Войти в почту

Рецензия на сериал "Основание" по Азимову

11-й миллениум, планета Терминус, что на отшибе Галактической империи. Здесь уже несколько лет трудятся члены "Основания" — организации, которую создал опальный психоисторик и математик Хари Селдон (Джаред Харрис). По его расчетам, через пару веков империю ждет неминуемый крах, после чего наступят 30 тысяч лет темной эпохи, когда человечеству придется восстанавливаться практически с нуля. Цель "Основания" заключается в составлении всегалактической энциклопедии, где будут содержаться все необходимые людям знания, — это позволит в десятки раз сократить период ребута. "Основание" было одним из самых перспективных и амбициозных проектов года, однако конечный результат предельно далек от всех ожиданий — это не самая занимательная фантастика средней руки. Похожая ситуация приключилась в 2020-м с "Дивным новым миром" по Олдосу Хаксли. Но если в том случае сериал губила определенная бедность первоисточника, то здесь авторы попросту не находят нужного ключика к оригинальному тексту Азимова — акинематографичному и суховато-математическому по своей природе. Книжный цикл был в сущности антологией: романы делились на небольшие повести с сюжетными промежутками в десятки и даже сотни лет, персонажи в них постоянно менялись и принципиально почти не раскрывались, оставаясь в статусе функций. Словом, то была совершенно не character-driven-литература: книги Азимова отчасти иллюстрировали собственный тезис о невозможности предсказывать отдельные судьбы (выдуманная наука психоистория работала с суммами, не со слагаемыми). "Основание" было в первую очередь про высшую идею, которую разные люди в разное время несли на своих плечах куда-то вперед, в вечность. Что, в общем, закономерный результат, если черпать вдохновение в исторической книге про упадок и разрушение Римской империи. Экранизация по не вполне понятным причинам силится противостоять такому положению вещей, поначалу прыгая между двумя таймлайнами, а затем просто полируя сюжет романтическими и семейными линиями. Однако с исчезновением с экрана артиста Джареда Харриса (который, по счастью, в наши непростые дни снимается почти что везде) из сериала пропадает и без того скромный лоск. Это, в свою очередь, оставляет нас наедине с очередной крайне сомнительной попыткой воспроизвести "Игру престолов" в космосе. "Основание" бывает до невозможного красивым. Все — от художника-постановщика до специалистов по компьютерной графике — явно не просто так получили свои гонорары, но от этого вдвойне обидно: в здешнем мире хочется повозиться, при этом на эмоциональном уровне к его обитателям не получается привязаться, отчего шоу вгоняет в тоску. Отказ от прямолинейной антологичности здесь, пожалуй, крупнейшая, ошибка: "Основание" могло стать прекрасным конкурентом "амазоновских" "Баек из "Петли", а вместо этого заставляет размышлять, зачем вообще подписываться на Apple TV+ (там, понятно, есть "Тед Лассо" и "Утреннее шоу", но тем не менее). В результате шоу оборачивается не оглушительным провалом, а преснейшим недоразумением. Что если задуматься, даже хуже.

Рецензия на сериал "Основание" по Азимову
© Газета.ру
Газета.Ru: главные новости