Войти в почту

Режиссер Илья Архипов – о Болливуде, смысле костюма и развитии театра

Илью Архипова называют одним из самых интересных и перспективных молодых режиссеров. В конце 2019 года он был удостоен Молодежной премии Правительства Санкт-Петербурга в области художественного творчества.

Режиссер Илья Архипов – о Болливуде, смысле костюма и развитии театра
© Слово и Дело

Среди режиссерских работ Архипова – детские спектакли, мюзиклы и драматические постановки. Ценители театрального искусства восторгаются его мюзиклом в стиле Болливуда «Рикки-Тикки-Тави», а постановка «BAJKI. Сказки для взрослых» прославила режиссера и привела в театр Эстрады имена Райкина новых зрителей.

 — У вас есть спектакль на тему Болливуда. В Петербурге сейчас по рибейту снимают индийский шпионский боевик под кодовым названием «Производство 70». Как вы думаете, почему тема индийского кино набирает популярность в России?

 — Начнем с того, почему Болливуд важен в Индии. Насколько нам всем известно, Индия – страна, которая живет на грани нищеты, человеческого караула и богатейших замков, домов бизнесменов. На мой взгляд, любой болливудский фильм – это сказка. Она бывает с разным концом, но в Индии, в основном, они грустные.

Взять любой фильм Санджая Лилы Бхансали – «Рам и Лила», «Падмавати», «Баджирао и Мастани» – несмотря на то, что эти фильмы плохо заканчиваются, в них много сказочных перипетий. Эта эстетика, которая позволяет людям мыслить сказочным образом – помогает им посмотреть на свою жизнь совершенно с другой стороны. Нереальная любовь, нереальные отношения, нереальные чувства – сейчас захватывают всех.

В конце концов, современные индийские фильмы – это безумно красиво. Даже несмотря на использование в них компьютерной графики. В них все в меру, со вкусом, в них потрясающая музыка, артисты работают в определенном жанре. Болливуд – это целый мир, который в определенное время был забыт из-за своей какой-то наигранности, но теперь все перешло в совершенно другое гротесковое существование.

 — В индийском кино значительный акцент делается на костюмах, они всегда очень яркие и выразительные. Вы в своих спектаклях уделяете особенное внимание внешнему виду артистов или отдаете все в руки костюмеров?

 — В «Рики-Тикки-Тави» я сам художник по костюмам. Вместе с куратором по костюмам мы совмещали разную эстетику Индии. Очень интересно было раскопать, как называется каждая часть костюма, почему они носят такие браслеты. Но это не только в «Рики-Тикки-Тави», а в целом в моих постановках.

Я работаю с великолепной художницей, моей студенткой. Костюмам мы всегда уделяем большое внимание, потому что это не просто красивая одежда. В наших спектаклях нет ничего случайного – ни света, ни цвета, ни звука. Костюм – это психологический портрет персонажа. Наши артисты часто говорят: «В этом костюме даже играть не надо». То есть костюм помогает держать все в определенной эстетике, и помогает артисту создать определенный образ, двигаться определенным образом, дышать, звучать.

Можно сказать, что моя любовь к минималистичным декорациям, но при этом достаточно ярким, кутюрным костюмам – пришла от любви к индийскому кино.

 — Вы обращаете внимание на то, как развивается театр в других странах? 

 — Огромное счастье, что у нас есть возможность наблюдать через интернет-порталы то, что происходит заграницей. Есть замечательные каналы, которые показывают европейские оперные постановки. И, конечно, удивляешься, как они работают, как умеют образно соединять какие-то вещи. На этом можно учиться.

У меня есть такая тенденция – декорации к своим спектаклям я всегда придумываю самостоятельно. Я создаю эскизы, а потом делюсь идеями с технологом. Он продумывает, как это должно работать, и запускает в работу.

У меня есть две боли. Иногда ты что-то придумываешь, начинаешь рыться в Интернете в надежде, чтобы найти что-то подобное, убедиться в том, что это возможно, но не находишь. Бывает второй вариант, когда ты придумываешь что-то и понимаешь, как это будет работать – случайно заходишь в Интернет и видишь что-то похожее.

 — Существует такой проект Theater HD, в рамках которой показывают спектакли британских и американских театров. Хотели бы вы, чтобы ваши спектакли были отсняты и показаны на экране?

 — У нас в Петербурге часто показывают британскую постановку «Фанкренштейн» с Бенедиктом Камбербэтчем. Я неоднократно смотрел. Они не такие зрелищные, ажурные, но есть другой менталитет зрителя, другая подача материала, это тоже очень здорово, на этом тоже можно учиться.

У нашего театра Эстрады есть опыт в этой сфере – наши спектакли показывались на различных онлайн-площадках, например, «Культура. РФ». У нас есть спектакль «Бармалей», и его прямую трансляцию одновременно на портале «Культура.РФ» посмотрели полтора миллиона человек. Плюс на наших постановках идет перевод на жестовый язык.

Сегодня театр становится действительно без границ. Люди все равно хотят где-то соединиться, чтобы смотреть спектакли. Театр – это последнее живое искусство, которое рождается здесь и сейчас между зрителем и артистом. Это то, без чего я существовать не способен.

 — Сейчас вы готовите какие-то новые постановки?

 — Если говорить про Театр Эстрады, замечательный режиссер Стас Парфенов выпускает спектакль по рассказам Сорокина, наш артист и режиссер Кирилл Петров будет выпускать спектакль «Шум за сценой» – это очень известная пьеса. И в новом году, в марте мы выпускаем мюзикл специально для подростков, тинейджеров и более старшего поколения – мюзикл «Остров сокровищ» в стилистике фрик-кабаре.