Гид по киноместам: Какие советские фильмы снимали в Калининградской области
Часть Восточной Пруссии, «исконные русские земли», как назвал их Сталин, присоединили в результате Кёнигсбергской военной операции. От послевоенного города оставались обломки. Это и сыграло на руку советским режиссёрам, цель которых заключалась в сохранении памяти о победе над фашизмом. С начала 40-х гг. и до конца XX века множество военных фильмов снимали в Калининграде и его окрестностях. Рассказываем о главных из них., 1. «Встреча на Эльбе», 1949 г. Режиссёр: Григорий Александров,
Места: Бранденбургские ворота, башня Дона (сейчас Музей Янтаря), Синяя башня, Южный вокзал, съемки со стороны Рыбной деревни, университет Альбертина (обломки), мост королевы Луизы, набережная (Советск), Берлинский мост (демонтирован).
После непринужденной комедии «Весна» с Любовью Орловой, Николаем Черкассовым и Фаиной Раневской в главных ролях, режиссер Григорий Александров возвращается к военной теме. До того он снял «Боевой киносборник №4» и невыпущенный в широкий прокат военный фильм «Одна семья»., Между советским и американским народом в киноленте «Встреча на Эльбе» показано зарождение взаимоотношений. История начинается с того, что два инородных коменданта решают подружиться. Но в фильме все равно есть намек на негативные черты капиталистического общества, от которого бегут даже немцы. Советские солдаты справедливы, относятся к немцам с уважением, но не согласны идти на сделки, как американская сторона. Дива всех фильмов Александрова, Любовь Орлова играет американскую шпионку, выкравшую патенты у бургомистра советской части города по наводке генерала Макдермота., Действие происходит в городе Альтенштадт. Большинство зданий, снятых Григорием Александровым, впоследствии снесли. Синюю Башню полностью снесли, остров Кнайпхоф отреставрировали и переименовали в остров Канта. Марш советских солдат начинается с ворот открытой Башни Дона. Сейчас в ней музей Янтаря. Бранденбургские ворота отреставрированы, лучший вид на них с улицы Суворова. Вместо университета Альбертина построили Дом Советов, что находится неподалеку от медового моста. Берлинский мост в 2015 году разрушили, сделав вместо него часть Большой окружной дороги., 2. «На пути в Берлин», 1968 г. Режиссёр: Михаил Ершов,
Места: Здание элеватора на Правой набережной, ул. Соммера, руины Бургкирхи, руины Кафедрального собора, мост на Вагоностроительной улице, здание областного историко-художественного музея, кирха Гросс-Энгелау (поселок Демьяновка).
Есть общеизвестное заблуждение, что «Падение Берлина» (1949) снимали в Калининградской области. Однако в позднем исследовании воспоминания режиссера Чаурели оказалось, что масштабный макет Берлина для натурных сцен построила заслуженный художник СССР Людмила Александровская.
Возможно, «Падение Берлина» часто путают с фильмом «На пути в Берлин», чьи съемки действительно проходили на территории Калининграда и области. Берлинская операция рассматривается не масштабное сражение, а событие, особо повлиявшее на судьбу героев. И генерал, и рядовой осознавали, что бой нужно выиграть любой ценой. Фильм «делится» на мирные и военные сцены: солдаты тащат слона и тут же Иван Егорович Зайцев идет на решающий штурм., Сцены снимали на фоне руин Кафедрального собора, Берлинского моста. Батальные сцены охватывают места рядом с историко-художественными музеем (на его фоне поставлены настоящая колючая проволока с укреплениями-«ежами»). Напротив бывшей кирхи Розенау (Храм Покрова) стояли «катюши» едва ли не с передовой. На Вагоностроительной улице снимали гитлеровский бункер. Полевая кухня на улице генерала Соммера снималась на фоне «юстиции» (в простонародье здание Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии). В поселке Демьяновка снимали некоторые общие планы с Николаем Трофимовым на фоне Гросс-Энгелау., 3. «Судьба человека», 1959 г. Режиссёр: Сергей Бондарчук,
Места: Порт, ж\д станция «Луговое-Новое», Астрономический бастион (Гвардейский проспект), Историко-художественный музей, Музей изобразительных искусств г. Калининграда.
