Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Как 11.09.2001 изменило кинематограф

Как Локи, Человек-паук, Темный рыцарь и другие образы мирового кинематографа связаны с трагедией башен-близнецов

Как 11.09.2001 изменило кинематограф
Фото: Реальное времяРеальное время

Сегодня, в день 20-летия трагедии 11 сентября 2001 года, когда террористическая атака в США убила более 2 700 человек, вся мировая пресса так или иначе вспоминает это событие. Мария Флуд из Ливерпульского университета и Майкл Фран, профессор из университета Цюриха, в своей авторской колонке для The Conversation рассуждают о том, как самый крупный теракт в истории человечества изменил мировой кинематограф. "Реальное время" представляет перевод этого текста.

Видео дня

"Будто фильмы задали образец, и террористы скопировали фильмы"

Одна из самых частых реакций на события 11 сентября 2001 года, как среди очевидцев, так и среди рядовых комментаторов, мнение о том, что разрушение Вбыло похоже на то, что раньше видели только в фильмах. Это даже побудило режиссера Роберта Альтмана заявить, что 11 сентября было примером из жизни, жестоко имитирующим искусство: "Будто фильмы задали образец, и террористы скопировали фильмы".

Если террористические атаки напомнили кадры из страшных фильмов, то немедленная реакция Голливуда была такой: фильмы, выпущенные после этого события, не должны быть слишком похожи на 11 сентября. И даже сама визуализация Всемирного торгового центра — табу. Оригинальный тизер "Человека-паука" (2001), показывающий башни-близнецы, был снят с показа, а решающую финальную сцену "Людей в черном 2" (2002) пришлось переснимать. Для различных других релизов башни-близнецы были стерты из кадра во всех проектах на стадии постпродакшена.

Позже башни будут отстроены заново в цифровом виде для американской документальной драмы-катастрофы 2006 года "Всемирный торговый центр" режиссера Оливльм реконструирует события с точки зрения полицейских, застигнутых в Северной башне при обрушении Южной башни. Как и фильм Полаайтед 93", выпущенный в том же году, фильм Стоуна прославляет стойкость людей перед лицом терроризма и дает зрителям доступ к ранее невиданным событиям.

Другие кинематографические произведения предлагали более косвенные воспоминания о террористических атаках. Адаптация "Войны миров" Стивена Спилберга в 2005 году переносит поздневикторианскую историю Герберта Уэллса на Нью-Джерси и Бостон после 11 сентября. Слоган фильма "Они уже здесь" перекликается с опасениями по оз, предполагая, что враг уже находится в США — неоидающий активации. После того как инопланетные треноги появились из-под земли, чтобы нанести ущерб невинным прохожим, дочь главного героя спрашивает своего засыпанного пеплом отца: "Это террористы?"

Образы, напоминающие события 11 сентября, изобилуют и в "Темном рыцаре" (2008), второй части знаменитой трилогии Кристофера Нолана о Бэтмене. Фильм, изображающий Джокера в роли террориста, проливает неоднозначный свет на стремление Бэтмена к борьбе с терроризмом.

Темный рыцарь сыграл решающую ро о супергероях, который продолжает доминировать в массовом кино. Возможно, не случайно, что этот продолжающийся бум примерно совпадает с так называемой "войной с мировым терроризмом", и особенно со злополучным вторжением в Ирак.

Моральная двусмысленность

Во время все более сложных геополитических проблем и эмоциональных провалов эти фильмы выражают стремление к безупречному героизму, эффективному лидерству и адекватным ответам на кризисы.

Вторжения в Афганистан в 2001 году и в Ирак в 2003 году первоначально нашли широкую поддержку в США. В октябре 2001 года опрос показал, что 88% американцев поддержали военный ответ на террористические атаки. Однако по мере продолжения войн поддержка значительно снизилась. Реалистические драмы Кэтрин Бигелоу "Повелитель бури" (2008) и "Цель номер один" (2012) отражают моральную неоднозначность позиции США на Ближнем Востоке.

Между тем такие фильмы, как "Око в небе" (2015), отражают безличный характер ведения боевых действий радиоуправляемых дронов на больших расстояниях. Чрезвычайно популярный телесериал "Родина" (2011—2020) отслеживает вмериканцев и иракцев в сферу борьбы с терроризмом и радикализацией.

Многие из этих сюжетов сосредоточены на фигуре белой западной женщины — возможно, это способ "смягчить" имидж США за рубежом. Этот переход от триллеров-блокбастеров к более личным драмам соответствует заявленному Обамой переходу к форме "гуманной войны" — шагу, который некоторые называют "гуманизацией бесконечного конфликта".

Террорист и герой

Фигура террориста в кинематографических паттернах тоже претерпела изменения после 11 сентября. В 1980-х и 1990-х террористы, которые показывались в образе мусульман в таких фильмах, как "Правдивая ложь", сосуществовали с немецкими злодеями из "Крепкого орешка", с мерзавцами типа персонажей из таких фильмов, как "Собственность дьявола" и "Жестокая игра". Но после 11 сентября терроризм в основном приравнивается к джихадизму в голливудских фильмах, где террористам часто отказывают в какой-либо глубокой характеристике и противопоставляют их героям США.

"Снайпер" Клинта Иствуда (2014) — яркий тому пример. Фильм рассказывает историю Криса Кайла, одного из самых смертоносных снайперов в военной истории США. Он надвое расколол сообщество критиков, причем левая пресса назвала его республиканской пропагандой, а правые похвалили фильм за то, что он запечатлел "правдивую природу врага" — тех, кого главный герой называет "дикарями".

Но кинематографисты со всего мира также стремились запечатлеть продолжающиеся последствия этого события и последующую "войну с терроризмом". Фильм американского режис "Фундаменталист поневоле" (2012), основанный на одноиме Мохсина Хамида, номинанта Букеровской премии, рассматривает расовые и этнические стереотипы, характерные для таких фильмов, как "Снайпер". Риз Ахмед играет Чангеза, молодого пакистанца из США, который на протяжении всего фильма проходит путь от отчаянного карьериста до разочаровавшегося иммигранта.

Свобода и победа?

Нападение на Всемирный торговый центр — одно из самых значительных событий 21-го века. Настолько, что оно используется как маркер поколений, отличающий миллениалов от поколения Z — с точки зрения того, запомнил ли человек это событие напрямую или нет.

Возможно, в этом свете уместно и то, что даже киновселенная Marvel с ее преимущественно молудиторией аллегорически намекала на неудачи "войны с террором". Их последний телевизионный спин-офф "Локи" (2021 г.), похоже, ставит под сомнение обоснованность некоторых формулировок, которые окружали 11 сентября и то, что начиналось как операция "Несокрушимая свобода". Во второй половине дня 11 сентября Джордж Буш заявил: "Сегодня утром атакована сама свобода". Локи бросает вызов самому понятию освобождения, говоря, что "первая и самая жестокая ложь из когда-либо произнесенных — это песня свободы".

И теперь, когда мир становится свидетелем захвата Афганистана талибами в течение нескольких дней после вывода американских и британских войск, нам еще предстоит увидеть, как Голливуд будет относиться не только к 11 сентября, но и к его продолжающимся "разветвлениям", фильмы о которых могут быть сняты даже голливудским конвейером, уже по пути воспевания героизма и свободы.