Войти в почту

Группа Brainstorm: мы не позиционируем себя послами Латвии в России

Группа Brainstorm — единственные представители латвийской постсоветской сцены, широко известные в России. Их собственные песни и дуэты с российскими исполнителями активно ротируются на радио и звучат в фильмах, а концерты неизменно собирают полные залы.

Группа Brainstorm: мы не позиционируем себя послами Латвии в России
© ТАСС

Весной музыканты приедут в Россию с туром в поддержку вышедшего недавно альбома "Год без календаря". Поклонникам придется все же последить за календарем: 2 марта Brainstorm выступит на "Тинькофф-Арене" в Санкт-Петербурге, 4 марта — в московском Adrenaline Stadium, далее в Туле, Воронеже, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Уфе, Барнауле, Новосибирске, Томске, Красноярске, Пскове, Великом Новгороде, Твери и Калининграде.

За пару недель до турне музыканты заехали в Москву. На встречу с корреспондентом ТАСС группа пришла не в полном, но представительном составе: вокалист Ренарс Кауперс, гитарист Янис Юбалтс и мультиинструменталист Марис Михельсонс. Условно в интервью также присутствуют латвийские саночники, выступление которых на Олимпийских играх в Пекине периодически прерывало беседу.

— Вы в Москве уже как дома. Что обычно посещаете? Где вас можно найти? Давайте сдадим пароли-явки.

Янис Юбалтс: Скажем так, раньше мы гуляли больше. Помню, пару раз были в цирке.

Ренарс Кауперс: Это было давно, Мэджик (так участники группы называют Яниса — прим. ТАСС). В театры иногда ходим, музеи, конечно же.

Янис Юбалтс: Кстати, были не раз в Музее современного искусства.

Ренарс Кауперс: В основном по отелям гуляем. Все-таки очень плотный график, когда мы приезжаем. В свободную минутку уже даже и не хочется куда-то выходить. Причем Москва не самый простой город, где быстро куда-то сходишь, надо ехать, все это занимает серьезное время.

— Какое-то время мы все вообще не могли гулять и путешествовать. После этого у вас вышел альбом "Год без календаря" в необычном формате — как видеоконцерт. Пандемия и запрет живых выступлений повлияли?

Ренарс Кауперс: Именно. Музыка родилась в первый год пандемии. Ее особенно много рождалось в голове нашего барабанщика Каспарса, что раньше происходило не так часто. И он "завел" нас тоже, что пора писать новые песни. Мы это делали удаленно, каждый записывал в своем уголке, а наш продюсер Повел в Швеции сводил это все потихонечку.

Янис Юбалтс: Для нас это первый подобный опыт. Раньше мы всегда старались писать вместе в студии: барабаны с басом, потом другие инструменты, потом поет Ренарс. А в этот раз мы даже не встречались. Для меня как гитариста это было очень странно. Не было того эмоционального взрыва, который бывает в студии: "Готово! Оставляем!" Присутствовало много музыкальных сомнений.

Ренарс Кауперс: Много чего происходило в твоем внутреннем мире.

— Пошла ли такая изоляция на пользу материалу?

Ренарс Кауперс: Это мы сможем оценить только лет через 20.

Марис Михельсонс: Было очень интересно, но я для себя понял, что командная работа мне ближе.

Янис Юбалтс: Мы не могли играть концерты, и встреча со слушателями была возможна только через экран.

— В афише много городов. Есть ли среди них те, где вы впервые будете выступать?

Марис Михельсонс: Краснодар. Я думаю, мы там не были.

Янис Юбалтс: Это же южная часть, где виноградники и вино?

— Да.

Янис Юбалтс: Не были мы там. Виноградник мы бы вспомнили.

— Точно ли?

Ренарс Кауперс: Если кто-то помнит, что мы там были, отзовитесь.

Марис Михельсонс: И расскажите, где мы были.

Янис Юбалтс: И в каком винограднике. (Все смеются.)

— Концерты тура будут повторять визуально альбом?

Ренарс Кауперс: Мы к этому идем, очень этого хотим.

Янис Юбалтс: Визуально и мультимедийно мы все привезем. Трудности будут с тем, чтобы привезти большие декорации, но что-то получится. Сашу Петрова — да, а от девушки с лошадью придется отказаться.

— Александра Петрова даже не придется везти в Москву. Кстати, как родилась идея привлечь его к записи песни?

Ренарс Кауперс: У нас была возможность спеть "На заре" с Игорем Журавлевым из "Альянса" и Сашей Петровым, который читал текст. Получилось здорово. Когда мы писали альбом, в песне "Моя Луна" напрашивалась какая-то речь, speaking word, вместо саксофонного соло.

— А что за диалог он читает в композиции? Кто это придумал?

Марис Михельсонс: Он прислал нам это как вариант. Записал на телефон аудио и прислал. Мы сказали: "Все готово уже. И все записано уже".

