Войти в почту

В Камерном театре Екатеринбурга барду подпевала вице-консул Великобритании

В Камерном театре Екатеринбурга выступал подданный Великобритании и без пяти минут российский гражданин Томас Бивитт. Очаровательный бард давно покорил екатеринбургскую публику своим исполнением песен Высоцкого, военных мелодий и собственных композиций. Творческие опыты музыканта касались и наследия великого Франца Шуберта, теперь искушённому зрителю, кроме авторских произведений, представили стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова, чьи шотландские предки – земляки артиста Бивитта.

Концерт “Как арфы звук…” был оформлен как смесь разных видов искусств: танца, музыки, поэтического творчества и декламации. Общей концепцией мероприятия можно назвать особый жанр исполнения, свойственный нынешней молодёжной культуре (самому Бивитту 53 года).

Вот что сказал о выступлении артистов музыкальный критик и радиоведущий радио “Рок-Арсенал” Алексей Коршун.

“В этом спектакле удалось всё: соединить, точнее, внедрить изысканную отстранённость поэзии Лермонтова и философские строки самого исполнителя Томаса Бивитта в пластику танца, гипнотичность музыки, феерию света. Флоу – термин современный и модный, означающий способ подачи текста в хип-хопе и рэпе – у Томаса превратился в методологию исследования окружающего пространства через призму подсознания. Эстетически это сближается с потоком (the flow) сознания в текстах Джеймса Джойса. Но в целом перформанс Томаса Бивитта и его партнёров по сцене представляет собой безусловный и вполне удавшийся опыт нового синтетического искусства XXI века”.

Первая часть концерта – живое исполнение стихотворения Михаила Лермонтова “1831-го июня 11 дня”, состоящего из 32 восьмистиший (Бивитт читал их наизусть) и написанного поэтом за один день.

В танцевальном шоу участвовали артисты театра-мастерской ЦКиИ “Верх-Исетский”. Постановка – режиссёр, лауреат губернаторской премии Евгений Заев.

Фото: Захар Рожков

“Моя душа, я помню с детских лет, чудесного искала…” – строки, которые многие помнят из программы средней школы, полны романтизма и для столь взрослого музыканта как Томас Бивитт, почему артист и подготовил световое, танцевальное шоу. Свой английский текст этого произведения шотландец уже презентовал в библиотеке имени Белинского осенью 2019 года. И та, и другая версия соединены с аудиотреком, созданным молодыми профессионалами Никитой Никитиным (композитор) и Андреем Боковиковым (продюсер).

Фото: Захар Рожков

К электронной музыке в этот раз добавилась арфа, своего рода героиня последней строчки объёмного стихотворения, которая, в свою очередь, дала название всему концерту. “Как арфы звук в молчании ночей”, – говорит Лермонтов о силе своей мысли, которой мало и словесной формы, чтобы быть до конца переданной.

Вторая часть выступления презентация альбома “Поток Гераклита” (“The Heraclitus flow” by Thomas Riffmatch).

Известная философская мысль Гераклита Эфесского «Всё течёт, всё меняется. И никто не был дважды в одной реке. Ибо через миг и река была не та, и сам он уже не тот» вдохновила и нашего современника Томаса Бивитта на этот проект.

Концептуальный альбом – это несколько композиций, основа которых стихи и исполнение Томаса Бивитта и музыка Никиты Никитина, вокал “Три музы”. Тексты на английском языке, исполнение на русском возможно после окончания конкурса переводчиков.

“Поток” – рассуждения артиста о самых разных событиях, в том числе исторических и политических. Например, первым был представлен трек «Lovely Jubilee 2020», исполнение которого сопровождалось миксом фотокадров из прошлых десятилетий. Бездомные дети на улицах городов, столкновения полицейских и митингующих в Англии, США, танки в Москве во время штурма Белого дома (1993 год), парады меньшинств и другие иллюстрации многолюдных событий были противопоставлены опустевшим кварталам мегаполисов во время пандемии 2020 года. Авторы задаются вопросом, так ли хотел отпраздновать красивую дату глобальный мир?

Отдавая дань классическим формам, участники перформанса представили трек “Витрувианская женщина”. Как и все элементы этого выступления, композиция сопровождалась танцевальным шоу. Один на один поэт столкнулся с силой женской красоты (Дарья Ельцова).

“Витрувианский человек делает то, что может, но женщина – мера всего…”, – заключает Бивитт. Фото: Захар Рожков

Всё-таки, что заставило подпевать вице-консул Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии в Екатеринбурге Джуди Омасан Кпого?

В финале концерта авторы напомнили о тренде самоидентификации, пульсирующем в западных странах. Когда человек стремиться выразиться беспрестанной сменой пола, цвета кожи и другими видами вмешательства в свою биологию, на планете есть двое – мужчина и женщина, которым предстоит выжить. Трек с аналогичным названием презентовал Бивитт, припев популярной песни Глории Гейнор “I will Survive” стал единственной мелодией, звучавшей со сцены, и знакомой всем, вдохновившей ещё одного британского подданного запеть в Камерном театре Екатеринбурга.

Безусловно, среди гостей были разные мнения о формате концерта, кто-то не разделяет современных взглядов на музыкальное творчество или рассматривал через лупу степень готовности артистов всех жанров, однако равнодушных выступление не оставило. Творческий опыт Бивитта уникален своим разнообразием и готовностью соединить лучшее из разных культур.

Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» в нашем ТГ-канале.

Фото превью: Захар Рожков