Войти в почту

Судебный психолог Долгицкий оценил вероятность встретить серийного убийцу как Декстер

О сериале

Судебный психолог Долгицкий оценил вероятность встретить серийного убийцу как Декстер
© Слово и Дело

Первый сезон сериала «Декстер» вышел в далеком 2006 году. В его основу лег одноименный роман Джеффри Линдсея. История серийного убийцы, так называемого «чистильщика», пришлась по вкусу зрителям. Всего вышло 8 сезонов сериала.

И, казалось бы, история закончена. Но в 2021 году рассказ о маньяке возвращается в форме мини-сериала, над которым работал режиссер Маркос Сига. До этого момента он уже был задействован в сериале про Декстера, сняв девять эпизодов сериала в период с 2007 по 2008 года.

Как и полагается, главную роль в сериале вновь сыграл Майкл Си Холл. И даже несмотря на восьмилетний перерыв, он уверенно чувствовал себя на съемках. Более того, в одном из интервью американский актер признался, что все это время Декстер не оставлял его.

Что из себя представляет Декстер?

За 8 сезонов сериала зритель мог изучить Декстера, его привычки, манеру поведения, но определить персонаж как личность может только профессионал в своей области.

Мы попросили судебного эксперта-психолога Олега Долгицкого помочь нам разобраться в этом вопросе, понять сущность самого известного тв-маньяка. Итак, знакомьтесь, настоящий Декстер.

В соответствии с концепцией немецкого социолога, философа, психолога Эриха Фромма Декстер имеет некрофильный характер. Речь идет о человеке, который стремится ко всему мертвому.

«Человек с некрофильным ориентированием чувствует влечение ко всему неживому, ко всему мертвому: к трупу, гниению, нечистотам и грязи. Некрофильны те люди, которые охотно говорят о болезнях, похоронах и смерти. Если они могут говорить о смерти и мертвом, они становятся оживленными. Явным примером чисто некрофильного типа личности является Гитлер. Он был очарован разрушением и находил удовольствие в запахе мертвого», — цитата из книги Фромма «Революция надежды. Избавление от иллюзий».

По словам Олега Долгицкого, Декстер успешно реализует так называемый «феномен нормальности». К примеру, серийный маньяк Сергей Ткач днем вел себя как совершенно обычный человек – дом, семья, дети. При этом на протяжении 20 лет он убивал людей, увозя их вечером в лесополосу.

Герой сериала внешне аналогичным образом ведет нормальную жизнь – днем он работает в Департаменте полиции в Майами, а вечером – ловит очередную жертву. У Декстера существовал собственный кодекс, которому его научил приемный отец. В соответствии с ним, он совершал свои преступления. А вот этика у персонажа полностью отсутствует.

 «Психика человека устроена так, что у нас есть феномен интериоризации, когда любой даже самый сложный социальный механизм может глубоко запечатлеться в психике и становится автоматизмом. То есть этика – не врожденная инстанция, а результат педагогического процесса. Если брать Декстера – у него этики как таковой нет, потому что его стремление к смерти не дает стремления следовать общественному договору. И в сериале это хорошо представлено. Но симуляция в отношении Декстера показана корректно и нет разреза с художественным образом», — подчеркивает Олег Долгицкий.

Все проблемы из детства?

В первом сезоне сериала нам рассказывается история Декстера. По задумке создателей, Декстер родился в неблагополучной семье. Отец сидел в тюрьме, а мать зверски убил наркодилер прямо на глазах ее трехлетнего сына.

Приемный отец Декстера Гарри работал в полиции. В детском возрасте у Декстера возникла жажда убивать. Тогда его приемный отец разработал тот самый кодекс.

Но можно ли говорить о том, что некрофильная ориентированность героя возникла в результате психологической травмы из-за смерти матери? Попали ли создатели сериала в точку?

«Скажу самое интересное – мы не знаем, как формируется этот тип характера. Поэтому в принципе создатели сериала могли что угодно туда вставить. Единственное, что мы знаем о феноменологии раннего детства – это наличие триады – некрофилия, стремление к смерти, насилие над животными, их убийство, факт энуреза (недержание) и пиромания (стремление к поджиганию). Во фроммовский контекст это совершенно прекрасно вписывается», — подчеркнул судебный эксперт-психолог.

К слову, когда Декстеру исполнилось 8 лет, его приемный отец начал замечать пропажу соседских собак. Тогда он решил откровенно поговорить с сыном, а тот, в свою очередь, доверился и раскрыл свой секрет. Но трупов животных от этого в округе меньше не становилось.

Недоразвитость

И здесь, скорее, курсив необходимо сдвинуть с понятия «все проблемы из детства» на понятие – «недоразвитость». История знает примеры, когда некрофильные личности выросли в обычных семьях.

«Фромм, например, разбирал характеры Гитлера и его помощника Гиммлера. У них было обычное детство. Единственное, что запечатлел Фромм – они были недоразвитые. Вот это очень яркий и явный признак. Если мы говорим о маньяках, то возьмем того же Эдварда Гейна, который из трупов сшивал себе одежду. С него списали Билла из фильма «Молчание ягнят». У Гейна была строгая мать, но это не показатель. Скорее всего он был недоразвитый – эмоциональный интеллект у него был на нуле. Он не сопереживал своим жертвам, не взаимодействовал с людьми и ничем не занимался», — отмечает эксперт.

Существует ли такой как Декстер в реальности?

Смотря сериал, невольно задаешься вопросом – существует ли серийный убийца с психологическим портретом как у Декстера?

«В полной мере, конечно такого не встретишь. Декстер – это образ художественный, он предельно адаптирован. Он очень классно все имитирует – дружелюбие, реакции на людей. Это доведенный до абсолюта феномен сублимирования некрофилии», — подчеркнул спикер.

Несмотря на это, сегодня существует целый ряд профессий, где проявляются некрофильные тенденции в контексте отсутствия эмпатии к окружающим.

«Есть огромное количество профессий, которые требуют минимум сопереживания человеку и максимум рациональных и технических действий. В них проявляются некрофильские тенденции. К примеру, стоматологи и хирурги. У меня есть друзья хирурги, они делают операции, но очень много пьют. Почему? Резать живое тело – травматично для психики. Также и в психиатрии. Почему психиатры много пьют? Они наблюдают за постепенным умиранием человека. В большой психиатрии, где люди годами лежат, они довольно редко излечиваются. Это тоже травматично, они переживают экзистенциал смерти», — отмечает эксперт.

Но далеко не факт, что такой человек как Декстер не появится в будущем, а может — существует уже сейчас. То, что у персонажа нет реального прототипа – еще ни о чем не говорит. По словам Олега Долгицкого, сейчас мы наблюдаем переходное общество. На этот счет существуют разные мнения, например, кто-то называет его информационным, а кто-то считает, что мы перешли из второй промышленной революции в третью.

«Существует абсолютный мир стремления к смерти, который существует по абсолютно другим правилам, и такие как Декстер — там уже могут существовать», — резюмировал спикер.

Даже если сериалы основаны на реальных событиях, в них львиная доля художественного вымысла. Но в случае с «Декстером» создателям удалось корректно передать психологический портрет серийного убийцы, пусть и доведенный до абсолюта.