Войти в почту

Тот, кто постоянно ходит по краю: плохой, злой и зверски обаятельный Венсан Кассель

Когда был подростком, он сделал то, что многие из нас грозятся сделать, но не решаются, — сбежал из школы и присоединился к цирку. Его отец, легендарный во Франции актер , работавший с Клодом Шабролем, Филиппом де Брока и Сидни Люметом, постоянно отсылал сына в частные интернаты, а тот стабильно из них сбегал. В итоге с самого детства Кассель находился в постоянной оппозиции к отцу, религии и любой форме контроля.

Тот, кто постоянно ходит по краю: плохой, злой и зверски обаятельный Венсан Кассель
© ТАСС

Чтобы его точно никто не смог достать, молодой артист переехал в Нью-Йорк, где продолжил заниматься цирковым искусством и танцами. Правда, для США он оказался уж слишком большим французом, у него было совершенно другое отношение к "религии, вере, обнаженной натуре, сексу, еде". Касселю не хватало того самого протеста, извечного французского недовольства, а Америка казалась какой-то искусственной и пластиковой. Он сдался и снова переехал в Париж, где зарабатывал на жизнь уличными театральными представлениями. "В конце концов, когда я переехал в Париж и смог сам управлять своим будущим, я решил, что хочу быть актером и танцором, работать с людьми моего поколения, и пошли все к черту".

Ненависть порождает ненависть

"Ненависть" не зря сравнивают с "Делай, как надо!" . Это сырая, пышущая яростью и энергией молодости ода обитателям бедных районов, которых никто не берет в расчет, пока они сами не решают обратить на себя внимание. Картина рассказывает о трех друзьях, жителях коммуны Шантлуп-Ле-Винь вблизи Парижа: боксере и мелком наркодилере Юбере (Юбер Кунде), который мечтает поскорее сбежать из этого гиблого места в поисках лучшей жизни, горячей голове Винсе (Кассель) и Саиде (), который выступает медиатором между двумя друзьями. После того как полиция тяжело ранит молодого паренька Абделя во время уличных беспорядков, Винс клянется, что за жизнь Абдбеля заберет жизнь полицейского.

"Ненависть" с ее новаторской операторской работой, рэпом и хип-хопом, только начинающими завоевывать Париж, юмором и болезненной честностью стала достойным ответом новой волне и открыла глаза французам на серьезные социальные проблемы в стране. Кассель стал продолжателем дела и его Трэвиса Бикла из "Таксиста", которого Винс так старательно изображал в зеркале. При просмотре "Ненависти" сейчас удивительно то, насколько этот фильм актуален и сегодня.

"Когда твои дети родились в месте, в котором люди постоянно указывают на них и говорят, что они другие, эти дети постепенно понимают, что, несмотря на то, что они французы, у них далеко не те же возможности и привилегии. Они начинают злиться… Каждое новое поколение становится все злее и все менее образованным", — отмечает актер.

Вместе с Кассовицем и Роменом Гаврасом Каcсель организовал движение, которое должно было радикализовать французский кинематограф. Гаврас описал его принципы довольно просто: "К черту новую волну!" Это идеально вписывалось в мировоззрение Касселя, который стремился стать полной противоположностью своего отца. Тот был олицетворением буржуазного, комфортного кино, обаятельного и непринужденного, расслабляющего тело и разум.

Время разрушает все

В противоположность отцу молодой бунтарь хотел бросить вызов и себе и обществу, поэтому выбирал сложных, нелицеприятных персонажей. "Гангстеры, дилеры, трейдеры, неверные мужья. Не такие уж чистые, не такие уж белые, с оттенками серого. Я думаю, что это самые интересные персонажи. Вместо того чтобы играть героев и праведников, я лучше изображу тех, у кого есть проблемы с совестью, кому приходиться врать и предавать, а потом жить с этим. Они кажутся мне более реальными и честными".

В представлении Касселя в каждом человеке живет животное, и актерская профессия позволяет иногда выпускать это животное наружу. Эти идеи точно были близки enfant terrible французского кино , снявшему Касселя в одном из культовых фильмов .

