Безусловно, Тарантино, Кубрик, Земекис и другие выдающиеся режиссеры являются непревзойденными гениями. Но даже гении иногда копируют друг у друга. Вспоминаем самые яркие примеры заимствований в кино и сравниваем непревзойденный оригинал с его копией.
![Фильм «Бешеные псы»](https://www.wmj.ru/imgs/2021/11/03/13/5002773/82609dfcc3955ed0bc8ba8cc28c8b6b2584282cc.jpeg)
![Кадр из фильма «Сияние»](https://www.wmj.ru/imgs/2021/11/03/13/5002769/5aa89cd2d8e959799f6f0ddb6432236b0bddbfee.jpeg)
![Фильм «Напролом»](https://www.wmj.ru/imgs/2021/11/03/13/5002772/b03a1c43dd5131eeecb97388ac6f26dbae28e463.jpeg)
![Фильм «Покидая Нью-Йорк»](https://www.wmj.ru/imgs/2021/11/03/13/5002774/c325508883c6f9690986d22fecce9cdec1a02ae9.jpeg)
![Фильм «Напролом»](https://www.wmj.ru/imgs/2021/11/03/13/5002776/09e39d032b4a2b96deff0ace11cf0974105711e1.jpeg)
![Кадр из фильма «Безопасность прениже всего!»](https://www.wmj.ru/imgs/2021/11/03/10/5002136/ada88fbf829478d9ad1d431ba620bb7bd46fe05a.jpeg)
![Кадр из фильма «Назад в будущее»](https://www.wmj.ru/imgs/2021/11/03/10/5002137/aaa48609187f95ce893a57fb02bed81245ef4bb6.jpeg)
![Фильм «Криминальное чтиво»](https://www.wmj.ru/imgs/2021/11/03/13/5002775/c486bac7058ba2a3bdf2812872bac873892a0fe4.jpeg)
![Фильм «Покидая Нью-Йорк»](https://www.wmj.ru/imgs/2021/11/03/10/5002303/dbdedd20be77b69976a02fd3fc64d4305c5c057c.jpeg)
![Фильм «Покидая Нью-Йорк»](https://www.wmj.ru/imgs/2021/11/03/13/5002771/8d58f9adfa75adfc1437874f8a40bf78bdad4b68.jpeg)
Квентин Тарантино
«Криминальное чтиво», «Убить Билла», «Однажды в… Голливуде»: чем восхищают фильмы Квентина Тарантино
Тарантино является культовым американским режиссером, в чьей копилке личных достижений две премии «Оскар», несколько «Золотых глобусов» и Пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля. Путь Квентина к успеху начался с выходом на экраны его дебютной полнометражной работы — криминального триллера «Бешеные псы». Сегодня эта картина считается настоящей классикой, но мало кто знает, что фильм является почти что аналогом боевика «Город в огне» режиссера Ринго Ламы.
Понятно, что Тарантино сильно переосмыслил оригинальный сюжет азиатской истории, но при этом раскидал по своим «Бешеным псам» немало отсылок к старшему брату. Сюжет «Города в огне» построен на истории полицейского под прикрытием, который внедряется в банду грабителей ювелирных магазинов.
Образ двуликого главного героя централен и в версии Квентина. Более того, Тарантино в одной из самых знаменитых сцен фильма воспроизводит и эпизод из «Города в огне», в котором герои выстраиваются в «мексиканскую дуэль», нацеливая оружие друг на друга.
Люк Бессон
Боевик Люка Бессона «Напролом», вышедший в 2012 году, оказался идентичен сюжету культовой картины Джона Карпентера «Побег из Нью-Йорка» с Куртом Расселом в главной роли. Бессон в своем фильме рассказывает историю ошибочно осужденного героя, который взамен на свободу пытается спасти дочь президента США. В картине Карпентера герой Рассела — тоже бывший осужденный — заключает сделку с высшим руководством страны.
