Войти в почту

Восьмые «Елки» — вечно зеленая франшиза?

За первую неделю проката «Елки-8» собрали более 26 миллионов рублей. Такие цифры приведены на сайте «Фонда кино». Бюджет фильма, в свою очередь, не афишируется. Но мы-то уже поняли, что посчитать его практически невозможно, и все из-за огромного количества нативной рекламы. Однако ни бюджеты, ни обширная маркетинговая кампания не спасают фильм от шквала разгромных рецензий. Но обо всем по порядку.

Восьмые «Елки» — вечно зеленая франшиза?
© Слово и Дело

«Елки» бесконечности?

О том, что франшиза «Елки» вот-вот закончится, стали говорить, наверное, после третьего фильма в серии. Очевидно, что все хорошие идеи давно закончились, если создателям в голову пришла мысль перенести Урганта и Светлакова в 1914 год. Далее фильмы становились все хуже, и вот, после «Елок последних» было чуть ли не официально сказано о закрытии серии фильмов. Но нельзя же просто так отказаться от курицы, которая несет золотые яйца. Поэтому в 2021 году, знакомая всем команда елок с Ургантом и Светлаковым собирается вновь, чтобы снять очередной шедевр.

Надежды на то, что фильм получился не таким как предыдущий начались в тот момент, когда стало известно, что режиссерское кресло займет не всем известный Тимур Бекмамбетов, а Антон Богданов (тот самый рыжий из «Реальных пацанов»). Впрочем, Бекмамбетов все равно остался «приглядывать» за творчеством новоиспеченного режиссера. Осознав кризис идей у создателей прежней франшизы, Богданов предложил новую концепцию – бесконечные «Елки» - оттого и цифра 8 на постерах перевернута. Якобы вот к 8 серии сценарий написали профессионалы, а дальше – инициатива передастся в руки россиян. Они будут присылать собственные истории, которые пойдут в основу сюжета следующих фильмов.

Для авторов это отличная возможность сэкономить на сценаристах. А для россиян – шанс поучаствовать в создании большого кино, да и просто получить радость от просмотра нового новогоднего фильма в преддверии праздника.

«Елки» на продажу

С финансовой точки зрения «Елки» являются одним самых успешных российских кинопроектов. Несмотря на то, что последние фильмы напрочь дискредитировали замечательную идею первых картин, зритель все равно идет на фильм за простыми радостями: более-менее смешной юмор, некоторый саспенс, немного грусти и счастливый финал. В восьмой части не стали менять работающую схему, а это значит, что зритель пошел. А где есть зритель - там есть реклама.

К сожалению, «Бекмамбетовщина» из фильма никуда не делась. Умение Тимура Бекмабетова вставлять «незаметный» продакт-плейсмент Антон Богданов перенял замечательно - нам удалось насчитать по меньшей мере 15 различных рекламных интеграций. Отсюда становится понятным, почему создателей ни сильно «парила» история с тем, что киносети отказывались брать «Елки» в прокат. Напомним, что кинотеатры боялись недополучить выручку из-за практической одновременной премьеры фильма в онлайн-кинотеатре ivi (который также был одним из спонсоров фильма) и на широких экранах. 

Остается только догадываться, сколько авторы восьмых "Елок" заработали на рекламе.

Старые все лица

И все же этих денег не хватило ни на хороших сценаристов, ни на постпродакшн. В какие-то моменты становится сложно отличить: это все еще фильм идет или началась реклама. Негативное впечатление остается еще и от того, что вся новогодняя атмосфера в картине искусственная. Особенно бросается в глаза ненастоящий снег. 

Ощущения сравнимы с просмотром «Голубых огоньков», которые снимаются чуть ли не в середине лета.

Возможно, основной бюджет фильма был потрачен на звезд российского шоу-бизнеса. Тут не только Ургант со Светлаковым, но и Ольга Бузова, и Филипп Киркоров, и Никита Ефремов, и Анна Чиповская, и другие светочи наших телевизоров. Быть может, среднему российскому зрителю, что называется, пойдет. Но рассматривать фильм без сюжета серьезно совершенно нельзя, и даже обидно от того, как глупо был истрачен хороший шанс на возрождение франшизы.

Впрочем, у создателей фильма все-таки получилось сохранить главную идею – ценность семьи и дружбы. В этом смысле восьмые «Елки» хороший продолжатель старой традиции. Другой вопрос в том, что зритель уже «наелся» однотипными сюжетами и историями со счастливым концом, его уже раздражает повсеместное внедрение TikTok и пустые глаза актеров-детей. Кажется, можно было бы создать что-то более искреннее, но тогда куда вставить рекламные интеграции?

Потраченного на «Елки-8» времени не жаль, что в целом уже хорошо. И если вам хочется создать старое-доброе новогоднее настроение в эти праздники, то просто включайте подборку всех «Елок» и быть может тогда восьмая часть вам не покажется такой плохой.

В сентябре мы побывали на съемках массовых сцен фильма на главной площади в Зеленограде. Тогда было потрачено около трех часов, а в фильм вошло примерно две секунды – приближение камеры к толпе. Однако поучаствовать в таком масштабном действии все равно было интересно.