— Есть ли задумки еще с кем-то из российских артистов сделать подобное? Или музыкально-драматический спектакль? У Ренарса ведь и самого есть опыт драматического актера.

Янис Юбалтс: Мы только на вид драматические. Но мы больше озорные. Как бравый солдат Швейк. (Все смеются.)

— Скоро исполнится 20 лет вашему первому русскоязычному синглу — "Выходные". Как вы — латвийская группа — пришли к тому, что в России у вас потенциально большая аудитория и надо петь по-русски?

Ренарс Кауперс: Все происходило гармоничным путем, было много событий, которым мы просто следовали. Одними из главных инициаторов того, что мы можем петь на русском, стали наши русские друзья. Илья Лагутенко первым сказал нам: "А попробуйте спеть по-русски". Это было еще в конце 1990-х.

Янис Юбалтс: Это была песня "Самолеты".

Марис Михельсонс: Илья делал какой-то сборник и предложил нашу популярную в Латвии песню сделать на русском.

Ренарс Кауперс: То, что случилось потом с ребятами из "Би-2", — песня "Скользкие улицы" — было уже совсем на другом уровне. Песня стала очень популярной и в России, и в Латвии. Потом наш друг Миша Козырев предложил включить в фильм, которым он занимался, одну из наших песен, которая в русском варианте стала называться "Выходные".

Хорошая история с тем, как мы ее переводили. Сначала мы сами пытались поставить какие-то строчки: "Мы уходим в грузон, мы ждем выходные". Но показали их Мише, ребятам из "Би-2" и "Квартета И", Максу Виторгану, и все сказали: "Ребята, мы так не говорим. Давайте поменяем".

Янис Юбалтс: И они уже между собой начали спорить, как правильно. Дискуссия поднялась на такой эмоциональный уровень, что мы даже отошли в сторонку.

Ренарс Кауперс: Потом была песня "Ветер", которую перевел поэт Сергей Тимофеев. С тех пор мы поняли, что людям очень нравится, когда мы поем на русском. Для нас очень важно, что они понимают, о чем песни.

Янис Юбалтс: Есть некоторые русские фаны, которые выучили латышский язык, чтобы понять, о чем мы поем.

— Как здорово!

Ренарс Кауперс: Это феноменально! И несколько девушек даже переехали жить в Ригу.

Янис Юбалтс: Конечно, это все связано с нами. (Все смеются.)

— Просто культурная дипломатия в действии. Как вы, кстати, относитесь к этому термину? К тому, что культура может связывать народы разных стран.

Ренарс Кауперс: Это прекрасно.

Марис Михельсонс: Спортивная дипломатия так же.

— Вы себя считаете такими послами Латвии в России?

Ренарс Кауперс: Это очень громко звучит.

Янис Юбалтс: Может, неосознанно.

Марис Михельсонс: Но мы точно себя так не позиционируем.

Янис Юбалтс: Если человек впервые встречается с кем-то из Латвии и этим кем-то оказываемся мы, то мы создаем какой-то образ.

— В России еще хорошо знают Лайму Вайкуле и Раймонда Паулса. Кстати, он же ваш друг? Читала в вашей биографии, как он по-доброму о вас отзывается.

Янис Юбалтс: Спасибо за слово "друг", это так греет душу. Мне кажется, мы еще у матери в животе слушали Раймонда Паулса. Раймонд Паулс — это ведь не только эстрадная музыка, но и для хора, и джаз. Его музыка у нас в крови, как у англичан The Beatles. Когда мы в школьные годы только создавали группу, мы притронулись к его золотому фонду: использовали математику его песни "Листья желтые" в своей песне "Самолеты". И мы прославились с этой песней. Когда он с нами выступил, исполнилась моя давнейшая мечта. Нет таких гор на Земле, высоту которых можно было бы сравнить с моим чувством, когда мы вместе сыграли эту песню.

Ренарс Кауперс: Это был 2018 год, очень большой концерт, 60 тыс. зрителей. И выступление маэстро было сюрпризом для них. Они просто взорвались!

— Как он согласился?

Ренарс Кауперс: Мы были с маэстро на другом концерте, где я пел его песню. Я объявлял ее, а он меня прервал: "Ладно, Ренарс, лучше скажи, когда мы споем вместе с Prāta Vētra?" Это наше латышское название. И я сразу: "Маэстро, этим летом, добро пожаловать, у нас будет концерт". Протягиваю ему руку, а он отвечает: "Погоди, нам еще про гонорар надо договориться". (Все смеются.) У него прекрасное чувство юмора.

Марис Михельсонс: Он так скромно сидел в гримерной, вообще простейшей. Спокойно сидел, ждал своей очереди.

— Вам не кажется, что артисты того поколения гораздо проще в общении, чем начинающие сегодня звезды, блогеры-миллионники?

