Войти в почту

Я тебя никогда не забуду. Как 40 лет назад впервые поставили «Юнону и Авось»

«Ты меня на рассвете разбудишь…» Знаменитую арию графа Резанова, которую сегодня знает весь мир, впервые публика услышала в Ленкоме 8 июля 1981 года. Официальная премьера состоялась 20 октября, и уже на следующий день о спектакле говорила вся Москва. Через год, когда аудиоверсия постановки вышла на двух стереопластинках, о рок-опере заговорила уже вся страна. Правда, создатели спектакля тогда решили не использовать громкий термин, заменив его на более простой и не вызывающий лишних вопросов — «современная опера». 

Я тебя никогда не забуду. Как 40 лет назад впервые поставили «Юнону и Авось»
© Mos.ru

Экспедиция графа Резанова

На сцене разыгрывается история любви русского дипломата-путешественника и испанской аристократки. В основе — реальная история: в начале XIX века граф Николай Резанов отправился в Калифорнию, чтобы наладить торговые связи с испанскими колонистами. Его экспедиция прибыла на двух парусных судах «Юнона» и «Авось». В Калифорнии Резанов влюбился в Консепсьон (Кончиту) Аргуэльо, дочь коменданта Сан-Франциско. Она ответила ему взаимностью, несмотря на разницу в возрасте: ему было 42, а ей еще не исполнилось и 16. 

Пара решила пожениться, но перед этим Резанову нужно было съездить в Россию и уладить кое-какие дела. Больше влюбленные не увиделись: граф сильно простудился и умер в Красноярске. Кончита, еще не зная об этом, до последнего верила, что он вернется: каждое утро выходила к океану и смотрела вдаль, надеясь увидеть приближающийся корабль. По легенде, сегодня на этом месте стоит опора моста Золотые Ворота, одной из главных достопримечательностей Сан-Франциско.

В главной мужской роли блистал Николай Караченцов, который к тому времени уже успел стать настоящей звездой: несколькими годами ранее он исполнил роль Бусыгина в фильме «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова, его узнавали на улицах. Однако для работы в опере недостаточно актерского таланта и обаяния, нужен еще и проникновенный голос — и у актера, который до этого работал в двух музыкальных постановках, он был. Юную Кончиту сыграла Елена Шанина. Роль жениха Кончиты, ревнивца Фернандо, досталась Александру Абдулову.

«Старший сын». Как в Москве впервые поставили пьесу Александра Вампилова

Вместо «Слова о полку Игореве»

«Юнона и Авось» — спектакль, которым Марк Захаров особенно гордился. Но знаменитой постановки могло и не быть: изначально режиссер не особенно верил в потенциал этого материала.

В 1978 году он задумал сделать спектакль, музыку к которому написал бы Алексей Рыбников. С молодым композитором он уже работал тремя годами ранее — над рок-оперой «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», премьера которой состоялась в 1976-м в Ленкоме. Композитор показал Захарову некоторые наработки — импровизации на темы православных песнопений. Тогда режиссер подумал, что из них можно было бы сделать постановку по «Слову о полку Игореве».

Либретто к новой опере написал Андрей Вознесенский. Сначала он отнесся к идее скептически и предложил на рассмотрение свою недавнюю поэму «Авось». Прочитав рукопись, Захаров понял: спектакль о графе Резанове и Кончите гораздо больше понравится зрителям, чем постановка о неудачном походе средневековых русских князей. 

«Юнону и Авось» оценили не только советские зрители и слушатели. Известный кутюрье Пьер Карден влюбился в оперу с первых аккордов. В 1983 году спектакль представили в парижском театре Espace Cardin, его также показали в Германии, Нидерландах, США и других странах.

Актерские составы

«Современная опера» превзошла все — даже самые смелые — ожидания. В том же 1983 году записали видеоспектакль. Вторую его версию создали в 2002-м, когда состав значительно поменялся. 

Неизменным исполнителем своей партии долгое время оставался только Николай Караченцов, граф Резанов был одной из самых известных ролей актера. С 2005 года, с момента аварии, Караченцов перестал выходить на сцену. В «Юноне и Авось» играли Дмитрий Певцов, Семен Шкаликов, Игорь Миркурбанов.

Исполнители других партий менялись чаще. Кончиту в разные годы играли Анна Большова, Алена Хмельницкая, Инна Пиварс, Алла Юганова и Анна Зайкова, сейчас на сцену выходят Александра Волкова и Алена Митрошина.