«Рок на костях», «квартирники» и «ужасы»: как жил и развивался советский андеграунд
В СССР не было секса, наркотиков, безработицы и еще многих вещей, без которых немыслим западный «загнивающий» мир. Не было в стране и рок-музыки. Советские граждане ходили на концерты Эдуарда Хиля и Эдиты Пьехи, обожали оперу и балет, а кроме этого массово участвовали в самодеятельности, играя вечерами в заводских клубах на ложках или аккордеоне. Это официальная версия, навязывавшаяся партией и правительством. Но на самом деле рок в СССР был, правда существовал он как-бы параллельно причесанной «действительности» и его адепты и поклонники были гонимы и притесняемы.
В СССР заниматься рок-музыкой было рискованно, поэтому концерты проходили в формате так называемых «квартирников», у кого-то из музыкантов или страстных поклонников дома. Билет на концерт стоил от рубля до трех, а кроме этого, с гостей собирали деньги на выпивку и закуску, но уже по желанию.
«Квартирник» группы «Аквариум»
Эти мятые рубли, отдаваемые немногочисленными, но преданными поклонниками, помогали рокерам выживать и продолжать заниматься делом своей жизни, не думая о еде, одежде и крыше над головой. Наиболее известные андеграундовые музыканты, на «квартирники» которых собиралось по 20–30 человек могли жить вполне достойно, так как 4–5 таких выступлений в месяц давали им доход, сопоставимый с зарплатой советского токаря или квалифицированного инженера.
Что касается записи музыки, то как и в непризнанной официально литературе, в рок-музыке царил «самиздат». Параллельно фирме «Мелодия», выпускавшей пластинки, в СССР действовали сотни подпольных мини-студий, записывавших запретную музыку на магнитную пленку и даже на винил.
Большим спросом в 60‑х и 70‑х годах пользовался так называемый «рок на костях». Так называли кустарные грампластинки, изготовленные из рентгеновских снимков с чьими-то вывихами и переломами. Для этого из плотной пленки снимка вырезался ровный круг с отверстием посередине, на который «нарезались» дорожки.
Запись производилась на самом обычном проигрывателе, который вместо иглы-звукоснимателя оснащали специальным «резаком». Оригинал копировали, запуская одновременно проигрыватель, воспроизводящий пластинку и записывающий аппарат с рентгеновской пленкой. Получалась очень колоритная внешне и не слишком качественная, с точки зрения звука, продукция, пользовавшаяся большим спросом.
Стоит лишь вспомнить старую песню лидера «Зоопарка» Майка Науменко «Дрянь», исполнение которой на одном из нелегальных фестивалей в 1981 году вызвало драку среди присутствующих, так как не всем пришлась по душе подача темы аморального образа жизни автором.
Майк Науменко
Напоследок стоит сказать, что подпольным в эпоху СССР был не только рок. Все представители искусства, не желавшие подчиняться заданному партией курсу, автоматически становились изгоями. Милиция ловила независимых художников на московском Арбате, изымала картины из домашних галерей, а в уже относительно демократичном 1990 году даже разогнала выставку современного искусства в столичном ДК ЗИЛа.
Смотрите также — Редкие фото отечественных рок-легенд: в котельной, с коноплей и на вечеринках