Режиссер и поэт Пьер Паоло Пазолини

Пьер Паоло Пазолини родился и вырос в католической семье. Что не мешало ему открыто признаваться в своем атеизме, разделять марксистские убеждения, "нападать" на папскую церковь, в том числе в художественной форме, и совмещать христианство с коммунизмом. Он пытался сочетать марксизм с учением Христа, и это выглядело эксцентрично, если не сказать грубее. Его прочтение библейских и евангельских мифов отличались нестандартностью. Как и натура деятеля искусства. Скажем, он не скрывал своей тяги к мужчинам. В 1956 году выпустил роман "Шпана" о люмпен-пролетариате – явно не самая популярная тема. В 1957 году сборник стихов Пазолини "Пепел Грамши" удостоился премии Виареджо. Отметим и то, что осенью 1958 года по приглашению Союза советских писателей Пазолини приезжал в Москву и участвовал в литературной конференции. Судя по всему, на том мероприятии не звучало, что Пазолини исключили из итальянской компартии за его интерес к мальчикам. Слава нашла Пазолини задолго до того, как он открыл для себя кино. С 17 лет он писал стихи и закономерно поступил в Литературный колледж Болонского университета. Первые публикации последовали в 19 лет. К слову, стихи Пазолини входят в школьную программу в Италии. Он считается новатором поэзии на фриульском языке и являлся создателем "Малой академии фриульского языка" (речи родных мест его матери). Но на этом языке Пазолини говорил со своими соотечественниками. С миром он "общался" на интернациональном языке кино. Карьеру кинематографиста Пазолини начинал с труда сценариста. В 1950-х годах он написал сценарий к таким фильмам, как "Женщина реки" Марио Сольдати с Софи Лорен и "Пленник гор" Луиса Тренкера (в соавторстве с живым классиком Джорджо Бассани), "Горбун" Карло Лидзани (совместно с Серджо Читти) и сыграл в этом фильме роль. Пазолини создал сценарии для картин Мауро Болоньини "Кокетка Мариза", "Молодые мужья", "Бурная ночь", "Красавчик Антонио", "Дурацкий день". Писатель участвовал в написании сценариев для проектов других режиссеров – Джанни Пуччини, Франко Росси, Чечилии Манджини, Лучано Эммера и пр. Некоторое время Пазолини был дружен с Федерико Феллини . Он приложил руку к сценариям прославивших режиссера картин "Ночи Кабирии" и "Сладкая жизнь" (в некоторых, наиболее вызывающих сценах). Но два мастера не поладили во время съёмок "Аккатоне" – первого фильма Пазолини, основанного на его собственном романе о жизни римского "дна". Феллини не одобрил уже снятые сцены, они разошлись. Пазолини не стал унывать: у него вошло в практику самому снимать себя. Так по сценариям автора Пазолини режиссер Пазолини в 1960-е годы поставил фильмы "Мама Рома", "Теорема", "Птицы большие и малые", "Свинарник". Кстати, в картине "Птицы большие и малые" впервые появился юный Нинетто Даволи, ставший для режиссера больше, чем актером. "Любовь" их кончилась быстро, а творческое содружество затянулось. Кадр из фильма "Птицы большие и малые". Фото: ru.kinorium.com Отсняв все собственные труды, Пазолини перешел к классической литературе. Он давал новые кинематографические трактовки первоисточникам в лентах "Царь Эдип", "Декамерон", "Кентерберийские рассказы", "Медея" и даже "Евангелие от Матфея". Фильмы 1970-х годов "Декамерон", "Кентерберийские рассказы" и "Цветок 1001 ночи" составили так называемую "Трилогию жизни". Режиссер безбожно (намеренно) осовременивал сюжеты, тексты и посылы. Легенда о Содоме и Гоморре и ее "кавер-версия" от мариказ де Сада легли в основу фильма "Сало, или 120 дней Содома", не исключено, стоившего деятелю искусства жизни. Действие этого дважды мифа разворачивалось в вымышленной фашистской Республике Сало. Но она была, видимо, настолько узнаваема, что по ходу работы над лентой Пазолини поступали угрозы от носителей этих взглядов. Революционность Пазолини в кино состояла и в режиссерском "почерке". Он любил снимать непрофессиональных актёров, например, своих друзей. Деву Марию в "Евангелии от Матфея" сыграла пожилая мать режиссёра. А еще он любил вводить в картины "физическое начало", яркую телесность. Кадр из фильма "Сало, или 120 дней Содома". Фото: ru.kinorium.com Пьер Паоло Пазолини был найден мертвым 2 ноября 1975 года в Остии около Рима. Вид его трупа свидетельствовал о преднамеренном и жесточайшем убийстве, на теле сохранились следы прижизненных увечий, а потом по нему несколько раз проехала машина. Это преступление считается нераскрытым. По горячим следам посадили 17-летнего Джузеппе Пелози, который в 2005 году "вспомнил", что не убивал режиссера, а только видел, как с ним расправились трое других молодых людей. Первой версией была, конечно же, месть итальянских фашистов за фильм "Сало". Предположительно к неофашистской клаке примыкал Пелози – или что-то знал. В равной степени не исключено, что Пазолини убили левые группировки за его стихотворение 1968 года "Компартия — молодёжи!", наверное, самое одиозное в наследии поэта. Несмотря на свои левацкие взгляды, Пазолини выразил сочувствие полицейским, подавлявшим студенческие бунты. Это вызвало критику и даже ненависть в студенческой среде. Автор объяснял, что его стихи нельзя читать прямолинейно, что он предлагал бунтарям одуматься и от стихийного мятежа перейти к планомерной революционной борьбе – но остался непонятым. Наконец, есть третья версия, вовсе не политическая: якобы Пазолини стали доступны кое-какие секреты одной из итальянских нефтегазовых компаний, и он начал писать о них. Возможно, нефтяники поспешили заткнуть ему рот самым радикальным способом. Иными словами, прошло почти полвека с того момента, как Пазолини упокоился на кладбище коммуны Казарса-делла-Делиция, но ясности в гибели режиссера нет как нет. К этому волнующему сюжету обращались многие более молодые коллеги Пазолини. Так, Абель Феррара в 2014 году снял байопик "Пазолини" с Уиллемом Дефо про конец жизни кинематографиста и его физическое уничтожение. Мировая премьера прошла в том же году в рамках основной конкурсной программы Венецианского кинофестиваля. Ту же тему раскрывал бывший ассистент и друг Пьера Паоло Пазолини Давид Греко в картине 2016 года "Козни. Последний сюжет Пазолини". В роли Пазолини снялся Массимо Раньери. Кадр из фильма "Козни. Последний сюжет Пазолини". Фото: priormovie.com Увы, художественное переосмысление ужасного финала режиссёра не помогло приблизиться к разгадке. Но оно явно порадовало бессмертную душу кинематографиста – ведь, будучи ярым атеистом, он не отрицал основ религиозных учений, считая их основной народной мудростью. Да и столь брутальные сюжеты наверняка были бы приятны Пазолини

Режиссер и поэт Пьер Паоло Пазолини
© Ревизор.ru