Войти в почту

"Ну иди, побренчи": к 117-летию со дня рождения Кабалевского

"Ну иди, побренчи" - В нашем доме музыка была всегда, - писал композитор в своих воспоминаниях. - Мать немножко играла на рояле и пела, а отец любил напевать, аккомпанируя себе на гитаре, всякие песни, среди которых были и студенческие песни его времени, и народные (почему-то в основном украинские - возможно потому, что отец родился и детство провел на Украине), и популярные цыганские романсы. Наиболее же сильным источником домашних музыкальных впечатлений была мамина сестра Ада Александровна, учившаяся в свое время у Есиповой и, по моим воспоминаниям, неплохо игравшая на рояле. Когда она к нам приходила, да еще со своей подругой-певицей, я сколько угодно мог сидеть у рояля и слушать их музыку. Когда никого не было дома (вероятно, чтобы не терзать уши), моя бабушка говорила мне: "Ну иди, побренчи". Я усаживался за рояль и извлекал из него какие-то звуки. Впервые он попробовал сочинить музыку в пятилетнем возрасте. Впрочем, ни юный Кабалевский, ни его родители не думали о том, что это может стать его профессией. Дмитрий мечтал о юридической карьере и собирался поступать в университет. - Однако весной 1922 года, когда я пошел подавать заявление о приеме, меня постигло большое разочарование: в университет принимали только по рабочим командировкам, я же был сыном служащего, да еще бывшего дворянина, - вспоминал композитор. - У меня даже не приняли заявление. Все же он сумел поступить в социально-экономический институт имени Энгельса. - Свойственная мне разбросанность и аппетит к самым разным занятиям и здесь не дали покоя, - писал Дмитрий Борисович. - Унаследовав от отца любовь к рисованию и занимаясь этим с детства, после поступления в институт я поступил в студию живописи и рисования (на Смоленском бульваре). Конечно, скоро я обнаружил, что одновременно заниматься в музыкальном техникуме, социально-экономическом институте, студии живописи и при этом еще служить - с 1922 года я стал работать в музыкальном техникуме - немыслимо даже при моей большой работоспособности. В середине года я бросил студию, весной - институт. Музыка сделалась моим единственным серьезным делом. Школьные программы Среди созданных Кабалевским произведений особенно популярными были сочинения для детей. В советское время они часто звучали по радио, телевидению, на концертах, в пионерских лагерях. Автор оперы "Кола Брюньон", четырех симфоний, сочинения для голоса и фортепиано к сонетам Шекспира, музыки к десятку фильмов, более сотни песен был также известен своей программой по музыке для общеобразовательных школ. Чтобы заниматься ею, композитор в свое время ушел из консерватории. Творческое образование детей было таким же его призванием, как сочинительство. Свою педагогическую деятельность (в музыкальном техникуме имени Скрябина) он начал еще в 1925-м, когда ему был 21 год. Скрипач Давид Ойстрах как-то назвал Дмитрия Борисовича благородным рыцарем музыки. Его подход к образованию детей значительно отличался от традиционного. Большое значение он придавал интонационной природе музыки, ее связи с литературой, изобразительным искусством, театром, кинематографом. В 1973 году Кабалевский организовал Лабораторию музыкального образования в НИИ школ Министерства просвещения РСФСР. Он руководил ею десять лет. Результатом этой работы стала новая программа по музыке для школ. О ней композитор часто рассказывал в радиобеседах и на творческих встречах. В Куйбышеве их было немало, как и авторских концертов. Атмосфера любви к музыке Долгие годы Дмитрий Борисович дружил с Куйбышевской детской музыкальной школой №10, открывшейся в 1960 году. Сейчас там открыт музей композитора. Среди экспонатов - его фотографии, книги, ноты, пластинки с записями сочинений и автографами, телеграммы и письма. В одном из них Кабалевский обратился к нашим землякам с такими словами: - Дорогие мои друзья! От всей души спасибо за поздравление и за чудесный альбом! Посмотрел его - и словно опять побывал в вашей школе! А вы ведь знаете, как я люблю у вас бывать. Одновременно с проведением в городе Поволжского конкурса пианистов имени Кабалевского в этой школе с 1963 по 1984 год организовывали свое творческое соревнование среди учащихся, к которому у композитора было особое отношение. - Он дарил нам пластинки с записями своих произведений, присылал телеграммы, ноты к концертам, - рассказывает преподаватель по классу фортепиано Светлана Лунева. - На встречах с ним педагоги и учащиеся слушали его, раскрыв рот, настолько интересно было с ним общаться. Каждый его приезд был праздником для всего города. Последний конкурс, который посетил Дмитрий Борисович, был в 1978 году. Потом он по состоянию здоровья уже не мог приезжать к нам. В итоге школьный конкурс возглавил корифей куйбышевской пианистической школы профессор Александр Давидович Франк. В 1997 году школе присвоили имя Кабалевского. По этому случаю в актовом зале состоялся торжественный вечер, где прозвучала запись одного из выступлений Дмитрия Борисовича: - Я всегда радуюсь, приходя в вашу школу, потому что здесь чувствуется атмосфера настоящей любви к музыке. Рапсодия для конкурса Поволжский конкурс молодых пианистов родился в 1962 году по инициативе активистов городского молодежного клуба. Они по совету педагога Лидии Муравьевой связались с Кабалевским и предложили ему стать председателем жюри. Вскоре конкурс был назван в честь композитора. Музыканты соревновались в трех турах. В заключительном они играли на сцене филармонии в сопровождении симфонического оркестра. Специально для такого концерта Кабалевский написал "Рапсодию для фортепиано с оркестром". Позднее он посвятил этому творческому соревнованию два фортепианных концерта - №3 и №4 ("Пражский"). Десять раз Дмитрий Борисович возглавлял жюри. Позже его сменили пианист Алексей Скавронский и композитор Сергей Слонимский. В состав жюри входили такие выдающиеся музыканты, композиторы и педагоги, как София Губайдуллина, Андрей Баланчивадзе, Юрий Левитин, Александр Пирумов, Александр Флярковский, Александр Чайковский, Мирослав Скорик. В конкурсные дни Кабалевский и другие мэтры не только прослушивали исполнителей. Они также встречались со школьниками, студентами, педагогами, проводили мастер-классы. Успешное участие в конкурсе стало путевкой в "большую музыку" для многих самарских исполнителей. Среди них - преподаватель музучилища Наталья Шаталова (Файн), композитор Леонид Вохмянин, пианист Сергей Загадкин, один из лучших джазовых исполнителей страны Григорий Файн. Связи с этим творческим соревнованием и городом Кабалевский не порывал до конца своей жизни. Конкурс проводят до сих пор. Более того, он стал международным. В последние годы расширился список номинаций. К "Фортепиано" добавились еще четыре: "Скрипка", "Академическое сольное пение", "Композиция" и "Музыковедение". С Дмитрием Борисовичем был хорошо знаком ведущий самарский хоровой дирижер Владимир Ощепков. При поддержке московского композитора тот создал в родном городе институт художественного образования, где основное внимание уделялось дисциплинам эстетического цикла. Также Ощепков по программам Кабалевского организовывал в регионе хоровые студии и школы искусств. - Чем дальше уходит от нас время уроков музыки этого великого просветителя, тем явственнее ощущение непреходящей ценности его идей, связанных с развитием всей художественно-эстетической работы с детьми и молодежью в нашей стране, - говорит Ощепков. В последние годы эти идеи воплощаются в городском центре эстетического воспитания детей и молодежи.

"Ну иди, побренчи": к 117-летию со дня рождения Кабалевского
© СОВА