Войти в почту

Королева русской оперы: 95 лет со дня рождения Галины Вишневской

Она выросла без родителей, умирала от голода в блокаду, колесила с театром по фронтам. А всего через 10 лет после этого ей рукоплескали лучшие театры мира. В честь 95-летия величайшей оперной певицы СССР Галины Вишневской рассказываем о ее жизни и творчестве.

Королева русской оперы: 95 лет со дня рождения Галины Вишневской
© Мир24

Величайшая оперная певица России Галина Вишневская (тогда еще Галя Иванова) родилась в октябре 1926 года в Ленинграде. Ее отец Павел Андреевич Иванов был убежденным коммунистом, бойцом Красной армии, участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа. А мать Зинаида Антоновна была наполовину полькой, наполовину цыганкой. Стройная черноглазая блондинка, очень эффектная, она играла на гитаре и пела цыганские романсы.

Песни из-под стола: сиротское детство будущей звезды

Когда отец Галины Вишневской встретил свою будущую жену, той не было и восемнадцати лет, но она уже переживала разрыв со своим прежним возлюбленным, от которого была беременной. Красноармеец женился на юной красавице. В семье родился мальчик, а еще через год – девочка, будущая прима оперной сцены Галина Вишневская.

В своей автобиографической книге певица писала, что родителей своих она почти не знала: с младенчества ее воспитывала папина мама Дарья Александровна Иванова, бабушка девочки, жившая в Кронштадте вместе с дедушкой, замужней дочерью – тетей Катей – и неженатым младшим сыном Андреем.

Взяв к себе крохотную шестинедельную малышку, от которой отказалась мать, бабушка выкормила ее козьим молоком из соски. Жили почти бедно: отец, который хорошо зарабатывал, денег на содержание дочки не давал. Галя на всю жизнь запомнит жалостливое слово «сиротка», которым ее называли все вокруг, и свое мрачное упрямство, которым она компенсировала недостаток любви. Вишневская писала в своей книге: «Все эти качества, конечно, не располагали людей в мою пользу, и лишь бабушка своим сердцем и умом простой крестьянки почувствовала, поняла, что за всеми моими капризами, а часто и злыми выходками, скрывается горькая обида брошенного ребенка. Вероятно, потому и любила меня больше всех своих внуков».

Родители Галины не прожили в браке и пяти лет: мать, никогда не любившая мужа, все время приводила в дом разных мужчин, отец отчаянно ревновал, пил, устраивал дикие сцены, и скоро брак распался.

Страсть к пению появилась у девочки еще в детстве. Голос у нее уже в три года был сильный, мощный: никто не понимал, как такой взрослый голос умещается в этой малютке. Гости, приходившие к бабушке, всегда просили девочку спеть. И она пела, почему-то непременно залезая для этого под стол. И только заслышав аплодисменты, вылезала и раскланивалась, довольная.

Блокада и смерть бабушки

Летом 1941 года 14-летняя Галя находилась на каникулах в Эстонии, где в то время служил ее отец. Там ее и застала война. Отступление советских войск из Тарту было паническим. Отца в этот момент в городе не оказалось. Девочка чудом успела добежать до летной воинской части и выехала из города на автобусе вместе с летчиками. Ехали днем и ночью, остановились уже в Торжке. Потом ей с трудом удалось добраться до Кронштадта.

Галина испытала на себе все ужасы ленинградской блокады, которая в 1042 году унесла жизнь ее бабушки ¬– единственного по-настоящему близкого человека. В школе учили перевязывать раненых, гасить зажигательные бомбы, обращаться с оружием. Отец служил неподалеку, вольнонаемным в продовольственном отделе одной из воинских частей Кронштадта. Но у него появилась новая семья, и о дочери он почти не вспоминал.

После выхода приказа об эвакуации женщин и детей все остававшиеся в городе родственники Галины – тетя Катя с тремя детьми и дядя Андрей – почти чудом выбрались из Кронштадта по уже начавшему таять льду Ладожского озера. Сама Галина ехать с ними отказалась. Уехал и отец – вывез из города свою новую жену и ее двоих детей.

