роке и метале, мне кажется, перестает быть определяющей. Она лишь может задать общий вектор, чтобы слушатель, примерно, понимал, что ему ожидать. Сам музыкальный материал может быть весьма разносторонним. При должном успехе, можно дойти до того, что на вопрос «Посоветуй что то вроде вот этой группы?» — ответить будет нечего», — поделилась со «Слово и Дело» группа Abyssphere, исполняющая dark metal.

Эксперименты в музыке — залог ее постоянного развития. Сейчас расширять мир музыкальных границ стало намного проще: весьма специфическим решениям композиторов и исполнителям не нужно одобрение радио или ТВ для того, нишевое произведение стало достоянием общественности — достаточно сделать таргетированную рекламу или записать 15-секундный тик-ток. Вопрос лишь в том насколько эти новаторские решения повышают уровень самой музыки, какую категорию они пополняют — хорошую или плохую.

Хорошая и плохая музыка. Чаще всего эти категории циркулируют в разговоре о вкусах. Разумеется, каждый считает свой музыкальный выбор самым совершенным по звучанию, смыслу и настроению, не задумываясь о том, что песня, которую мы напеваем, характеризует нас и связана с десятками обстоятельств: местом проживания, языком, религией, образованием, социальным окружением, темпераментом. Из-за теоретического отторжения направлений нам не близких мы предосудительно делаем вывод о тех, кто их любит. 

Непредвзято судить можно лишь о качестве музыкального продукта, но не более.

«Если исполнитель объективно плохо поёт, не попадает в ноты, а запись его трека звучит как mp3 в битрейте 96, то, наверное, можно назвать эту музыку плохой. Если же вам просто не нравится, не цепляет: это уже другой разговор. Музыкальный вкус, на мой взгляд, это выработанная лично вами система предпочтений, которая на 80% субъективна, а оставшиеся 20 — ваша аргументация по существу. Но есть ли смысл спорить о вкусах?», — рассказала группа Abyssphere. «В данном контексте нужно говорить скорее о музыке, созданной профи и любителями: элементарно о качестве создания и исполнения музыки. Ведь качество в отличие от музыки уж, точно, может быть «плохим» и «хорошим». Разумеется, любой музыкальный жанр можно подать очень качественно, при наличии должных навыков. Что касается, «хорошего музыкального вкуса» — это высокий уровень музыкального анализа», — поразмышляла группа «длб».

Стало понятно, что смысл праздника с течением времени поменялся: сейчас нам не суть важны измышленные музыкальные жанры, природа которых на самом деле всем известна, важно — дать возможность самому себе воспринять что-то новое. Но ведь мы и так делаем это круглосуточно, упиваясь своим меломанством. 

Эра меломанов. Уверены, что практически каждый, кто на постоянной основе помнит топ-10 из чарта в ВК, быстро узнает саундтреки из «Отряда самоубийц» и может приближенно синхронно треку открывать рот на клубной танцплощадке, считает себя заядлым меломаном. Быть знатоком музыки стало куда проще с появлением агрегаторов и автоматической подборки. Но развили ли в нас нотную пытливость технологические приблуды? Нет: при своей мнимой страсти к музыке мы так и остаемся в замкнутом круге своего предпочтения, который практически на 100 процентов перекрывает аналогичную область у товарища, коллеги, незнакомца в метро. Секторов в этих кругах интересов тоже лимитированное число: поп, рэп, хип-хоп, рок и все. Наглядно развенчивает современную интерпретацию меломанства открытая статистика: если мы возьмем, например, сервис Яндекс.Музыка, то увидим разницу в лайках на альбомах между «Русский поп: открытие» и «Джаз-фьюжн для новичков» не в пользу последнего, конечно.

Получается, что для музыкального просвещения праздник странной музыки нам просто необходим.

Для музыкального просвещения

Певица и видеоблогер ELLA, голос который известен многим по треку «NBA»: «Неопоп — это модернизированное направление в поп музыке. Это жанр, которому хочется верить. Он заставляет помечтать и поплакать в танце. Есть еще замечательный жанр hyper-pop, который стремительно набирает популярность. Из ярких представителей его можно выделить Zarya с русской сцены и 100 gecs с американской».

Отечественная рейв-группа «длб»: «Бэйсхаус и бэйслайн — это жанры андеграундной электронной танцевальной клубной музыки, зародившиеся в Англии. Очевидно, что говоря «хаус», мы подразумеваем «прямую бочку» (прим. автора — несбивающийся ритм «туц-туц-туц» в клубе). Индивидуальность жанру придает темп в 135–142 bpm, специфическая ритмическая структура, а также лидирующая функция баса и тяжелых синтов.

Это классическая модель. Изначально мы ставили себе задачу адаптировать данный жанр для российского слушателя. По большому счету, на сегодня только 2 трека, выстроенные по классической бэйсхаус-схеме «выстрелили» в России. Это «Лексус» диджея Кашина и, собственно, наш трек «Катка». Сейчас мы активно сочетаем бэйс с хип-хопом, а также часто повышаем bpm. А вообще многие артисты (даже поп-артисты) начинают использовать элементы жанра в своем творчестве, потому что первое, что скажет человек, впервые услышавший бэйс: "качает"».

Это интересно: Зачем реперы посещают симфонические залы: про популярный синтез классики и хип-хопа