Войти в почту

Нина Усатова: Нужно радоваться жизни

Нина Усатова родилась в Алтайском крае, в селе с романтическим названием Малиновое озеро. Со школьных лет она грезила сценой, мечтала о Москве, которая казалась совершенно фантастическим городом… Пройдут годы, и она покорит наши столицы и всю страну, станет примой знаменитого Санкт-Петербургского Большого драматического театра им. Г.А Товстоногова. Только что ей исполнилось 70, и за ее плечами - более семи десятков ролей в кино и на телевидении и несколько десятков первых партий в театре.

Нина Усатова: Нужно радоваться жизни
© Мир новостей

Мы встретились с народной артисткой России, лауреатом Государственной премии РФ, а также двух премий «Ника» и «Золотой орел» Ниной Николаевной Усатовой в Благовещенске, на фестивале театра и кино «Амурская осень», куда ее пригласили в качестве почетного гостя. На церемонии закрытия губернатор Амурской области Василий Орлов вручил актрисе приз «За выдающийся вклад в профессию», а также подарок к 70-летнему юбилею - икону Божьей матери и уникальные бриллиантовые серьги.

- Нина Николаевна, как вам сейчас живется в это непростое время? «Ковид», «самоизоляция» - теперь самые часто употребляемые слова. Пандемия всех замучила, она мешает нам полноценно жить, работать, радоваться жизни. За что нам такое?

- Я часто задумываюсь над нашей жизнью, пытаюсь анализировать ее. Есть маленькая книжечка Серафима Вырицкого «От меня это было». Она продается в церквях, ее надо обязательно прочитать. Тогда не приходит вопрос: «За что нам все это?» Есть последнее интервью Людмилы Гурченко. Вот ее слова: «Я раньше говорила: «За что мне это?» А теперь знаю, за что».

Как нам часто говорил любимый батюшка Василий Ермаков, на каком-то этапе жизни каждый человек находит ответы на эти вопросы. Это был необыкновенный батюшка. Он говорил нам не просто о грехах, а делал это как-то по-особенному, чтобы человек не очень страдал от своего греха. Успокаивал, давал надежду - мол, да, ты нагрешил, но можешь это осознать и исправиться. Мне кажется, мы не должны говорить, за что нам досталось это, за что нас Бог наказал. Обычно мы то забегаем вперед, то мучаем себя прошлым, а надо жить здесь и сейчас. И не делать пакости сейчас, чтобы потом не пожинать плоды наших мерзких поступков.

Почему сейчас происходит столько катастроф? Ведь все это не просто так, люди совершенно обезумели. Центром и смыслом мира стали деньги. Люди только об этом и думают. Поэтому не надо жаловаться, за что нас Господь наказывает: он знал, что делал, и мы знаем, что делаем.

Столько пакостей сделали люди на планете Земля! Совсем недавно этого не было - такая загрязненная земля, вода, воздух. Что мы едим, что мы пьем, чем дышим? А еще перестали трудиться на земле. Она заросла буераками, поля опустели, как будто все разорено. Отъедешь немного от «цивилизованных мест», и страшно становится: пустыри, все заброшено, мусор, как будто какой-то конец света. Все везде разрушено - экология, воздух, мы сами рубим сук, на котором сидим. А потом вопрошаем, почему это происходит в нашей жизни?

Особенно печалит, угнетает нынешняя молодежь. Бездуховность, духовная пустота, детская жестокость процветают пышным цветом. И все это на фоне тотальной безграмотности. Все только деньги решают, и значения слова «нравственность» многие современные молодые люди не знают. Впрочем, есть и хорошая молодежь. Многое тут зависит от семьи. Надо гордиться своими дедами, которые были тружениками, гордиться отцом и матерью. У меня всегда был такой критерий - когда я видела, что кто-то ведет себя пакостно, говорила ему: «Вы знаете, моя мама никогда бы так не поступила».

Разве были такими люди еще лет тридцать-сорок назад? Конечно, и тогда попадались разные, но в основном, они были гораздо добрее друг к другу. Дружили с соседями, ходили пить чай в гости, угощали пирогами. А сейчас мы боимся друг друга, потому что жизнь стала опасной. Заходим в дом - и сразу запираемся на замок, скорее задвигаем дверь на задвижку. А раньше замков-то у нас не было, не закрывали дверь. Детьми бегали до поздней ночи и никого не боялись, а сейчас даже днем ребенка страшно во двор отпустить одного, Боже упаси! Жутко представить, что будет дальше, что нас ждет?!

