Войти в почту

Владимир Хотиненко: «Шляпу, на которой написано «70», я пока не могу примерить»

Известный режиссер в день юбилея поделился важными открытиями, которые он для себя сделал.

Владимир Хотиненко: «Шляпу, на которой написано «70», я пока не могу примерить»
© НДН.Инфо

Владимир Хотиненко громко заявил о себе фильмом «Макаров» с Сергеем Маковецким в главной роли. Та картина 1993 года, основанная на реалиях 90-х годов, собрала большой урожай престижных российских и зарубежных кинонаград. Потом был «Мусульманин», тоже наградами не обделенный. После — яркие и трагические «72 метра», потом — «Достоевский», «Бесы»… Самые престижные российские премии ТЭФИ, «Ника» «Золотой орел», важные международные кинопремии — за сценарии, режиссуру, за «Лучший фильм»… К своим 70 годам Владимир Иванович собрал солидную коллекцию наград. И самый главный приз — любовь зрителей — тоже у него в коллекции. Сегодня он — один из самых известных и любимых российских режиссеров. И уже довольно много лет преподает во ВГИКе, где вырастил целую плеяду мастеров, успевших ярко заявить о себе…

Наша беседа состоялась в день рождения мастера — который, как оказалось, никакого празднования по случаю громкого юбилея решил не устраивать…

4

Мудрая формула празднования

— Владимир Иванович, поздравляем с юбилеем! Уже отмечаете? Многие успели поздравить?

— Спасибо! Не буду даже лукавить, скромничать, но я сегодня от телефона не отхожу, уже два раза ставил заряжаться. Вообще, в этот день я всегда думаю о своих родителях. Их уже нет в живых, но как же им было бы приятно, что их Вовку все поздравляют. Они бы радовались. Я отношусь к своему празднику с уважением и поклоном, потому что мне позвонили замечательные люди. Я не успеваю всем отвечать, но все же стараюсь. Моя супруга Танечка предложила такую мудрую формулу празднования: просто прожить этот день в общении. Отвечать на звонки, быть «в рабочем режиме». С близкими людьми, со студентами пообщаюсь... Мне позвонил Сергей Маковецкий и говорит: «Ну что, счет 7:0 в твою пользу?!» И я подумал и решил, что в течение 70 дней буду вспоминать этот юбилей, эти звонки и пожелания... Растяну, так сказать, удовольствие...

— Но вы, кстати, никогда и не отмечаете ваши дни рождения и юбилеи с большим размахом. Почему?

— Я не знаю, откуда это у меня пошло, но еще в молодости я решил не отмечать дни рождения. Потом где-то прочитал такую интересную мысль, что день рождения — это не ваш праздник, а праздник родителей. И я стал так или иначе отмечать в очень узком кругу. А вот таких широких празднеств я никогда не устраиваю, а сейчас тем более. Это было бы безумием — собрать самых дорогих людей в самый разгар пандемии. Людей надо беречь. Хочется просто спокойной протяженности бытия. В прошлые годы мой день рождения по-разному проходил, но в основном мы уезжали куда-то отдыхать за границу. Эту традицию заложила моя супруга. Это всегда был ее подарок мне на праздник. Она устраивала мне сюрприз, куда мы поедем: или в Вену на оперу, или в Венецию, и так далее… Сейчас такой возможности из-за пандемии нет, поэтому отмечаем дома...

Реальное мироощущени

— Скажите, а вы реально ощущаете себя на 70 лет — или для вас эти годы, как некоторые говорят, это просто цифра в паспорте?

