Войти в почту

1898 год в мировом кинематографе. Первое российское кино

Мы продолжаем экспресс-курс по изучению мирового кино. Сегодня мы знакомимся с картинами 1898 года (авторский аудио-подкаст чуть ниже).

1898 год в мировом кинематографе. Первое российское кино
© Русская Планета

Предыдущие материалы - смотрите по ссылкам:

1888-1894 годы и 1895 год

1896 год

1897 год

Поехали дальше. Сегодня - 1898 год.

ДЖЕЙМС УАЙТ (США):

«Китайская церемония» («Китайская процессия») – первые кадры из Китая. Сюда же относится и «Шанхайская улица» (два фильма).

«Рынок в Мехико»- документальный фильм о столице Мексике. Около 7 минут.

«Замок Конви» - камера установлена на крыше поезда, который движется в направлении средневекового замка в Уэльсе. Единственный пассажир на станции попал в историю. Также фильм одним из первых, снятых из вида кабины поезда. Снят предположительно Уайтом, так как сам Уайт в том же году снял очень похожий фильм «Идущий сквозь тоннель», с того же ракурса (правда, в этом фильме был добавлен и вид со стороны идущего поезда).

«Ныряние за монетами канаков» - первые кадры с Гавайев. Канаки – коренные народы Меланезии.

«Гора Тамалпаис»- в трех частях. Отправление поезда со станции под Сан-Франциско и путешествие по Калифорнии на поезде. Новая работа с камерой - панорамные виды, плавные движения, современный монтаж.

«Дом правительства в Гонконге» - первые кадры из Гонконга.

«Хоккейный матч на льду» - первый фильм о хоккее. В 1897 году первую футбольную съемку произвел Александр Промио («Футбол»).

«День в индийской школе» - первые кадры из Индии. Учитель выпускает на прогулку индийских школьников, судя по возрасту, начальных классов.

УИЛЬЯМ НИКОЛАС СЕЛИГ (США):

«Что-то хорошее» («Поцелуй негров») - первый поцелуй негров (мужчина и женщина) в кадре. В 1896 году первый поцелуй в кино запечатлел Уильям Хейз («Поцелуй»), где была снята сцена из мюзикла.

УИЛЬЯМ ХЕЙЗ (США):

«Уличный араб» - «резиновый человек», возможно, суфий, или арабский факир, показывающий чудеса гибкости тела.

ЭДВИН ПОРТЕР и ДЖОРДЖ ФЛЭМИНГ (США):

«Расстрел пленных инсургентов» - настоящая сцена расстрела испанскими войсками партизан во время кубинской войны за независимость 1895-1898. Первое видео настоящего убийства в кино.

«Сон кавалера» - первый фильм ужасов Эдвина Портера.

УИЛЬЯМ ПАЙЛИ (США):

Снял несколько военных зарисовок на Кубе.

«Американские войска высаживаются в Дайкири, Куба» - высадка США на Кубе. Исторические кадры.

«Замок Морро в Гаване» - съемка исторической крепости в Гаване.

ДЖЕЙМС БЛЭКТОН (США):

Отец американской анимации.

«Цирк лилипутов»- утерянный кукольный мультфильм, считающийся первым анимационным фильмом, если не брать в расчет работы Эмиля Рено.

РОБЕРТ УИЛЬЯМ ПОЛЬ (Великобритания):

«Американские горки»- первые кадры американских горок. Внешне горки отличались от современных.

«Очаровательная домашняя сцена» - комедия о хулиганстве детей. Снова популярный уже бой подушками с перьями в разные стороны. Построен сюжет.

«Спуск на воду крейсера «Альбион» - смена кадров и ракурсов в одном фильме. Эффект присутствия зрителя в событиях на экране.

«Томми Аткинс в парке» - комедия. Снова блестяще построенный сюжет и работа с фоном (природа).

ДЖЕЙМС УИЛЬЯМСОН (Великобритания):

«Прыжки с препятствиями» - дрессировщик животных (собак и кошек) показывает фокусы с прыжками собак через очумевшего кота.

ДЖОРДЖ АЛЬБЕРТ СМИТ (Великобритания):

«Санта Клаус» - первое появление Санты в кино. Обратите внимание на спецэффект с выключением света детской комнате.

«Санта Клаус и дети»- продолжение новогодней истории. Первые новогодние сказки в кино!

«Пожилой человек пьет пиво из стакана»- забавная клоунада весельчака в баре. Стоит отметить игру актера.

«Золушка» - считается утерянной.

УИЛЬЯМ ДИКСОН (Великобритания):

«Бульвар Схевенингена» - уличный быт голландского бульвара города Гаага. Сохранился в хорошем качестве.