Потому что мама и отец меня учили только добру, и я всегда жила по их меркам. То, что приобретено в детстве, это фундамент, который нас ведет всю жизнь.

- Ваш отец работал в лесничестве, потом на железной дороге, мама - простая домохозяйка, воспитавшая четверых детей. То есть они были люди, далекие от искусства. Откуда у вас такое увлечение театром и кино?

- В старших классах я увлекалась художественной самодеятельностью. Но первым шагом, сподвигнувшим меня на киноискусство, я считаю, были фильмы с участием Нонны Мордюковой. Она была моим кумиром. Я смотрела все ее фильмы, училась у нее. И счастлива, что успела ей сказать, что она - главный человек в выборе моей профессии.

- И как это случилось?

- Я была на кинофестивале «Созвездие», мы плыли по Волге до Твери на теплоходе «Феликс Дзержинский». Я там и Ладынину впервые увидела, ей тогда было 90 с чем-то, и там же была Нонна Мордюкова. Журналист в это время брал у нее интервью. И когда она освободилась, я подошла и поблагодарила ее за все. Сказала ей, что если бы не она, я бы не была актрисой. Ей, конечно, было приятно это слышать.

Еще очень жалею, что ни разу не снялась у Шукшина, а я всегда мечтала об этом. Мне казалось, что это мой режиссер. Но было как-то неловко самой напрашиваться к нему на роль, а связей у меня никаких не было. Однако прошли годы, и Бог услышал мои молитвы. Теперь я, наконец, смогу если не сняться у него, то хотя бы сыграть роль по его произведению. У нас в театре режиссер Андрей Могучий хочет поставить спектакль по Шукшину, и я там буду играть главную роль. Но пока еще говорить подробно об этом рано.

- Не могу понять, как же так получилось, что вас не сразу разглядели, и вы поступили в театральный вуз только с пятого раза…

- Я от природы очень стеснительная, и эта зажатость мешала мне проявить свои способности на людях. Да к тому же я приехала с периферии, ничего не знала, сдала документы только в один вуз. Переночевала на вокзале, не поступила, забрала документы и обратно на поезд - домой. А другие абитуриенты, оказывается, сдавали свои документы во все театральные вузы одновременно, и было больше шансов где-нибудь зацепиться. Это я уже потом все узнала.

Наша педагог по художественной самодеятельности Людмила Аркадьева Макарова собрала всю нашу компанию, с которой мы ездили поступать, и говорит: «Хватит кататься туда-сюда, тратить родительские деньги. Я вас устрою на фабрику, будете работать, вечерами репетировать, готовиться к поступлению в следующем году». Мы так и сделали, приехали в город Боровск, устроились на работу. Мы с девчонками участвовали в самодеятельности, даже занимали первые места в конкурсах. Каждое воскресенье ездили в Москву, ходили в театры, музеи. Когда на фабрике стали просить документы для поступления, нас даже не хотели отпускать, И когда поступили, какое-то время еще там жили. Нас даже пригласили работать в народный театр.

- А почему вы поступили на режиссерский факультет, а не на актерский?

- Да потому что я была для актерского факультета уже «старой». У нас учились, в основном, ребята, окончившие другие вузы или отслужившие в армии. Ну, а мне нужно было только поступить, я знала, что буду актрисой. Мы там, как и на актерском, готовили разные отрывки, изучали актерское мастерство, сценическую речь, сценическое движение. То есть то, что изучали и на актерском факультете.

- А не было у вас желания самой снять фильм или поставить спектакль?

- Никогда не было. Я актриса до мозга костей. Но знание режиссуры очень помогает. И своим партнерам я помогаю разбирать куски спектаклей, если бывает в этом необходимость.

- А как вы взаимодействуете с режиссером, когда снимаетесь в картине или репетируете спектакль?

- Всегда полагаюсь на видение режиссера, но умного режиссера, которому беспрекословно верю. А если он знает меньше меня или мы не совпадаем во взглядах, я с ним не работаю. К счастью, мне всегда везло на хороших режиссеров, я снималась у В. Хотиненко, П. Лунгина, Ю. Мамина, А. Прошкина, В. Дудина. С каждым из них мы сделали три-четыре фильма. Со всеми у меня большая дружба, мы давно уже стали как родные. Господь мне подарил таких режиссеров, которые сделали из меня актрису, за что я очень им благодарна.

