Войти в почту

За чертой: новый взгляд на Гоголя

За чертой: новый взгляд на Гоголя

За чертой: новый взгляд на Гоголя
© ИА «Сусанин»

журналистСовременное прочтение вечной классики и новый взгляд на известное со школьной скамьи произведение. «Вий / За чертой». На сцене Государственного русского драматического театра Удмуртии готовится к показу масштабная постановка по повестям Николая Гоголя. Здесь переплетаются мужское и женское, простое и сложное, темное и человеческое. Молодые бурсаки сталкиваются со злом, приоткрывая дверцу в логово потусторонних сил. И все это ради любви. Каждый день сцена драмтеатра Удмуртии наполняется мистикой, разгорается любовью и противостоянием, которые создают актеры, дополняют художники и мастера сценографии. Все готовятся к премьере спектакля «Вий / За чертой». Постановку планировалось представить на зрительский «суд» еще 15 июля, но мистика Гоголя сработала — за 3 часа до выхода на сцену исполнительница роли Панночки получила травму. Долгожданную премьеру перенесли на октябрь, но и здесь всё пошло не по плану — вмешался локдаун. В театре уверены, что новая дата, 17 ноября, станет днем премьеры, и ничего этому не помешает.Молодой, но уже титулованный режиссер Артем Устинов из Самары привез в Ижевск «своего» Гоголя, точнее сказать, свой особенный взгляд на полюбившиеся произведения писателя. Здесь не будет летающих гробов и тех привычных устрашений, о которых мы читали в повести и видели в советском фильме. “ Мне хотелось найти свой угол зрения, совместить не только «Вия», но и несколько других повестей, объединить это все историей подростков, которые изучают Бога и в то же время пьют, гуляют, развлекаются, пытаются выяснить, где проходит граница между святым и не святым, и как нечисть проникает в мужской мир, жизнь ребят, в виде женщин. Арте Устинов режиссер Не стоит удивляться, услышав отклики клубной музыки и понаблюдав за странной хореографией. По задумке режиссера, все бурсаки живут в закрытой школе. Как и все молодые люди они тоже хотят развлекаться и не прочь устроить вечеринку. Три пути одной дороги Пути бурсаков разошлись навсегда. Судьбу первого автор отразил через произведение из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» — «Майская ночь, или Утопленница». О судьбе второго мы узнаем из повести «Вий». Жизнь третьего описывается на основе повести «Вечер накануне Ивана Купалы». “ «Майская ночь, или Утопленница» — про то, как парень и девушка любили друг друга, но не могли быть вместе. Помогла им нечистая сила. Как ни странно, здесь она выступает на их стороне, когда они идут с ней на сделку. Это странный мир, где они хохочут над нечистью, но она имеет реальное воздействие на них.«Вечер накануне Ивана Купалы» — сильная вещь, не очень драматургичная, но, на мой взгляд, она у нас пока больше всех сложилась. Человек заключает сделку с дьяволом и должен пролить кровь ради любви. А стоит ли убивать свою душу таким образом? Артем Устинов режссер История Панночки из «Вия» тоже завязана на любви. Возможно, в отношениях двух сердец зрители смогут узнать себя. Актерская труппа Роли нашли своих обладателей быстро. Этюды, пробы, и вот, каждый на своем месте. “ Мы готовимся уже месяц, и мне было интересно работать, мы делали очень много этюдов на разные темы, сначала просто от себя, потом от ведьм с разными характерами, потом, когда мы узнали распределение, мы делали этюды от персонажей. Владислава Оболенская актриса руского драматического театра Удмуртии Именно ей принадлежит роль Панночки — одна из главных в новой постановке. Как говорит сама артистка, Панночка, наряду с Геддой Габлер, Леди Макбет и Медеей, была для нее той, кого она хотела сыграть за свою карьеру. «В этом плане мой некий гештальт теперь закрыт», — признается актриса. Погружение