«Похороны в Гладстоне» - первые съемки похорон в истории кино.

БРАТЬЯ ЛЮМЬЕР (Франция):

«Веселый скелет»- первые работы братьев над спецэффектами, наподобие «мельесовских» фильмов. Отсылка к американской мультипликации 20-30-х годов.

«Эйфелева башня»- первые видеосъемки парижской башни. Поднимаемся вместе с братьями Люмьер на историческую высоту Парижа конца XIX века.

ЖОРЖ МЕЛЬЕС (Франция):

«Вильгельм Телль и клоун» («Приключения Вильгельма Телля») - продолжение экспериментов Мельеса с эффектами в кино – склеивание человека, после которого тот оживает. Замена в кадре человека куклами. Отсылки не только к будущим фильмам ужасов, но и протаптывание дорожки к Чарли Чаплину.

«Водолазы за работой»- подводный мир с плавающими рыбами в кадре, полностью основанный на спецэффектах (вода и рыбы).

«Волшебник» - фильм наполнен спецэффектами, впоследствии ставших основой трюков в кино.

«Искушение Святого Антония» - религиозно-комический фильм с попыткой соблазна девушками монаха.

«Луна всего лишь в метре» («Сон астронома») - новая трехминутная картина от мастера о магии, астрономии и волшебниках. Снова появление знаменитой Луны из фильма «Кошмар» (1896). К просмотру обязателен! Объект перемещается в пространстве – Луна с двух ракурсов. Определенный шаг Мельеса вперед.

«Гибель Фауста» - сказочный фильм Мельеса с потрясающими декорациями, монтажом и куклами. Обязателен к просмотру!

«Панорама с крыши движущегося поезда» - камера установлена на крыше поезда, снимает происходящее (отсылка к яндекс-картам).

«Пигмалион и Галатея»- Пигмалион работает над статуей Галатеи. Когда работа завершается, Галатея оживает. Он пытается пожать ей руку, но она отбегает от него и смеётся над ним.

«Одна голова хорошо, а четыре лучше» («У человека несколько голов») - фокусник снимает с себя три головы и играет на банджо. Затем этим банджо он ударяет все три головы и добавляет себе ещё одну. В главной роли – сам Мельес. К этому же фильму можно отнести и фильм «Фантасмагорические иллюзии» - типичный фильм от фокусника Мельеса.

БРАТЬЯ ПАТЕ (Франция):

В 1898 году были проведены съёмки распускания цветов герани и прорастания ореха, проводились опыты макросъёмки. Съёмки осуществлялись через микроскоп.

«Булонский лес» - съемка городского парка в Париже. Очень стильные и красивые горожане!

«Богемские танцы»- опять-таки, хорошо одетые люди исполняют народные танцы. «Выход из церкви в Богемии» - взрослые и дети приветливо машут камере. Обратите внимание как одеты рядовые граждане.

ЖОРЖ ГАТО (Франция):

«Казнь Жанны Д’Арк»- историческая зарисовка от уже ставшего известным режиссера.

«Метаморфозы Сатаны»- совместно с Гастоном Бретто. Мельесовские мотивы и приемы.

ЭЛИС ГИ (Франция):

«Неожиданное нападение на дом на рассвете» - один из первых боевиков с перестрелками.

«Слепой конца века»- комедия о попрашайках на улице.

«Сцена исчезновения»- приемы Мельеса с исчезновением и появлением в кадре человека.

АЛЕКСАНДР МИШОН (Россия):

«Пожар на Биби-Эйбате» - фильм был снят в Биби-Эйбате, пригороде Баку, во время пожара на Биби-Эйбатском нефтяном месторождении. 40 секунд.

ЯН КРШИЖЕНЕЦКИ (Чехия):

«Свидание у мукомольни»- один из первых чешских фильмов в истории. Довольно сумбурная сцена признания в любви и последующей потасовки.

«Смех и плач» - комедия лиц.

ЛЕОПОЛЬДО ФРЕГОЛИ (Италия):

«Трансформация Фреголи» - очередная отсылка к Райкину – быстрое переодевание и смена париков.

ВИТТОРИО КАЛЬЦИНО (Италия):

«Вход в экспозицию Турина» - первый фильм длиной в 17 минут! Военный парад. Снято с разных камер, выглядит крайне современно. Вставки в кадр в виде фотографий, вклейки – дают право сказать, что это полноценный документальный фильм в истории.

БЕЗ АВТОРА:

«Панорама фуникулера Мон-Дор» - авторство неизвестно, однако качество фильма прекрасное, фильм отлично сохранился, и позволяет зрителю прокатиться на фуникулере в гору на французском курорте в конце XIX века.

«Почему папа не может уснуть» - комедия, в которой отец троих детей пытается уложить детей спать.