Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Октябрь на экране: как большевистская революция выглядела в кино

Хотя 7 ноября уже давно не «красный день календаря», Октябрьская революция не перестаёт оставаться одной из значимых вех истории и важным политическим жестом, предопределившим судьбы столетия. Для кого-то переворот в октябре 1917-го — это трагедия и крушение привычной картины мира, для кого-то — величайшее в истории человечества свершение, открывшее дорогу к новой жизни. Дискуссии вокруг большевистского проекта не утихают, потому что это событие повлияло на жизни сотен миллионов людей, а также внесло свой вклад в мировой творческий процесс, в первую очередь — в «важнейшее из искусств», как говорил Владимир Ленин. Социалистическая революция в России создала целый пласт невиданной до этого культуры (недаром русский авангард был в СССР мейнстримом первые два послеоктябрьских десятилетия) и сгенерировала новый киноязык, который воспроизводили не только советские, но и зарубежные режиссёры, сценаристы и актёры. NEWS.ru рассказывает о наиболее значимых фильмах, в которых отражены баталии 104-летней давности.

Видео дня

«Годовщина революции» (Россия, 1918)

Эту картину создал один из самых значимых для советского «кинематографа факта» режиссёр , когда ему было всего 22 года. Хоть это был дебют молодого автора, фильм оказался своего рода энциклопедическим сборником кинохроники с февраля 1917 года до ноября 1918-го. Скупым языком чёрно-белого безъязыкого кадра лента рассказывает о падении монархии в России, создании Временного правительства, Октябрьской революции в Петрограде и Москве, разгоне Учредительного собрания, заключении Брестского мира, начале Гражданской войны. В кадрах мелькают выдающиеся, но противоречивые герои того времени — Троцкий, Чхеидзе, Чапаев.

В первую годовщину Октябрьской революции я полнометражным фильмом сдавал свой первый производственный экзамен, — комментировал Вертов свою работу.

Но в 1921 году киноленту сняли с показа, плёнки разрезали и разложили по разным архивам. Как рассказывала киновед Светлана Семенчук, попытки восстановить уникальную работу, которая предопределила историю развития кино и телевидения, растянулись на многие десятилетия и завершились только в 2018 году, после чего шедевр показали во многих странах мира.

Кинокритик Светлана Ишевская в одном из интервью подчёркивала, что восстановленный фильм кроме киноведческого значения имеет статус исторического свидетельства:

И сама по себе хроника внутри, без какой-либо интерпретации, и тот нарратив, который выстроился в результате вертовского монтажа. Поначалу фильм идёт как описание событий, а с какого-то момента начинается информационный ликбез (фильм позже активно показывался в агитпоездах времён Гражданской войны). Например, часть фильма, озаглавленная «Мозг советской России», — портретная галерея тех, кто тогда руководил государством.

«Октябрь» (СССР, 1928)

Эпическая немая картейна о победе Октябрьской революции, посвящённая «питерскому пролетариату, первому творцу Октября». В сюжете падение каменной скульптуры царя с пьедестала перемежается с уличными боями в Петрограде, баталии на фронтах Первой мировой — с кадрами заседаний штаба восстания в Смольном и выстрелом «Авроры», штурм Зимнего дворца —с разгромом винного погреба. Эйзенштейн получил от государства большое количество ресурсов, но работа над картиной затянулась, её должны были снять к 10-летию революции в ноябре 1927 года, но в итоге фильм вышел на экраны только в начале 1928-го. Как отмечал теоретик левого искуссский, съёмки «Октября» иногда продолжались по 40 часов подряд. Всего было снято 49 тысяч метров плёнки, из которых надо было отобрать две тысячи.

Всякая кинопостановка — это своего рода скачка с препятствиями, но наши задания по своему масштабу были настолько громадны по сравнению с обычными советскими постановками, что и препятствия достигли гигантских размеров, — рассказывал о своей работе сам режиссёр.

Но хоть «Октябрь» стал одной из самых ярких экранизаций первых лет советской власти (особенно в контексте предыдущего успеха Эйзенштейна с фильмом «Броненосец „Потёмкин“»), критика восприняла работу, мягко говоря, не самым лучшим образом. Так, поэт Владимир Маяковский возмущался образом Ленина — вождь мирового пролетариата впервые появился в игровом кино именно в «Октябре». Его сыграл непрофессиональный актёр — раандров, который был похож на своего персонажа лишь внешне.

Отвратительно видеть, когда человек принимает похожие на Ленина позы и делает похожие телодвижения. И за всей этой внешностью чувствуется полная пустота, полное отсутствие мысли. Совершенно правильно сказал один товарищ, что Никандров похож не на Ленина, а на все статуи с него, — писал Маяковский.

В свою очередь Виктор Шкловский обращал внимание, что «победа народа в „Октябре“ — это не только взятие Зимнего штурмом». Он отмечал, что ворота дворца не были закрыты и через них не надо было перелезать, но «перелезание» восставших через ворота, ставшее впоследствии одной из самых хрестоматийных сцен, с которыми ассоциировалась революция, «дало показ окончательного преодоления не только царизма, но и царства вещей»:

На воротах изображены орлы и короны. Люди, лезшие через ворота, пользовались геральдическими украшениями как ступенями, которые они попирают ногами.