- Нина Николаевна, а где вы себя комфортнее чувствуете - на сцене или на съемочной площадке?

- Это разные виды искусства. В театре можно менять свою линию, и ты каждый раз вносишь что-то новое в свою героиню. А в кино - что сняли, то и сняли, уже не переиграешь. Как говорила Фаина Георгиевна Раневская: либо плюнуть в вечность, либо остаться в веках. Театр - это практика, это муштра, это опыт, это дисциплина.

- Есть ли у вас заветная мечта: сыграть что-то такое, чего вы еще не сыграли?

- Нет, моя дорогая! Все, что хотела, в своей жизни я сыграла, реализовалась на все сто, как говорится.

Иногда какие-то черты, которые мне хотелось бы сыграть в какой-то роли, я вкладываю в некоторых своих героинь, наделяю их этими человеческими качествами и тем самым их обогащаю.

- Как вы относитесь к возрасту? Ведь годы бегут, мы стареем, вам только что исполнилось 70. Кстати, поздравляем вас с юбилеем!

- Спасибо! К возрасту отношусь прекрасно. Нужно благодарить Бога за годы, которые он нам дает. Нужно радоваться жизни и с радостью встречать каждый новый день и новый год. Надо вообще к жизни относиться легко и весело.

- А если вы проснулись, но на дворе пасмурно, нет настроения и вставать не хочется…

- А нужно себя заставить. «Ну-ка, вставай!» - скажите сами себе, похлопайте себя несколько раз по всему телу. Встали, сделали зарядку, выпили кофейку, и настроение пришло. Или походите в скверике с палками скандинавскими. Они меня всегда выручают. Я вообще с ними почти не расстаюсь. А еще можно пойти в магазин и купить себе новое платье. Сразу поднимется настроение. Проверено! Главное, не поддавайтесь этому дьяволу, который называется «плохое настроение».

- Что вы читаете? Любите ли стихи?

- Читать люблю, читаю все подряд. И стихи тоже. И сама пишу небольшие рассказы, эссе. Но не публикую нигде. Кстати, вы не знаете такого казахского режиссера Ермека Турсунова?

- Не знаю его близко, но его замечательный фильм «Ширакши» видела в Сочи на Российско-британском кинофестивале, где он получил Гран-при. Там, кстати, и вы сыграли в эпизоде и получили приз за лучшую женскую роль.

- Да, было такое дело. Так вот, до съемок в фильме мы с ним не были знакомы. А сейчас о нем много нового узнала. Он, оказывается, такой интересный человек, очень талантливый. И пишет так здорово! У него уже вышло несколько книг. Я ему дала однажды почитать свой рассказ, он его попросил себе на память. А потом взял и напечатал в своей очередной книге, а потом подарил мне ее. Это был для меня такой сюрприз! Так что одна публикация у меня уже есть.

- Вы не расстроились, что ваш сын пошел не по вашей стезе и не стал артистом?

- Нет, нисколько. Наоборот, довольна, что он окончил Санкт-Петербургский университет, стал юристом. Актерская профессия слишком зависимая, и неизвестно, как бы она у него сложилась. Тут должны совпасть, правильно взаимодействовать множество обстоятельств, и нет прямой зависимости от наличия или отсутствия таланта. У него хорошая профессия, хорошая семья, все сложилось в жизни правильно, стабильно. Вот только очень хочется, чтобы они скорее меня сделали бабушкой. Прошу их, прошу, но пока не спешат…

- Ваш муж - лингвист, переводчик, преподает иностранные языки в вузе. Но еще, оказывается, и в кино снимается. Не с вашей ли легкой руки он стал и артистом?

- Нет. Он и до меня уже играл. Очень много занимался в самодеятельности, играл в народном театре. Потом его стали приглашать сниматься в кино. Он, кстати, очень органичен в своих ролях, хорошо играет, иногда даже, лучше, чем профессиональный актер. Недавно, например, Митрополита сыграл. По жизни носит бороду, поэтому для съемок ему не надо было приклеивать ее. А знания иностранных языков ему иногда помогают, когда нужно, например, играть иностранцев или что-то перевести…

Беседу вела

Фаина Зименкова

Фото: Personastars