Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

«Ты – счастливая случайность в этой будничной жизни»: в театре Маяковского премьера – спектакль «Дикарка»

В театре им. В. Маяковского на сцене на Сретенке премьера спектакля «Дикарка» по пьесе А. Островского, которая была написана в соавторстве с Н. Соловьевым, в постановке заслуженного деятеля искусств России . Комедия о новом времени, вечных ценностях и внутренней свободе и сегодня, спустя два века, звучит современно.

«Ты – счастливая случайность в этой будничной жизни»: в театре Маяковского премьера – спектакль «Дикарка»
Фото: Мир24Мир24

Видео дня

«А отшучиваться легче, чем оправдываться?»

Действие разворачивается в дворянской усадьбе XIX века. Некогда ее хозяева были богаты, но прежняя роскошь постепенно уходит. А немолодой наследник рода Ашметьевых Александр Львович (заслуженный артист России ) приезжает из Парижа за деньгами на веселую и беспечную жизнь. В русской деревне ему скучно, а жена (, ) никак не может удержать его подле себя. И ничего лучше супруге не приходит в голову, как влюбить его в молодую соседку Варьку (Анастасия Дьячук) – настоящую «дикарку». Невинная затея оборачивается серьезными чувствами.

Что ждет героев постановки? Любовь? Страсть? Ненависть? И чем закончится эта игра чувств?

Стоит отметить, что у Юрия Иоффе действительно получилась комедия: причем, смеется зритель больше именно над находками актеров и режиссера, чем непосредственно над текстом. И тем не менее порой это все-таки «смех сквозь слезы». Ведь по сути перед нами история островской Лолиты. И каждый персонаж тут по-своему несчастен, а радость – лишь мгновения. Это Россия, Русь-матушка, с ее богатой русской душой, красивой природой и какой-то судьбоносной невозможностью быть счастливым.

«Вы или дороги почините или сделайте мне такой тарантас, чтобы я мог по вашим дорогам ездить»

Эта история не только о личном и внутреннем, это еще и о стране: о предстоящих переменах, об уходящей эпохе дворянства и зарождении чего-то нового – интеллектуальной элите. И особенно ярко это чувствуется в персонажах, которые как бы противостоят друг другу: помещик, сосед Ашметьевых Михаил Тарасыч Боев (заслуженный артист России , ) и чиновник, жених Вари Виктор Васильевич Вершинский () – совершенно по-разному смотрят на государство, на жизнь, иначе решают дела и, совсем друг друга не понимая и не желая понять, постоянно спорят; а помещик, молодой человек (, ) – антипод Ашметьева – практичный, юркий, деловой, но лишенный любой романтики, хоть и припас для Вари букетик полевых цветов, когда шел свататься.

Все персонажи у Островского – это вообще энциклопедия души.

«Странно устроен человек: в молодости ему дается страсть, чтобы наделать глупостей, а в зрелости – ум, чтобы потом сожалеть»

Вот Ашметьев. Привык к легким деньгам, которые не нужно добывать непосильным трудом или своим умом, ездит от скуки за границу и крутит многочисленные романы, считая, что женился исключительно по глупости. Персонаж Евгения Парамонова влюбляет, конечно, себя, несмотря на явные недостатки. А что поделать? Завоевывать сердца женщин его герой умеет, пожалуй, лучше всего. Но отчего же тогда в финале он выглядит таким жалким и бесчувственным? И совсем не вызывает сочувствия, когда волочится за собственной женой, которая уходит из дома навсегда?..

Богатая помещица Анна Степановна Ашметьева (заслуженная артистка России , заслуженная артистка России ) – образец дворянской стати. Но прежде всего, все-таки – мать! И какой бы ни был сын, как бы он не оступился, сцена, где она жалеет своего, уже совсем немолодого, мальчика, вызывает слезы на глазах. «Дикарку я беру на себя, а ты беги», – говорит она ему, пытаясь спасти и вырвать из омута порочных чувств. Ни тени осуждения, только любовь – вот чем по-настоящему богата эта женщина.

А Марья Петровна, его жена, даже будучи замужем за сыном богатой помещицы, внутренне оказывается достаточно свободной. Именно поэтому она не может удержать его подле себя. Во всем ему угождать – это точно не ее принцип. Она слишком занята для этого. И ей действительно есть чем заняться, но традиции и обычаи не позволяют ей в полной мере насладиться своими делами. Так что после очевидной измены, на которую она сама же и натолкнула мужа, она твердо решает уйти. Совсем. Навсегда. И посвятить свою жизнь делу, а не мужу. Пожалуй, вот этой твердости решения ей и не хватало многие годы…

Управляющий имением Кирилл Максимович Зубарев (заслуженный артист России , ) – очень яркий персонаж, но почему так трудно подобрать для него эпитет? Не от того ли, что он какой-то суетливо-невнятный? И не поэтому ли он вырастил такую непослушную, дерзкую, дикую, ни на кого не похожую дочь? В нем и самом много эмоций. Это вообще какой-то «переходный» персонаж – он еще не Мальков и Вершинский, но уже и не Боев. Ищет выгоду, но трезвого расчета нет, а пылких чувств и эмоций он не приемлет.

Варя же – настоящая «дикарка», но в целом несчастная девушка. Это своего рода Лолита Островского. Будучи невероятно наивной, она срывается в омут любви с головой. Правда, почему-то до конца не веришь в ее эту наивность. Кажется, будто и здесь есть какой-то процент прагматичности и расчета. Но что она может получить от Ашметьева? Действительно ли она так влюблена в него? Поначалу все это похоже на легкое и дерзкое увлечение, игру, но она со временем приобретает слишком серьезный оборот…

И что же дальше? Трагедия или смирение? Что делать? Куда бежать? Или остаться и смириться? В реку или на первого встречного?..

Юрий Иоффе, как режиссер, держит интригу до последнего, подогревая зрительский интерес. И вот она – развязка, в которой и кроется как раз ответ на все многочисленные вопросы и о внутренней свободе человека, и о будущем России.

Автор фото (фотографии предоставлены Пресс-службой Театра Маяковского)