Критики сразу же заметили сходство между двумя фильмами и обвинили Бессона в краже сюжета. Журнал Box Office в свое время даже называл фильм «Напролом» «хитрой и бесстыдной подделкой». Автор оригинала Карпентер тоже не остался в стороне. Режиссер потребовал компенсацию в размере 2 миллионов евро, заявив, что его фильм был скопирован. Суд обжаловал его решение и обязал Бессона выплатить 85 000 евро компенсации.
Стэнли Кубрик
Знаменитая сцена «Сияния», в которой герой Джека Николсона рубит топором дверь ванной комнаты, была позаимствована Кубриком из шведского фильма «Вoзница» 1921 года. К слову, режиссер «Вoзницы» Виктор Шестрем, в свою очередь, также вдохновлялся работой другого постановщика — лентой Дэвида Гриффита «Сломанные побеги», снятой за три года до этого.
Для фильма Кубрика этот эпизод оказался настолько определяющим, что кадр из него даже попал на постер и остался в памяти нескольких поколений зрителей. В книге Стивена Кинга главный герой Джек должен был вышибать дверь молотком, но Стэнли решил, что топор выглядит более угрожающе, и пошел путем своих предшественников Шестрема и Гриффита.
Уэс Андерсон
Стоит отметить, что Кубрик не только сам заимствовал у старшего поколения, но и стал источником вдохновения для последующих кинематографистов.
Например, Уэс Андерсон не копировал конкретные сцены своих коллег, но сформулировал авторский почерк на работах Кубрика. В частности, он перенял манеру работы с перспективой в кадре. На YouТube есть немало видеоэссе о сходстве режиссерской оптики обоих постановщиков: от дотошной выверенности симметрии кадра до движения камеры.
Вадим Перельман
«Пропавшая» — неудачный мистический детектив от номинанта на премию «Оскар»
«Дом из песка и тумана» — сильная человеческая драма режиссера Вадима Перельмана. Герои фильма в исполнении Дженнифер Коннели и Бена Кингсли начинают вести ожесточенную борьбу за дом, с которым у каждого из них связаны свои воспоминания и мечты. Их экранное столкновение оборачивается страшной трагедией, а одна из самых запоминающихся сцен картины — финальный эпизод, в котором главная героиня стоит в одиночестве на ветхом мосту.
Иронично, что эта же сцена с участием Коннели была показана в драме Даррена Аронофски «Реквием по мечте». Более того, раньше всех эту идею воплотил на экране — и вновь с героиней Коннели — режиссер мистического детектива «Темный город» Алекс Пройас.
Роберт Земекис
Есть фильмы, которые не только не стареют, но как будто бы становятся с каждым годом только лучше. К их числу относится и знаменитая трилогия Роберта Земекиса «Назад в будущее». В одной из самых запоминающихся сцен первой части главный герой — чудаковатый профессор Эммет Браун — повисает на городских часах.
Эта сцена — прямой оммаж эпизода классического немого фильма 1923 года «Безопасность прениже всего!». В нем неуклюжий герой Гарольда Ллойда из-за собственной неосторожности повисает на стрелке огромных городских часов. Земекис, который обожает черно-белое кино, намеренно повторил знаменитую сцену, делая реверанс в сторону кинематографистов, на чьих работах вырос как зритель и как автор.
Брайан Де Пальма
Криминальная драма Брайана Де Пальмы «Неприкасаемые» — ремейк одноименного сериала 1960-х годов. Несмотря на наличие старшего телевизионного брата, режиссер привнес в ленту знаменитые сцены из других полнометражных картин.
Например, эпизод с перестрелкой и катящейся вниз по лестнице коляской с младенцем — это реверанс в сторону знаменитой сцены из фильма «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна.
Примечательно, что в сценарии «Неприкасаемых» этой сцены изначально не было. Ее решил сделать сам Брайан Де Пальма уже во время съемочного процесса, чем спровоцировал немало споров с боссами киностудии. В итоге постановщик сумел отстоять себя и эпизод был снят.
Фото:Kinopoisk.ru; IMDB.com