Войти в почту

«Блудный сын»: почему в России снимают сериалы на одну тему

О сериале

«Блудный сын»: почему в России снимают сериалы на одну тему
© Слово и Дело

Книга «The Телки. Повесть о ненастоящей любви» Сергея Минаева вышла в свет в 2008 году. Первый тираж книги составлял более 300 тысяч экземпляров. Но не исключено, что к книге появится новый интерес после выхода восьмисерийного сериала, съемки которого уже стартовали в Москве. За экранизацию взялась режиссер Мария Агранович, известная по фильму «Люби их всех». Картина вышла в 2019 году и приняла участие в конкурсной программе «Кинотавра».

Действие сериала будет крутиться вокруг руководителя PR-агентства, москвича Андрея Миркина. Наш герой — тусовщик и ловелас, который вращается в кругах золотой молодежи и элитной богемы. Андрей привык идти по головам и не думать о чувствах других людей, поэтому спокойно закручивает романы сразу с двумя девушками. Безусловно, ни к чему хорошему это не приведет. За внешним лоском скрывается настоящая грязь, которую зрители увидят в 2022 году. Главные роли в сериале исполнят Милош Бикович, Паулина Андреева, Оксана Акиньшина.

На этапе съемок писатель Сергей Минаев уже выразил свое одобрение сериалу. Он оценил, как создатели многосерийного фильма перенесли действие в 2020 год. Напомним, что Минаев уже сталкивался с экранизацией — по его дебютному роману «Духless» снял фильм режиссер Роман Прыгунов.

Популярная тема

Тема двойной жизни, беспорядочных связей, расточительства в последнее время находит яркое отражение в российских сериалах. Взять, например, недавних «Содержанок». Все главные герои, как и полагается, москвичи, которые ведут двойную жизнь. Мужья изменяют женам, жены — изменяют мужьям. Большие финансы дают им возможность исполнять любые прихоти — вплоть до убийства других людей. Безусловно, ничем хорошим это не кончается.

Или вспомним «Сладкую жизнь». В нем действие аналогичным образом разворачивается в Москве (а где еще?). Зрителю показывается история шести 30-летних москвичей. И опять измены, деньги, тусовки.

Не киноискусство

По мнению кинокритика Максима Васюнова, подобные сериалы не имеют никакого отношения к киноискусству — их называют «вторичкой». На эту тему снято большое количество фильмов и сериалов.

«Роман Минаева по образу героя похож на фильм "В движении". Фильм с Хабенским снял режиссер Филипп Янковский. Но в том фильме герой каким-то образом меняется, пытается переосмыслить свои поступки, и мы понимаем, что герой не потерян, какой-то выход у него есть, есть духовная составляющая», — рассказывает спикер.

Темы, которые находят отражение в современных сериалах, интересны в первую очередь их создателям — режиссерам, сценаристам.

«Дело даже не в зрителях, у которых этот фильм популярен, а дело во всем поколении. Соответственно, в чем люди разбираются, что им интересно — об этом они фильмы, сериалы и снимают. И они понимают, что на этом можно заработать деньги. Соответственно, это уровень не только зрителей, но и сегодняшних кинодельцов — продюсеров, режиссеров, сценаристов, вероятно, и актеров, которые соглашаются сниматься в подобного рода сериалах», — подчеркивает кинокритик.

Еще одно ключевое отличие так называемой «вторички» — ее мгновенно забывают. Да, такие сериалы обсуждаются во время съемок или после выхода, но о них не помнят годами, десятилетиями.

Кризис героя

Истории об успешном мажоре, который окружен вниманием девушек и ведет двойную жизнь — мы видели неоднократно. И эту тему продолжают развивать, пытаются ее переосмысливать с разных сторон. Но проблема оказывается гораздо глобальнее.

«В нашей большой киноиндустрии большой кризис героя. Нет новых героев. Все переосмыслено, пересказано. Тот, кто найдет героя, который станет популярным, как герои Шукшина, Бодрова, Шурик — все это типажи, которые стали героями своей нации. Они прекрасно угаданы, похожи, понятны. За ними важно и интересно наблюдать, у них есть чему научиться. Таких героев современные режиссеры, сценаристы предложить не могут».

Блудный сын

В Библии есть притча о блудном сыне, который прогулял половину имения, дарованного отцом, и оказался в нищете. Вспомните картину Рембрандта «Возвращение блудного сына», которая наглядно иллюстрирует момент покаяния, когда сын упал к ногам отца.

«Этим сюжетам тысячи лет. Взять тот же сюжет блудного сына, который прекрасно эксплуатируется во всей мировой культуре, в том числе российской. Сейчас мы 200-летие Достоевского отмечаем, у него много отсылок к теме блудного сына. Поэтому здесь главный вопрос: "Какой будет финал?" Если этот сериал закончится примерно тем, чем притча о блудном сыне, то он наверно имеет право на существование. А если это история о том, как люди тусуются, влюбляются, занимаются беспорядочными связями, прожигают жизнь, и если в финале герой лишь разочаровался в других и жизни, но так и не понял, что накосячил сам — то зачем этот сериал?» — резюмировал спикер.

Понятно дело, что многие сериалы не претендуют на то, чтобы оставить свой след в истории. Но есть проекты, которые запоминаются надолго и поражают своей глубиной смысла. Вероятно, пришло время искать нового героя, бороться с тем самым кризисом, чтобы как-то изменить сложившуюся тенденцию снимать сериалы о прожигателях жизни.