Войти в почту

Стоит ли смотреть спектакль «Час пробил!» о найденной «Погребальной песни» Стравинского

В петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича 24 ноября состоялась мировая премьера музыкально-литературного проекта «Час пробил!». Автор проекта — писатель Андрей Логинов. Его новелла о двух композиторах — Николае Римском-Корсакове и Игоре Стравинском — легла в основу концерта в исполнении Государственного симфонического оркестра Ленинградской области под управлением Михаила Голикова.

Стоит ли смотреть спектакль «Час пробил!» о найденной «Погребальной песни» Стравинского
© Слово и Дело

О чем спектакль?

Новелла «Час пробил!» сочетает в себе две параллельные истории. С одной стороны, рассказывается о взаимоотношениях Учителя (Николай Римский-Корсаков) и Ученика (Игорь Стравинский). Автор показывает становление молодого композитора Стравинского: какой путь он прошел, чтобы стать всемирно известным композитором, основателем нового направления в музыке. Игорь Федорович был переполнен чувством восхищения и уважения по отношению к своему учителю. Смерть Римского-Корсакова стала тяжелым событием для Стравинского — и как реакция на это событие появляется «Погребальная песнь». По стечению обстоятельств в Петербурге произведение исполнялось лишь однажды перед тем, как затеряться на 106 лет.

Параллельно разворачивается современная история — в 2015 году утерянное произведение было найдено в архивах библиотеки Санкт-Петербургской консерватории. Рукопись более 100 лет пролежала в неприметной папке под грифом «Списано». Во время ремонта сотрудники архива на всякий случай проверили содержание папки и практически сразу поняли, что перед ними — утерянный шедевр.

Музыка и актеры

Историческую часть новеллы исполнил Иван Батарев, известный за роли в кинофильмах «28 панфиловцев», «Чужой», «Ржев». Современную историю открытия рукописи читает Анна Мигицко, актриса ТЮЗ, лауреат премии «Золотой софит».

По признанию автора новеллы Андрея Логинова, эта история просто требовала сопровождения оркестра. Наконец, пришло время представить миру забытое произведение Стравинского. Таким образом сложилась музыкально-литературная постановка, где текст и музыка неразрывно связаны в единое целое.

В качестве музыкального сопровождения были использованы фрагменты произведений как самих Николая Римского-Корсакова и Игоря Стравинского, так и их современников — композиторов, которые также чувствовали и творили на рубеже двух музыкальных эпох в начале XX века. На сцене прозвучали увертюра «Светлый праздник», симфония №1 Римского-Корсакова, «Восемь русских песен» А.К. Лядова, элегия «Памяти героя» А.К. Глазунова, «Плач Ангелов» А.Г. Рубинштейна, а также произведения из раннего этапа творчества Стравинского: «Пульчинелла», сюита из балета «Жар-птица», фрагмент «Весны священной» и главная жемчужина концерта — «Погребальная песнь».

Наше мнение

«Погребальная песнь» для Игоря Стравинского стала возможностью воздать дань уважения своему учителю, который стал для молодого композитора главным ориентиром в мире музыки. «Погребальная песнь» — это сравнительно небольшое произведение в ля-миноре, всего 106 тактов музыки в медленном, торжественно-патетичном темпе. Композиция насыщена экспрессией, вызванной уходом наставника. Далее у Стравинского начнется новый период, который принесет ему мировую славу, период, когда Игорь Федорович по-новому переосмыслит классические музыкальные каноны, найдет свой неповторимый стиль и продемонстрирует его на Дягилевских сезонах.

Восстановление «Погребальной песни» — это настоящее событие для всего музыкального мира. Произведение прозвучит в концертных залах по всему миру — от Нью-Йорка до Сиднея, и везде слушатели смогут прочувствовать грусть молодого композитора, напоминающую скорбную и глубокую серость Петербурга.

Музыка знаменитых и даже великих композиторов с параллельным чтением новеллы Логинова — это непривычный формат музыкального концерта. Рассказ о таких важных событиях, как дружба Римского-Корсакова и Стравинского и последующая находка «Погребальной песни», полон восторга и драматизма, который смешивается со смутным непониманием, когда же прозвучит само произведение. Единственный минус постановки заключается в том, что непосвященный зритель не сможет понять, какую именно композицию исполняет оркестр. Но в этом есть и положительная сторона, ведь слушатель не привязан к фамилии композитора и может просто насладиться музыкой. «Час пробил!» — это спектакль, который нужно не смотреть, а слушать.

Кто его зритель? Абсолютно любой человек, рассказала журналистам продюсер проекта Виолетта Пригожина.

«Я очень рада, что в зале были гости разного возраста. Пришли те, кто считает себя учителями, воспитывает молодое поколение: мамы и бабушки, преподаватели и врачи. Я бесконечно рада, что пришли молодые люди», — поделились она впечатлениями после премьеры.

Исполнение «Погребальной песни» мы с полной уверенностью можем назвать лучшим подарком филармонии им. Д.Д. Шостаковича в честь 100-летия.