Девочка осталась совсем одна. Брошенная всеми на верную смерть, она почти погибала и уже не вставала с постели, когда весной 1942 года ее нашли сотрудники патруля, которые обходили квартиры в поисках тех, кто остался в живых. Девочку доставили в штаб местной противовоздушной обороны, где определили в отряд, выезжавший для помощи гражданскому населению во время бомбежек. Чуть окрепнув, она вместе с другими подростками откапывала раненых в завалах разрушенных домов, оказывала первую медицинскую помощь, ломала и разбирала на топливо деревянные дома.

Бойцы отряда жили на казарменном положении, получали военный паек. И скоро, ожив, она снова начала петь! Ее сильный и красивый голос заметили, и девушку пригласили в джаз-оркестр морской воинской части, который вечерами давал концерты в госпиталях, на кораблях, в фортах вокруг Кронштадта. Все это – после рабочего дня. Ее подруги валились с ног от усталости и падали на нары в казарме, а она, чуть передохнув, уже переодевалась в красивое платье и отправлялась выступать перед защитниками Ленинграда.

Откуда взялась красивая фамилия Вишневская

Когда 19 января 1943 года была прорвана блокада, Галина упросила начальника МПВО отпустить ее в Ленинград учиться. Девушка устроилась работать в Дом культуры помощником осветителя сцены. А когда в городе открылась музыкальная школа имени Римского-Корсакова, поступила в нее – учиться вокалу.

К тому времени она стала настоящей красавицей: стройная фигура, густые волосы, яркие чувственные губы, мягкий овал лица привлекали внимание многих молодых людей. Среди них Галина выбрала бравого моряка Георгия Вишневского, за которого вышла замуж, хотя ей не исполнилось еще и восемнадцати лет.

Однако муж и слышать не хотел о том, чтобы Галина продолжала учиться пению, выходила на сцену. Поэтому брак всего через два месяца распался. От него Галине осталась лишь красивая звучная фамилия Вишневская, которая гораздо больше подходила звезде сцены, чем девичья – Иванова.

Прифронтовой театр и школа жизни

Поступать на работу в Ленинградский областной театр оперетты Галину Вишневскую уговорила подружка. «Мы пришли к директору, спели ему по романсу – сами молоденькие, по 17 лет, фигурки чудесные – ну, нас и приняли. Дали зарплату 70 рублей при норме 20 спектаклей в месяц, плюс 1 руб. 50 коп. суточных, когда театр на гастролях», – писала Вишневская в книге своих воспоминаний. – Через пару дней выпустили меня в «Продавце птиц» Целлера – даму на балу изображать. Надели на меня белый парик, платье с кринолином, затянули талию. Как увидела я себя в зеркало! Господи, ведь об этом я мечтала, умирая от голода и холода! У меня было ощущение, что я всегда ходила в этом платье».

Театр все время был в движении: разъезжали по освобожденным от немцев территориям, выступали в полуразрушенных клубах, чуть ли не в чистом поле. Спали где придется, вповалку. Но к выступлениям готовились без скидок на обстоятельства: как будто выходили на сцену лучших театров страны. Этот самоотверженный тон всей труппе задавали несколько пожилых артистов, считавших делом чести не ронять планку выступлений, перед какой бы невзыскательной аудиторией не приходилось выступать. И Вишневская всю жизнь была благодарна им за школу и за то, что уже тогда, в начале своей карьеры, она научилась работать так интенсивно и с полной самоотдачей, как требовали от артистов обстоятельства. Много позже она писала в своей книге:

«На сцену приходилось выходить ежедневно. Это приучило меня к постоянному тренажу и с тех пор всю свою жизнь я работаю, репетирую каждый день. Суровая школа, пройденная мною в самом начале творческого пути, помогла мне так надолго сохранить голос и сценическую форму».

«Здесь я поняла что искусство – не кринолины не сказочно-счастливые короли и королевы а тяжелый изнурительный труд. И если хочешь быть большой актрисой надо быть готовой ко многим-многим жертвам». В этот период фактическим мужем Вишневской стал директор Ленинградского областного театра оперетты Марк Рубин. В этом браке даже родился сын Илья, который, однако, умер во младенчестве – в 1945 году.

