Войти в почту

Голливудская цыпа. Мел Гибсон сыграл усатую пародию на самого себя в новом детективе. Что из этого вышло?

В прокат выходит «Вальдо» — ироничный и во многом абсолютно несусветный нео-нуар с Мелом Гибсоном, Чарли Ханнэмом и курицей по кличке Цыпа. «Лента.ру» рассказывает, почему эта картина от одного из режиссеров сериала «Дрянь» получилась несовершенной, но все же заслуживающей внимания.

Голливудская цыпа. Мел Гибсон сыграл усатую пародию на самого себя в новом детективе. Что из этого вышло?
© Lenta.ru

Чарли Вальдо (Чарли Ханнэм) в прошлом был лучшим детективом Лос-Анджелеса, стремительно летевшим вверх по карьерной лестнице. Начальство благоволило, преступники трепетали, а дома ждала жгучая брюнетка с подходящим именем Лорена Насименто (Морена Баккарин). Чтобы Чарли в корне изменил всю свою жизнь, хватило, впрочем, всего одного загадочного происшествия. Теперь ушедший от людей экс-полицейский живет в вагончике и владеет всего-то сотней вещей, включая пыльную шляпу, которую не снимает даже во время купания в озере. Из его ноутбука по утрам раздается нью-эйджевое бормотание о скорой гибели планеты, а лучшим другом затворника и вовсе выступает курица по кличке Цыпа.

Однажды покой Чарли нарушает — разумеется — Лорена, которая теперь работает частным детективом и пытается призвать Вальдо на помощь в расследовании убийства жены актера Аластера Пинча (Мел Гибсон). Постигший дзен экс-коп поначалу отказывается, но, когда в его дом на колесах вламываются несколько представителей калифорнийских банд, берется за дело из чистой вредности. Выясняется, что некоторое время назад старый алкоголик Пинч проснулся утром и обнаружил на полу хладный труп супруги, а также понял, что вовсе не помнит событий предыдущего вечера. Теперь ему грозит пожизненное, а это значит закрытие успешного сериала, где он уже давно, не приходя в сознание, играет справедливого судью. Кроме того, у Пинча есть маленькая дочка, оставить которую сиротой было бы совсем уж бесчеловечно. Так что Вальдо с головой погружается в мир, от которого ушел, — и попутно даже закручивает интрижку с воспитательницей пинчевской дочери (Люси Фрай).

Нет ничего удивительного в том, что Мел Гибсон в данный момент работает над сиквелом «Страстей Христовых», рассказывающем о воскресении Иисуса. О чем, в конце концов, еще снимать истовому пожилому католику, который и сам только что пережил что-то вроде восстания из мертвых? Гибсона «отменили» еще задолго до движения #MeToo, так что в момент процесса над Харви Вайнштейном он очутился на коне и в одночасье стал выглядеть почти что праведником. Теперь он строит свою карьеру с расслабленной величавостью свежевоскресшего: снимается в фильмах, напоминающих картины его молодости, пришедшейся на восьмидесятые, а в нужный момент напоминает о себе шедеврами вроде «По соображениям совести». В качестве примеров последних лет можно вспомнить и экзистенциальный боевик «Закатать в асфальт», а также диковатых «Кровного отца» и «Охоту на Санту».

«Вальдо» — экранизация первого из двух детективов Ховарда Гулда, посвященных приключениям частного детектива в городе ангелов (и грехов, конечно). После успеха книг, ловко совместивших ироничную интонацию и легкий налет ностальгии в духе романов Рэймонда Чандлера про Филипа Марлоу, Гулд быстро состряпал по мотивам своих произведений еще и сценарий. «Вальдо» должен был выйти еще в начале 2020-го, но по понятным причинам задержался аж на два года.

Режиссерский пост занял Тим Киркби — вполне успешный телережиссер, на счету которого, в частности, пилотный эпизод сериала «Дрянь». На большом экране для него «Вальдо» всего лишь второй полнометражный фильм после «Точки отрыва», где главные роли сыграли Джонни Ноксвилл и Крис Понтиус из «Чудаков». Фильмы с этими артистами оригинального жанра — зрелище по-своему притягательное, но все же специфическое, так что как режиссер Киркби в кино пока что вынужден был прежде всего подсвечивать эксцентрику своих звезд. В «Вальдо» все это, к сожалению, хорошо видно.

Телевизионная закалка заставляет режиссера действовать излишне расслабленно. Он не торопится закручивать интригу и создавать напряжение, будто бы зритель смотрит только первый эпизод сериала, а разогнаться шоу должно примерно к четвертому. С другой стороны, у Киркби на руках полный набор козырей в виде в разной степени заслуженных артистов. В числе прочих в небольших ролях присутствуют, например, Клэнси Браун и рэпер Метод Мэн — люди, способные своими камео спасать и более посредственные произведения. Красавица Морена Баккарин, в свою очередь, сумела сделать чуть человечнее даже бешеный шапито «Дедпула», но тут у нее всего две коротких сцены в завязке и развязке, где перед ней стоит в основном лишь задача целоваться с главным героем.

К счастью, как раз с главными героями здесь полный порядок. Чарли Ханнэм больше не разрывается между попытками быть одновременно Брэдом Питтом и Хитом Леджером. Это придает его игре очаровательную турбулентность. Его Вальдо с удовольствием весь фильм ходит в тряпье и хамфрибогартовской шляпе, прекрасно понимая, что сидит она на нем как на корове седло. При этом он совершенно достоверен и в моменты ярости, и в сценах, где его соблазняет детсадовская воспитательница. По-хорошему, это герой, с которым по истечении двух часов хронометража не очень хочется прощаться. Разве что хорошо бы взять постановщика посноровистее, а может и наоборот — оставить того же режиссера, но продолжить картину уже в многосерийном формате.

Самым же весомым поводом обратить на «Вальдо» внимание оказывается игра Мела Гибсона. Несмотря на то что актер тут формально остается на втором плане, на деле он умудряется каждую сцену со своим участием превратить в мини-бенефис. То он изображает пьяного в кадре, то дерется с Ханнэмом, то даже читает адаптированный для детей гамлетовский монолог про бедного Йорика. Образ Аластера Пинча будто бы специально сочинен пародией на общественное представление о поведении Мела как дикого мужчины — и артист с явным удовольствием включается в эту игру. Более того, Гибсон играет здесь в понятном российскому зрителю обаятельном регистре — где-то между Михаилом Боярским и Никитой Михалковым. Смотреть на его кривляния — одно удовольствие, тем более что даже в комическом амплуа актер одним беглым взглядом в камеру может набросать герою и жизнь, и судьбу, и набор вредных привычек.

Иными словами пожилой австралиец отвечает в этой несовершенной и временами аляповатой картине за достоверность атмосферы — в фильме про нравы Голливуда это уже немало. И тем приятнее увидеть в финале стилизованный под ретро-техниколор титр, что снимали «Вальдо» в самом что ни на есть настоящем Голливуде.

Фильм «Вальдо» (Last Looks) выходит в российский прокат 27 января