При том, что к фильму было много вопросов в части несостыковок с реальными событиями, критика положительно оценила стилизацию некоторых моментов ленты под кинохронику. Консультантами режиссёра выступали реальные участники событий, например, жена Владимира Лупская и революционер Николай Подвойский, который сыграл у Эйзенштейна самого себя.

ружьём» (СССР, 1938)

Игровой и уже звуковой фильм Сергея Юткевича, после которого общесоюзную известность получил актёр к Бернес, исполнивший в киноленте ставшую знаменитой песню «Тучи над городом встали». Текст и музыку к ней сочинил соавтор Юткевича — режиссёр и участник Гражданскол Арманд.

Сюжет «Человека с ружьём» начинается с констатации бессмысленности Первой мировой войны для простых людей по разные стороны фронта. Этим, кстати, пользовались большевики, умело агитируя в свои ряды солдат и матросов. Один из главных героевн Шадрин по поручению однополчан отправляется с Германского фронта в Петроград, где встречается с Лениным, который предстаёт с экрана в образе «самого человечного человека». Вождь революции сталкивается с солдатом в Смольном, по которому молодой человек шастает с винтовкой и чайником в поисках кипятка. Встреча с Лениным удивляет Шадрина, а демократизм вождя приводит «человека с ружьём» в восторг, который проходит красной нитью через всю картину, как бы подчёркивая отрицание старых иерархий. Также в ленте присутствует и Сталин, но после XXзда КПСС все упоминания о нём советская цензура вырезала в 1956 году.

«Волжский бурлак» (США, 1926)

События 1917 года быстро стали поводом для вдохновения и осмысления у зарубежных кинематографистов, не обязательно симпатизировавших коммунизму. Так, американский режиссёр Сесил Блаунт ДеМилль, известный своим «буржуазным» подходом к кино, в 1926 году снял картину «Волжский бурлак». Здесь события 1917-го показаны глазами царскогрия Орлова и его возлюбленной княгини Веры. Последняя заинтересована простолюдином и бурлаком Фёдором, который в определённый момент становится красноармейцем. Но эта картина не про политику, а больше про любовь, которая якобы оказывается выше социальных перегородок.

Будучи антикоммунистом (в конце 1940-х он являлся сторонником маккартизма и охоты на ведьм, то есть на красных в Голливуде), ДеМилль полагал, что якобы русскую революцию понять и объяснить нельзя, поэтому в картине он не встал ни на чью сторону. При этом первоначально на Западе «Волжский бурлак» был воспринят как большевистская агитация, но советские и придерживающиеся коммунистических взглядов зарубежные левые критики считали фильм контрреволюционным.

Например, леворадикальный французский историк кино Жорж Садуль называл картину ДеМилля «неправдоподобным и вульгарным» антибольшевистским боевиком.

«Красные» (1981, США) / «Красные колокола-2. Я видел рождение нового мира» (СССР-Италия-Мексика, 1982)

Фильоррена Битти повествует об американском коммунистическом активисте, писателе и журналисте, основателе Коммунистической рабочейА Джоне Риде. Лента, снятая по мотивам романа Рида «10 дней, которые потрясли мир», затрагивает его отношения с коллегами по партии и женой Луизой Брайант, а также участие в Октябрьской революции. Фильм охватывает исторический промежуток с 1915 по 1920 год.

Во время Первой мировой войны Джон встречается с замужней женщиной Луизой Брайнт, которая ради него уходит от мужа. После политических разногласий в США они уезжают в Россию, где в самом разгаре Октябрьская революция. Любовники вдохновляются коммунистов и возвращаются в Штаты, надеясь устроить похожий переворот.

На экране показывают реальных исторических личностей — анархистку и литератора Эмму Голдман, писателя Юджина О`Нила, русских революционеров Владимия ьва Троцкого, а также главу временного пра Керенского.

В массовке при съемках были задействованы русские актёры, Уоррен Битти во время работы над картиной читал им лекции о капиталистических методах использования рабочей силы, в результате они устроили забастовку с требованием повышения зарплаты.

В конце 1970-х о работе над фильмом про Джона Рида узнал Владимир Высоцкий, который в мае 1979 года записал что-то вроде видеопрезентации для Уоррена Битти, чтобы принять участие в съёмках «Красных». Но до США плёнка не добралась, а картина вышла уже после смерти советского артиста.

Через год после «Красных» в СССР вышла вторая частгея Бондарчука «Красные колокола» — «Я видел рождение нового мира». Как и фильм Уоррена Битти, советская лента основана на книге «10 дней, которые потрясли мир». В этой игровой кинокартине также воспроизведена хронология 1917 года — от возвращения Ленина в Россию до Октябрьской революции. Режиссёр взял на главные роли советских и итальянских актёров (этот фильм совместного производства СССР, Италии и Мексики). И хотя эта работа вышла на экраны в период позднего застоя, со всеми вытекающими ограничениями того времени, в ней были показаны «запрещённые» к упоминанию ещё с 1930-х Троцкий, Зиновьев и Каменев.