В 1948 году Вишневская ушла из театра и начала сольную карьеру: выступала с эстрадными песнями. Одновременно с этим она всерьез начала учиться оперному вокалу: ее частным преподавателем стала выдающийся педагог, оперная певица Вера Гарина. К концу первого года обучения Галина уже пела арии из опер Верди, Пуччини, Чайковского.

Как юная вокалистка стала звездой оперной сцены

Переломным в ее судьбе стал 1952 год, когда 26-летняя Галина Вишневская решилась принять участие в конкурсе, который объявил Большой театр. Первый тур проходил в Ленинграде в Доме актеров, второй и третий – в Москве в Большом театре.

По совету своего педагога Веры Гариной, Вишневская пела арию Аиды в сцене «Берег Нила», где можно было показать и диапазон, и владение голосом, и профессиональную выносливость. В результате она была принята в молодежную группу Большого театра. При том, что диплома о профессиональном образовании у нее на тот момент еще не было!

Вишневская дебютировала в феврале 1953 года с небольшой партией Пажа в «Риголетто», но скоро пела уже главные партии в «Евгении Онегине», «Аиде», «Войне и мире», «Каменном Госте» и «Лоэнгрине». Вскоре она превратилась в настоящую приму Большого театра, а с 1955 года Вишневскую стали выпускать на гастроли: сначала в страны социалистического лагеря, а затем и в капиталистические. Она побывала в Италии и Франции, Японии и Канаде, Новой Зеландии и США. Ей рукоплескали лучшие театры мира!

Известный музыковед того времени Иннокентий Попов так писал о ней: «В лице Вишневской перед нами редкий синтез качеств, необходимых для оперного певца, причем каждое из них выражено необычайно ярко. Голос почти трехоктавного диапазона, беспредельно богатый разнообразными тембровыми оттенками; редкое чувство фразы, музыкальность, коей могут позавидовать не только коллеги по профессии, но и крупнейшие инструменталисты; яркая, броская красота, словно самой природой созданная для огромных оперных подмостков; высокоразвитое чувство сцены, актерский темперамент, эмоциональный накал которого, кажется, никого не может оставить равнодушным. Мудрено ли, что чуть ли не каждая новая работа Вишневской превращается в значительное художественное событие?»

Мстислав Ростропович: выйти замуж за четыре дня

В 1955 году с Галиной Вишневской произошло поистине удивительное событие: после всего четырех дней знакомства певица вышла замуж за Мстислава Ростроповича – выдающегося дирижера, виолончелиста, который впоследствии стал народным артистом СССР и выступал на лучших мировых сценах.

Они познакомились в апреле 1955 года в ресторане «Метрополь». Он был сражен красотой оперной звезды, весь вечер рассказывал смешные истории, но она не обращала на него внимания. Чтобы привлечь внимание красавицы, он бросил ей яблоко через весь стол, а после ужина вызвался проводить домой. Но это был лишь первый эпизод знакомства. Они вновь встретились на международном музыкальном фестивале «Пражская весна». Он ждал ее и сразу же ринулся в атаку. Он ухаживал неистово: спускал все деньги на цветы и кидал пальто красавице под ноги, чтобы она перешла через лужу. В результате всего через четыре дня Вишневская не выдержала натиска влюбленного музыканта и согласилась выйти за него замуж.

Брак оказался счастливым, у артистов родились две дочери – Ольга и Елена. Вишневская писала впоследствии: «Странно, что, несмотря на такую молниеносную женитьбу, мы не открыли для себя в будущем никаких неприятных сюрпризов. Сюрпризом оказалось то, что он – большой музыкант, а я – хорошая певица».

В тембр голоса Галины Вишневской были влюблены видные композиторы той эпохи. Вокальные циклы и симфонические произведения для нее писали Борис Чайковский, Бенджамин Бриттен, Кшиштоф Пендерецкий, Марсель Ландовски и, конечно, Дмитрий Шостакович – близкий друг их семьи.