в «Вия» заставило понервничать молодую артистку — сны с гробами и вурдалаками, игра собственной фантазии. Не зря же это Гоголь. «Мы прорабатывали много своих снов, личных историй, и я поняла, насколько у меня много внутренних демонов. Возможно, у меня сейчас есть шанс договориться с ними и принять их», — делится Владислава.12 июля артистка впервые «примерила» на себя грим, в котором ее увидят зрители в день премьеры. “ В первую очередь мы играем людей. Конечно, все ведьмы — это зло, нечистая сила, что-то фатальное, но у каждой из них есть своя история, которая знакома, возможно, многим. В моем случае это непринятие себя, своей судьбы и попытка любым способом избежать этой участи. Если ты пытаешься избежать своей судьбы, то настанет какая-то кара. Владислава Оболенская актриса русского драмтического театра Удмуртии Декорации Для зрителя мистика будет сокрыта даже в мелочах. Манекены, птицы, решетки, геометрия, кубы — первые минуты увиденного натолкнут зрителя на массу вопросов. “ Мы подумали, что на сцене должно быть два уровня, и решили, что вверху будет висеть решетка, внизу тоже, только в люках. Вообще мир бурса — это мир геометрии, четких форм. Рациональный мир, который сталкивается с женским, гибким, цветным. Артем Устинов режиссер Хотя режиссер и уверяет, что зритлю не нужно искать знаков, некоторые тайные задумки стоит пояснить. Светящиеся кубы в руках танцующих учеников бурсы — альтернатива книгам. Создатели спектакля решили, что в необычной школе не может быть обычных пособий. Манекены, как солдаты, выстроившиеся в ряды за сценой. Кто они и что им нужно? По признанию Панночки, они пугают даже сотрудников, и вечером ходить по театру бывает жутковато. Помимо людей, всю историю наблюдают со стороны именно они — немые зрители. Правда, место им за белой чертой, подобной меловому кругу, что чертил Хома Брут вокруг себя в церкви. “ Сложность, наверное, в том, что какую бы концепцию ты ни придумал, автор сопротивляется. Он самобытен, это прекрасная литература, ты не можешь переплюнуть Гоголя, но, когда ты делаешь это в театре, нужно безжалостно отсекать все лишнее и подверстывать под ту идею, которую ты хочешь выразить. Артем Устинов режиссер Возможно, взгляды зрителей разделятся на два а то и три лагеря. На тех, кто читал книгу, кто смотрел фильм, и тех, кто еще не знаком с повестью. Спектакль будет понятен всем. В процессе «огранки» текста режиссер обратился к очеркам Николая Помяловского, который писал о быте бурсы, в которой он сам проучился 8 лет. Часть текста, опираясь на факты, режиссер написал сам. Зритель не должен прислушиваться и отслеживать, в какой момент гоголевский слог переходит в иной. Задача зрителя — наслаждаться. “ Я люблю делать такие, условно говоря, сказки для взрослых. Но на самом деле это совсем не сказки. Люблю, чтобы человек после спектакля был немного на взводе. Артем Устинов режиссер Новый опыт В истории театра это уже второй некласический Гоголь, рассказывает помощник директора русского драмтеатра по спецпроектам Анна Никифорова. Впервые «Вечера на хуторе близ Диканьки» предстали перед ижевским зрителем в необычном свете 8 лет назад. Театральная фантазия Петра Шерешевского, наполненная шалостью и иронией, не сразу полюбилась людям. “ Тогда это действительно был шок, у нас уходила половина зала с каждого спектакля в полном возмущении, что это абсолютно неформат, не тот Гоголь, которого они ждали. Анна Никифорова помощник директора русского драмтеатра по спецпроектам Спустя годы все изенилось: постановка жива и пользуется успехом. Сегодня это один из топовых спектаклей в репертуаре театра и визитная карточка на всех гастролях. Большие надежды возлагают и на новое видение «Вия», который вполне может пополнить копилку любимы спектаклей зрителей.