Янис Юбалтс: Мне кажется, драгоценный камень только со временем, когда его полирует жизнь, иногда немножко бьет, осознает, что должен быть проще.

Ренарс Кауперс: Да, жизнь учит тебя. И чем дольше ты в этой сфере, тем скромнее становишься.

Янис Юбалтс: И надо вспоминать тех, кто подал тебе руку. И тех, от кого ты ждал похвалы, а услышал правду. В жизни присутствует много лукавства, говорят что-то, чтобы угодить, и нет рационального совета, который помог бы тебе подняться на новую ступень.

— Следите ли за молодежными трендами? TikTok, Reels. Часто ли пользуетесь социальными сетями?

Марис Михельсонс: Конечно, у всех есть соцсети. Дольше всех на кнопочном телефоне держался Ренарс.

— Почему?

Ренарс Кауперс: Я упрямый, и мне очень трудно принимать новое. Мне надо время.

Янис Юбалтс: Даже сегодня сняли видео для Reels. Мы стараемся в этом участвовать, но только когда мы вместе. Отдельно дома мы ничего такого не делаем. Нам важна суть, для чего мы это делаем.

Ренарс Кауперс: Для группы это здорово. Вот мы говорили про языки, а это как раз язык, на котором можно говорить с сегодняшним зрителем, особенно если хочешь, чтобы о тебе узнали молодые зрители.

— А верите, что технологии скоро составят конкуренцию людям в искусстве? Будут писать музыку не хуже, например.

Ренарс Кауперс: Это все-таки для нас сокровенное, потому что это человеческое, эмоциональное. Но я сейчас читаю книгу "21 урок для XXI века" Юваля Харари, и он приводит очень много примеров того, что мы слишком эмоциональные и искусственный интеллект сделает многие сферы нашей жизни как бы безошибочными. Чего, с одной стороны, мы не хотим, но потихонечку…

Янис Юбалтс: Ренарс, но прогресс произошел из ошибки: у Ньютона упало яблоко. Из перфекционизма сложно выявить что-то новое.

Марис Михельсонс: Поэтому люди и не любят совершенство, что-то идеальное. Наши лица не симметричны. Кривая нота не сделает концерт плохим. Концерт делают эмоции, то, что ты чувствуешь на месте. Что это? Сложно сказать. Не самый лучший певец в мире оказывается самым интересным.

Янис Юбалтс: Вспомнить выступление Адель на вручении Grammy, когда она исполняла посвящение Джорджу Майклу. Она тогда остановилась, извинилась, что криво начала петь. Я из той премии ничего больше не помню — так это было эмоционально. Ни один интеллект не сможет это ощущение во мне вызвать.

— Сейчас предевровизионный период. Этот конкурс был и в вашей карьере, причем успешно — вы заняли третье место. Не хотите повторить и побороться за первое?

Янис Юбалтс: Одно время мы категорично отвечали, что не будем.

Ренарс Кауперс: Сейчас не категорично, но всерьез не задумывались. Сейчас стало очень сложно. В те времена не было полуфиналов.

Янис Юбалтс: И Латвия впервые участвовала. Мы думали, что мы на простой фестиваль едем.

Ренарс Кауперс: Да, мы приехали в Стокгольм, и тут — ого!

Янис Юбалтс: Задумок нет. Но мы следим, смотрели отборочный тур в Латвии. Интересные артисты, уровень на высоте.

Maneskin доказали, что это реальная возможность выбиться.

Марис Михельсонс: Они выстрелили, но очень редко такое случается.

Янис Юбалтс: Да, мы и ABBA…

Ренарс Кауперс: Нас такая троица: ABBA, мы и Maneskin. (Все смеются.)

— Неплохо за 65 лет конкурса. Раз уж мы говорим об истории. Вашей группе в этом году исполняется 33 года, вы все дружите еще со школьных времен. Как удалось не рассориться, не разбежаться по собственным проектам? В чем секрет?

Марис Михельсонс: Думаю, один из факторов — то, что мы сошлись еще очень молодыми. Если бы мы это делали в осознанном возрасте, тогда каждый тянул бы на себя.

Ренарс Кауперс: И вместе веселее. И когда кто-то устанет, другой потянет остальных. Знаете трековых велосипедистов? Их четверо, они ездят по кругу. Первый тянет, а когда устает, встает четвертым. Второй в этот момент становится первым и тянет. У нас были периоды, когда один эмоционально и творчески тянул других. Сейчас, например, век Каспарса.

Янис Юбалтс: Главное, что слава и вот это все не упало на нас в один день. Мы шли постепенно, медленно. Было много жизненных поворотов, которые мы не осознавали. Как "Евровидение": куда-то поехали, а это были три минуты, в которые нас увидел весь мир.

Марис Михельсонс: Когда все идет медленно, но стабильно в гору, это хорошо для психики. Нам этот путь дорог и ближе.

Беседовала Анастасия Силкина