До выхода фильма, еще в военные годы Михаил Шолохов написал рассказ «Наука ненависти». Спустя одиннадцать лет он случайно разговорился с шофером, что остановился на перекур. Оказалось, что фронтовик, и вместе с ним идет ребенок. Родители мальчика и семья шофера погибли. Пересмотрев рукописи и записав новую историю, Шолохов сочинил рассказ «Судьба человека». В краткое время, спустя три года после публикации, к работе приступил режиссер Сергей Бондарчук., Окна врача в концлагере выглядывают на калининградский порт. На железнодорожной станции «Луговое-Новое» немцы выгружали солдат и мирных советских пленных. Стены концентрационного лагеря играет Астрономический бастион. Поврежденная Лебенихтская гимназия и обломки вокруг сыграли роль Берлина. Дорога к бывшему Штатдтхалле (городской концертный зал в прошлом, а теперь историко-художественный музей) расположилась за спиной на одном из крупных планов Андрея Соколова (Сергей Бондарчук). По дороге к Борисовскому авторынку снимали угон машины и бегство «к своим». Все ликуют, кроме Соколова, у которого убили сына перед самым Днем Победы. Бондарчук снимает этот эпизод рядом с Музеем изобразительных искусств., 4. «Отец солдата» , 1964 г. Режиссёр: Резо Чхеидзе,
Места: обломки Королевского замка, Кирха Святых Николауса и Барбары (Корнево), Мост королевы Луизы (Советск), спуски к судам на набережной Советска, площадь Жукова (Советск), Музей изобразительных искусств (Калининград).
Резо Чхеидзе известен в основном документальными картинами «Борис Пайчадзе» и «Лурджа Магданы», снятыми вместе со знаменитым Тенгизом Абуладзе, автором «Покаяния» (благодаря Элему Климову фильм сняли с полки, одобрили «свыше» и пустили в широкий прокат). Художественный фильм «Отец солдата» стал личным высказыванием кинорежиссера о трагедии и гибели семьи в любой войне. Грузинский крестьянин отправляется на войну проведать сына. Впоследствии он сам идет воевать в пехоту и добирается до Германии. Сквозь обстрелы он находит умирающего сына и замечает на мосту надпись: «Здесь первыми прошли танки Героя Советского Союза старшего лейтенанта Махарашвили»., Натуру для фильма выбирал художник Зураб Медзмариашвили. Чуть ли не самую известную сцену, где главный герой виноградарь (Серго Закариадзе) бежит к виноградникам, поет и разговаривает с лозой, снимали рядом с поселком Корнево. Рядом с ним, к удаче киношников, расположились настоящие танковые части. Теперь от кирхи Святых Николуса и Барбары остался один фасад, вокруг которого часто ходят искатели ценностей для черного рынка. Знаменитую надпись начертали на мосту королевы Луизы в Советске (вскоре мост отреставрировали). Возвращаясь домой, отец солдата проезжает набережную того же города и реку Неман., 5. «Щит и меч», 1968 г. Режиссёр: Владимир Басов,
Места: Южный вокзал, восточная часть Королевского замка, руины элеватора, здание Почтамта на Железнодорожной улице, развалины Рейхсбанка.
Фильм-киноэпопею на основе романа Кожевникова «Щит и меч» вряд ли сейчас видел любой мальчишка. Но в шестидесятые годы, за пять лет до выхода «Семнадцати мгновений весны», за роль разведчика Вайса (Станислав Любшин) во дворе шли нешуточные споры. Неутомимый офицер Александр Белов передает материалы о намерениях абвера нашей контрразведке, прикрываясь легендой Йогана Вайса. Не от «Штирлица», от фильма «Щит и меч» началась эпоха интересных историй о советских разведчиках., Чаще фильм запоминают по яркой роли Олега Янковского, и, действительно, эта работа перевернула его жизнь. На Генриха Шварцкопфа не могли найти подходящую кандидатуру. Случайно режиссер и сценарист Владимир Басов заметил актера Саратовского драмтеатра Олега Янковского. Некоторые сцены из-за харизмы Янковского доводили до того, что обаятельный негодяй в фашистской форме казался «своим» парнем. Впервые немецкого солдата показали не мерзким и кариткатурным.
Процесс съемок был колоссален по масштабу: декорации «Мосфильма», Рига и ее окрестности, Германия и Калининград. В начале фильма Йоган и Генрих шагают по перрону Южного вокзала в ожидании дяди одного из друзей. Вокзал восстановили и до сегодняшнего дня он практически не изменился. После проверки на благонамеренность, Генрих и Йоган видятся у арки почтамта на Железнодорожной улице. На пересечении Замковой и Кузнечной улицы в конце первой серии разведчик видится с советским резидентом Бруно перед обломками Рейхсбанка и Унфрида замка и Овсяной башни. Сейчас на их месте стоит Дом Советов.
Текст: Илья Титаренко и Елена Любимова
Фото: Александр Подгорчук, кадры из фильмов