Картина состоит из 14 сцен, которые показываются в обратном хронологическом порядке, и рассказывает историю Алекс (), Маркуса (Кассель) и Пьера (Альберт Дюпонтель). После того как незнакомец насилует Алекс в переходе, Маркус и Пьер решают найти обидчика и отомстить. Герой Касселя, как и в "Ненависти", выбирает путь отмщения.

Несмотря на неоднозначные отзывы критиков и зрителей, "Необратимость" сложно было не заметить, а новоиспеченная пара Касселя и Беллуччи стала одним из самых ярких союзов в европейском кино.

Прорыв в Голливуд

Европейские актеры становятся по-настоящему знамениты только тогда, когда их начинают узнавать за рубежом, а узнавать за рубежом их начинают обычно тогда, когда актер снимается в голливудском фильме. Почти у каждой страны в Европе есть свой амбассадор в Голливуде: например, в Испании это , в Дании — , в Британии — , а во Франции — Венсан Кассель.

Как утверждает француз, актеры могут говорить все что угодно, но любому из них всегда хочется прорваться за пределы национального кино, а для того, чтобы тебя наконец заметили, нужны яркие проекты и немного удачи. "Мне повезло. Все это время я работал с кучкой разозленных мальчишек. Мы делали фильмы, которые не были хитами в прокате, но они много ездили по миру, их показывали на фестивалях. Наверно, таким образом режиссеры смогли их увидеть. Вот почему мне позвонил Содерберг, вот почему мне позвонили и Дарен (Аронофски). Так что я думаю, все зависит от твоего выбора".

Репутация "плохого парня" пришлась очень к месту в Голливуде, который любит брать на роли отрицательных персонажей иностранцев. Сначала Кассель был вором по прозвищу Ночной Лис в "Двенадцати друзьях Оушена", затем русским бандитом Кириллом на пару с другим "россиянином" Виго Мортенсеном в "Пороке на экспорт" Дэвида Кроненберга. Кстати, не первый фильм, где Касселю довелось поговорить по-русски. В 2001 году он вместе с Кассовицем сыграл брата русской девушки Нади (). Почему Кассель с его ярким галльским профилем ассоциируется у Голливуда с русским Алешей, до сих пор остается загадкой.

Плохой и злой

Русские бандиты и воры — это, конечно, хорошо, но все-таки есть злодеи и посложнее. И их в фильмографии Касселя немало. В картине Кассель сыграл знаменитого во Франции гангстера , который, несмотря на все свои ужасные поступки, стал настоящим национальным героем, потому что решился пойти против системы. Впервые актер согласился поработать вместе со своим отцом, но тот умер до начала съемок. "Я наконец-то успокоился и понял, что мне больше не надо ни с кем бороться", — вспоминает про то непростое время актер.

При этом он не перестал испытывать себя и зрителя: в "Черном лебеде" Аронофски француз сыграл балетмейстера-манипулятора, который толкает молодую балерину к самому краю, чтобы добиться от нее лучших результатов; в фильме Майвенна — еще одного манипулятора и абьюзера, который прикрывается "большой любовью" для достижения собственных целей; в "Дикаре" — и вовсе любителя маленьких девочек , которого западная культура уже успела "отменить".

Иногда, конечно, актер выходит из своего брутального образа, например, в остроумной криминальной комедии своего старого друга Ромена Гавраса, где Кассель сыграл старого полицейского, который верит в иллюминатов и мировой заговор. Или проникновенная драма "Особенные" — здесь Кассель предстает в образе нервного еврея, который владеет частным приютом для детей с расстройством аутичного спектра, и безуспешно пытается найти себе спутницу жизни.

Кассель любит ходить по краю, и хоть он и появляется в голливудских проектах, например в сериале "Дикий Запад", в роли все тех же злодеев, большинство из мейнстримовых фильмов ему не по вкусу. Несмотря на то что он как будто создан, чтобы пугать и завораживать, вряд ли мы увидим француза в одном из комиксов, заполонивших кинотеатры всего мира. "Я был большим фанатом комиксов, когда я был ребенком. Сейчас я думаю, что это фильмы для детей. Конечно, во мне есть мой внутренний ребенок, но я все равно не согласился бы [сыграть в комиксе]. Я бы и смотреть это не стал".

Тома Ходова