Войти в почту

Москва увидела «Петровых в гриппе» Кирилла Серебренникова

Во вторник, 7 сентября состоялась светская премьера фильма Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе». В «Художественном» собрались, кажется, все друзья режиссера. Из тех, кто участвовал в съемках, не было Юлии Пересильд, Чулпан Хаматовой и Юрия Борисова. «Кто-то из них в космосе, я запутался, кто», — отшутился Серебренников, встречавший гостей на правах именинника у гардероба. В фойе играл на баяне композитор фильма Айдар Салахов. Перед показом снявшийся в «Петровых» Иван Дорн спел Happy Birthday, съемочная группа задула свечи на торте.

Москва увидела «Петровых в гриппе» Кирилла Серебренникова
© BFM.RU

На фоне нарядных гостей на красной дорожке довольно скромно держался автор книги «Петровы в гриппе» Алексей Сальников:

— Мне понравилось, что внутренний мир героев хоть и не был пересказан дословно, но сами эмоции сыграны были и сделаны именно так, как, в принципе, можно было это передать. У нас все-таки есть разница в возрасте, но мы оказались довольно ментально схожи.

— При этом к сценарию Вы отношения не имели, не вмешивались?

— Абсолютно нет!

— Кирилл Семенович в одном из интервью называет ваш роман «Русским Улиссом». Как бы Вы назвали его фильм, если не «Петровы в гриппе»?

— «Русским зеркалом» — тот же все-таки советский фильм. А здесь какое-то «Двойное зеркало», не знаю.

В Каннах фильм тепло встретили, но награду дали только оператору Владиславу Опельянцу. Кинокритик Егор Беликов говорил: ощущение, что «Петровых» недопоняли. Продюсер картины Илья Стюарт так не считает:

Илья Стюарт продюсер «Если фестиваль отбирает довольно большой отборочный комитет, то насчет наград решение принимают десять человек. Поэтому мы об этом никогда не думаем. Если предыдущий фильм был о Викторе Цое, о Майке Науменко, о ленинградском рок-клубе, то «Петровы в гриппе» еще более русская, казалось бы, не экспортируемая тема. Тем не менее, мне кажется, здесь исключительная заслуга Кирилла Серебренникова как большого режиссера, что его киноязык универсален».

У Серебренникова было два сценария. По одному из них в «Гоголь-центре» давно поставлен спектакль, второй использован для кино. В итоге получились два абсолютно разных с визуальной точки зрения произведения.

Картина идет больше двух часов. Чем дальше, тем глубже «проваливаешься» в мир российской провинции 90-х и 70-х, о котором идет речь в книге. Впечатлениями делятся первые зрители:

Худрук театра «Современник» Виктор Рыжаков говорит, что созданные образы узнаваемы.

Виктор Рыжаков худрук театра «Современник» «Для каждого артиста здесь, которого я знаю, я вижу, как для них это все важно. Важно разбираться в Петровых и в этом гриппе, в «котором» мы сегодня живем. Я очень многое застал. Очень много из моих наблюдений жизненных есть. Это все очень подробно. Я вижу этих людей, я их узнаю».

Режиссеру и актеру Александру Молочникову новый фильм напомнил предыдущие работы Серебренникова:

— Может быть, чем-то похоже на «Изображая жертву» местами. Или даже скорее на «Юрьев день». Для меня он очень театральный вообще. Очень похож на некоторые его театральные какие-то работы. Он любит эстетику отечественного «дна».

— Насколько актуальным он получился, с учетом того, что действие происходит в 70-е и 90-е годы?

— Мне кажется, личность Серебренникова настолько актуальна в последнее время, что совершенно не важно, он делает что-то актуальное или нет.

Литературный критик Анна Наринская, которая снялась в эпизоде «Петровых в гриппе», считает, что фильм вышел актуальным.

Анна Наринская литературный критик «Когда сюжет не столь очевиден (и мне кажется, Кирилл его даже больше запутал, чем это есть в книжке), это не скучно. Не знаю, насколько здесь может быть зрительский успех, но мне кажется, что это важное высказывание на грани зрительского кино и почти видеопоэзии. Я, честно говоря, считаю, что никакого времени для сегодняшнего дня более актуального, чем 70-е, нет. Здесь оно вскрыто не совсем в том ключе, в котором я, будучи очень политизирована, на это бы смотрела. Но для человека это актуальные высказывания — как минимум, мы всегда чувствовали себя заболевающими и мы знаем это чувство морока».

Все отметили: поскольку съемки «Петровых» проходили до пандемии, на экране все постоянно кашляют и чихают, но ходят без масок. В сегодняшние времена смотрится диковато.

В большой прокат фильм выходит 9 сентября.