В 1966 году Вишневская дебютировала на экране. Она сыграла главную героиню фильма-оперы «Катерина Измайлова», поставленную на музыку Дмитрия Шостаковича. В том же году оперная звезда экстерном получила высшее образование в Московской консерватории.

Опала и возвращение

Однако огромная популярность Галины Вишневской стремительно пошла на убыль в середине 60-х. Она сама и ее муж Мстислав Ростропович стали объектом недовольства чиновников министерства культуры за слишком независимое поведение. Сперва им припомнили дружбу с британским композитором Бенджамином Бриттеном. Галине Вишневской запретили петь написанный композитором специально для нее «Военный реквием», с которым она должна была дебютировать в восстановленном после бомбежек Кафедральном соборе в Ковентри (Великобритания).

Галине Вишневской запретили также и исполнение написанного для нее композитором Борисом Чайковским цикла на стихи Иосифа Бродского. А Мстиславу Ростроповичу припомнили его отказ заклеймить позором поэта Бориса Пастернака на собрании в Центральном Доме работников искусств. Рано или поздно столкновение с системой должно было стать открытым. Это произошло в конце 60-х, после того, как Галина Вишневская и ее муж поддержали опального писателя Александра Солженицына, исключенного из Союза писателей. В сентябре 1969 года Солженицын принял приглашение Ростроповича и Вишневской пожить в их подмосковном доме в поселке Жуковка. В этот период его выступления против советского строя становились все более резкими. Музыкантов неоднократно вызывали «на ковер», в Министерство культуры, требуя выдворить Солженицына из их дома. Но они отказались. Чуть позже по просьбе Солженицына они поселили в своей части дачи двух бывших заключенных – Аничкову и Левитскую, и те стали помогать Солженицыну в работе. Переводили для него исторические материалы из иностранных трудов, переправляли рукописи за рубеж, находили места для хранения.

Скоро к гонениям на Солженицына добавились гонения на Галину Вишневскую и ее мужа. Имя Вишневской перестали упоминать в газетах, все ее гастроли отменили, ей не позволяли записывать новые пластинки. Галина Вишневская уговорила супруга уехать за рубеж, где их любили и восхищались их творчеством.

Первым весной 1974 года уехал Мстислав Ростропович. Он говорил: «Я умер в этот день». Но карьера музыканта за границей взлетела до небес. Он был назначен главным дирижером Вашингтонского национального симфонического оркестра. Президент Рейган, награждая Ростроповича медалью Свободы, назвал его «Славой Америки». А оркестр исполнял музыку Чайковского.

Вслед за мужем, оформив отъезд как длительную командировку, уехала Галина Вишневская с дочерьми. Семья жила в Америке, Англии. Но после того, как Вишневская и Ростропович приобрели жилье в Париже, их лишили советского гражданства.

За рубежом Галина Вишневская не переставала выступать на лучших мировых сценах. А после окончания оперной карьеры занималась преподавательской деятельностью, ставила спектакли и писала мемуары. Книга под названием «Галина» вышла в Вашингтоне. В 1991 году Вишневская и Ростропович вернулись в Россию. Однако все равно у них осталось много проектов за рубежом, поэтому жили они фактически между несколькими странами.

В 2002 году Галина Вишневская открыла в Москве Центр оперного пения. О своем детище она сказала так: «Наш Центр – эта та недостающая ступень между Консерваторией и Театром, в которой так остро нуждаются все оперные театры мира. Осуществилась мечта, которую я лелеяла долгие годы, давая мастер-классы в Америке, Германии, Англии, Японии, Австрии, Голландии и еще многих странах мира. Имея полувековой опыт служения Искусству, я знала, как помочь в становлении начинающим артистам. Но для этого нужна была не Консерватория с ее программой обучения, а специальное место и сцена». В этот проект она вложила всю свою душу, выведя на оперную сцену множество певцов мирового уровня.

Галина Вишневская говорила: «Я – русская женщина, русская певица, и считаю своим долгом передать именно русским оперным певцам то, что я знаю, то, чему меня научили мои незабвенные учителя».

С 2006 года проводится Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской. Это еще одна возможность для молодых певцов заявить о себе, которую подарила им величайшая звезда оперной сцены.