— Да, просто цифра в паспорте. Наверное, сейчас много людей это могут сказать — и слава Богу! Но я, правда, смотрю — и понимаю, что эту шляпу, на которой написано «70», я пока не могу примерить. Я не имею в виду некое бодрячество, когда заявляют: «Есть ещё порох в пороховницах!» Я имею в виду реальное мироощущение, ощущение своего состояния. Я пока адекватен — не бегу, «задрав штаны, за комсомолом», не ухлестываю за молоденькими девчонками. Но мне меньше всего хотелось бы об этом думать: что вот мне 70 лет! Я просто решил спокойно отпустить эту дату. Надо просто жить. Пока есть смысл — а он есть в разных направлениях, включая личную жизнь — то возраст не имеет значения. Я даже не думал, что когда-то это станет очевидным для меня...

— Вы в этом году отмечаете еще одну дату: 25 лет брака с супругой. И вы так нежно ее всегда называете: Танечка… В чем секрет счастья семейной жизни?

— В любви! Конечно, понятно, что есть достаточное количество людей, которые любят своих жен. Но я просто не могу представить свою жизнь без Танечки, без ее чувства юмора. Это потрясающе, и словами этого не передать!

Свой метод преподавания

— Вы сказали, что со своими студентами ВГИКа тоже сегодня будете общаться. Преподаватель — что это для вас значит?

— Я считаю эту главу моей жизни — даже несколько глав — очень важными для меня. Я рад, что судьба привела меня в эту профессию. А это — очень серьезная профессия, не менее интересная и важная, чем режиссерская. Случилось это тогда, когда я снимал «Мусульманина». И тогдашний ректор Александр Новиков предложил мне вдруг — мы ничего предварительно не обсуждали — набрать мастерскую во ВГИКе. Там, куда я в свое время не поступил! (Смеется.) Но это тоже судьба — всему свое время... Сейчас я там, кстати, возглавляю кафедру…

Так вот, я бросился в эту историю с головой, как в омут. Мне было интересно пообщаться с молодым поколением. Я до сих пор помню, сколько мне работ на проверку привозили в деревню, где шла съемка «Мусульманина»... Это же сейчас все в электронном виде можно сделать, а тогда все было по-другому… Сначала я просто рассчитывал на общение со студентами. А потом мне рассказали одну историю: «Знаешь, как было с великими советским режиссерам Борисом Барнетом? Ему тоже сделали подобное предложение, он согласился и набрал мастерскую. Проходит неделя, две — и Барнет исчезает. Ему из учебной части звонят: «Студенты ждут!»

На что он им ответил: «Все, что я знал, я им уже рассказал!» (Смеется.) И я тогда понял, что мои рассказы могут закончиться раньше, чем у Барнета — и придумал свой метод преподавания. Наши разговоры со студентами занимают совсем мало времени. Сразу же, с первого занятия, им выдается задание. В основном мои студенты снимают. Этот метод позволил сделать процесс живым. Потом я сделал для себя открытие: что мы — сообщающиеся сосуды. И более важно даже не то, что я им даю — а то, что они мне. Они и на съемки ко мне приходят, и это тоже хорошая практика. Они радуют меня все своими победами. Например, братья Котты, Николай Хомерики, и так далее... Но не буду специально сейчас всех перечислять, а то потом скажут: «Владимир Иванович, а почему вы меня не назвали, у меня же столько призов?!»

— Сейчас можно маленькое кино снять даже на телефон…

— Вы знаете, у меня для студентов даже есть задание, в котором надо снять минутный фильм. Короткий метр соответствует сегодняшним ритмам, и поэтому понятно, что он пользуется популярностью. Время сейчас такое — быстрое. Но и большое кино тоже существует…

7

Главный секрет будущего

— Над какими проектами вы сейчас работаете? Чем порадуете зрителя?

— Ох, мы, кинематографисты, народ суеверный — тут главное не сглазить. У меня в работе сейчас три кинопроекта и один оперный. Не буду специально говорить всех подробностей. Каждый проект в той или иной степени соответствует происходящему. Я всегда старался снимать в резонансе с сегодняшним днем, даже если это было что-то исторические. Надеюсь, что все сложится…

1

Валерия Хващевская, фото Вадима Тараканова

(ИА «Столица»)