Войти в почту

Виктор Добронравов: Перемены всегда встречают с недоверием, но они всегда к лучшему

Фильм «Чемпион мира», который вышел на экраны перед Новым годом, сразу стал одним из лидеров проката. История о легендарном шахматном поединке Анатолия Карпова и эмигранта Виктора Корчного, который длился больше трёх месяцев, даже спустя десятилетия вызывает сильные эмоции. На премьерном показе нижегородцам фильм представил исполнитель одной из главных ролей Виктор Добронравов. Рокировка – Только не подумайте, что это – спортивная драма, – предостерегает актёр. – Это фильм о чём угодно и только в последнюю очередь о спорте. Я со времён Советского Союза не могу вспомнить фильм, где бы было такое количество любимых народом артистов и сюжет, который держит с первой до последней минуты. Да, мы знаем, что Карпов – чемпион мира. Но настолько фильм затягивает, что невозможно оторваться ни на минуту. Мы снимали его долго и сложно, но он получился безумно интересным. – Почему в прокат его выпустили именно сейчас, когда обычно показывают новогодние и рождественские сказки, а не серьёзные драмы? – У нас стало доброй традицией на Новый год смотреть не новогодние фильмы: «Т‑34», «Движение вверх», «Огонь». Это хорошее народное патриотическое кино без политики и социалки. Этот фильм – не исключение. Самое интересное, что сразу пять артистов перекочевали в него из фильма «Огонь» – Иван Янковский, Константин Хабенский, Антон Богданов, Виктор Сухоруков и я.– Ваш герой – сотрудник КГБ, который едет с Карповым в Багио на Филиппины в составе команды гроссмейстера. Чем для вас интересен этот персонаж? – Для меня это был актёрский вызов – сыграть что-то, ничего не играя. Мне нравится экспериментировать. В «Т‑34» у меня было много текста и белорусский язык, в фильме «Огонь» – бородатый молчаливый персонаж, который сказал пять слов за весь фильм. А здесь герой молчаливый потому, что такова его профессия. Для него сошлись два разных мира, он увидел людей, которые всю жизнь работают головой. Только не подумайте, что я считаю, что сотрудники КГБ не работают головой, но у них совершенно иные задачи, – улыбается актёр. – В фильме есть эпизод, когда в машине шахматисты оживлённо обсуждают партию, которую проигрывают в голове, и помнят, где какая фигура стоит. Для обычного человека это нереально! Так профессиональные игроки в карты помнят, какая карта вышла, а какие в колоде остались. Это вопрос профессионализма. Мой герой действительно поражён этим новым для него миром. Фильм «Чемпион мира» – новая работа известного режиссёра Алексея Сидорова, знакомого зрителям по сериалу «Бригада» и фильмам «Бой с тенью» и «Т‑34». В основу сюжета легла реальная история матча за звание чемпиона мира между двумя выдающимися гроссмейстерами – Анатолием Карповым (его сыграл Иван Янковский) и Виктором Корчным (эту роль исполнил Константин Хабенский), который эмигрировал из СССР незадолго до состязания. Их решающая битва состоялась в 1978 году в Багио, на Филиппинах. За этим событием следил весь мир: игра растянулась на три месяца, а преимущество постоянно переходило от одного претендента к другому. Но особенно запомнился этот матч из-за политических манёвров с обеих сторон. – А в жизни вы умеете играть в шахматы? – Конечно, и шахматная доска у меня есть дома. Но не могу сказать, что я прихожу домой с работы и сажусь играть. А вот на съёмках мы все играли и перечитали огромное количество шахматной литературы. Мне очень нравилось читать о том, кто, когда, с кем, как играл, кто у кого и как выиграл. В фильме все ходы партий повторены досконально. В процессе написания сценария Анатолий Карпов был бессменным консультантом, и тот, кто разбирается в шахматах, это сразу поймёт и оценит. И получит отдельное удовольствие. Но в то же время фильм художественный. А режиссёр художественного кино берёт на себя право что-то приукрасить. Вы знаете моего папу. Когда он рассказывает какую-нибудь историю ярко и лихо, все хохочут. А потом мама говорит: да нет, всё было не так, а вот так и вот эдак. И никто не смеётся. И папа всегда говорит: «Ну и кому нужна твоя правда?». В этом – сущность художественного рассказа: где-то приукрасить, добавить деталей. Смысл от этого не меняется, но история играет новыми красками. Фильм уже назвали одним из самых правдивых в современной истории кино. Да это и неудивительно, ведь одним из консультантов был сам Анатолий Карпов. Драматический папа – Кстати о ваше папе, Фёдоре Добронравове. В этом фильме вы сыграли вместе. Как вам такая совместная работа? – Это счастье! С ним вообще находиться на площадке – счастье! У нас уже был опыт совместных съёмок в фильме «От печали до радости», где мы вообще втроём снимались – с папой и братом Иваном. В «Чемпионе мира» я не пересекался с ним на съёмочной площадке, но очень рад за папу в этом фильме, потому что режиссёр Алексей Сидоров не побоялся взять отца на драматическую роль – роль без всяких хохм и смехов, за которые его любят зрители. В итоге папа смог продемонстрировать, что он – глубокий драматический артист. И его работа просто прекрасна в этом фильме. А кто хочет юмора, то на Новый год стартовали новые «Сваты» – пожалуйста! – Многие зрители отметили, что, сыграв отца Карпова в этом фильме, ваш папа получился даже более трогательным, настоящим и ярким, чем главный герой. А вы что скажете? – Шапка Мономаха всегда тяжела, главный герой тянет сюжет. А отец – это самое больное место главного героя. Его ахиллесова пята, и поэтому он очень трогает зрителей, которые ему сопереживают. И одна из задач фильма – чтобы после него зритель вышел и позвонил родителям. Они – самое важное, что у нас есть. А ещё – надо сходить в магазин и купить шахматную доску! Солдаты театра – Будем ждать! А ещё надеемся увидеть вас на сцене на гастролях с театром им. Вахтангова. Как при такой загрузке в кино вам удаётся и в театре оставаться на заглавных ролях? – Мы много приезжали в ваш город, и всегда нас здесь тепло встречали. Очень приятно видеть, как город преобразился к юбилею. Вахтанговский театр для меня – это дом, это жизнь, это первостепенное место. Всё остальное – кино, антрепризы – вторично. Главное – театр. – У вашего театра тоже недавно был знаковый юбилей – 100 лет. Как отмечали? – С размахом! Наш художественный руководитель Римас Владимирович Туминас придумал очень интересную штуку. В день столетия театра спектакля в нём не было, но там звучали голоса артистов, которые много лет играли на его сцене: Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, Василий Лановой, Владимир Этуш и многие другие. Весь день в театре звучали стихи, проза и фрагменты спектаклей в их исполнении. А зрители ходили по театру, как по музею. Весь он был уставлен костюмами и декорациями. Можно было свободно зайти в кабинет директора или художественного руководителя. Это был день открытых дверей, и это было очень интересно. Театр даже не справлялся с потоком посетителей, и приходилось на время перекрывать вход и впускать их группами. Зрители очень хотели разделить с нами радость в тот день. Виктор Добронравов – заслуженный артист России, известный российский актёр театра, кино и дубляжа. В его фильмографии более 70 ролей. Самые известные фильмы «Чкалов», «Огонь», «Стрельцов», «Пальма», «Грозный», «Обитель», «От печали до радости». Родился в Таганроге в 1983 году. Старший из двух сыновей актёра Фёдора Добронравова. Музыкант, лидер группы «Ковёр-Квартет». После окончания театрального училища имени Щукина в 2004 году был принят в труппу театра им. Евгения Вахтангова, где работает по сей день. Женат. Отец двух дочерей – Варвары (2010 г. р.) и Василисы (2016 г. р.). – Кстати, а ваши дочки ходят в театр? Собираются продолжить театральную династию Добронравовых? – Откуда же я знаю? Но точно не буду прилагать к этому никаких усилий. Они знают, где я работаю, они ходят на все премьеры. Недавно моя старшая дочь посмотрела премьерный спектакль «Война и мир», который идёт пять часов, и я видел, что ей было очень интересно. Мы потом долго обсуждали постановку. Они ходят и на все наши кинопремьеры. Но тащить их в мир актёрства я не собираюсь. Если они выберут этот путь, то это будет только их выбор. – А как вы вообще оцениваете ситуацию, которая сейчас складывается в театрах? За последний год многие столичные коллективы бунтовали против различных назначений, нововведений и решений руководства. Что происходит в театральном мире? – Да кто вам это сказал? Никто не бунтует. Это снимают и ставят руководителей. Так что это чисто организационные дела. Наше дело маленькое. Мы как солдаты на войне. Велят тебе идти в атаку – вот и иди не раздумывая! Просто, наверное, какой-то период перемен начался. А перемены всегда встречают с недоверием. Но они всегда к лучшему!

Виктор Добронравов: Перемены всегда встречают с недоверием, но они всегда к лучшему
© Нижегородская правда