Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Как устроено гендерное неравенство в кино

Дискриминация в награждении В мировой режиссуре количество женщин все еще чрезвычайно мало. Тех, кому присуждены известные кинопремии, и вовсе можно пересчитать по пальцам. Относительно недавно, в 2020 году, на "Оскаре" произошел скандал из-за нигерийского фильма "Львиное сердце" Женевьевы Наджи, который убрали из категории "Лучший международный художественный фильм", так как он снят на английском языке. Тогда режиссерка предположила, что негласная причина отстранения состояла в том, что лента создана женщиной. С целью привлечения внимания к проблеме актриса пришла на церемонию вручения "Оскара-2020" в черной накидке с именами постановщиц, не номинированных на премию. За все время существования "Оскара" всего пять женщин номинировались в категории "Лучший режиссер", две из которых одержали победу. В 2009 году этот список открыла с фильмом о саперном подразделении в Ираке . Вторую статуэтку за лучший фильм и как лучший режиссер в 2021 году забрала с драмой о скитающейся по США женщине "Земля кочевников". О чем говорит статистика? Сейчас кажется, что положение дел в отношении режиссерок стремительно меняется, в том числе потому, что "женского взгляда" в кино становится все больше. Только недавно стих ажиотаж вокруг молодой постановщицы , чей фильм "Разжимая кулаки" был выдвинут на соискание "Оскара" от России, однако не вошел в шорт-лист премии. Другой пример - сериал "Почка" Марии Шульгиной и Елизаветы Тихоновой, получивший много хороших отзывов. Однако, по мнению исследовательницы в области женщин в кино Марты Лаузен, кинопроизводство пока так и не стало благосклоннее к девушкам: в 2021 году все еще более 80% фильмов были сняты мужчинами. Лаузен с 1998 года публикует отчеты о состоянии гендерного неравенства в мировом кинематографе. В исследовании 2021 года она отмечает, что женщин, задействованных в индустрии, стало действительно больше по сравнению с предыдущим годом - 25% в 2021 году и 23% в 2020-м. Однако при этом количество женщин на ведущих кинопроизводственных должностях - режиссер, сценарист и так далее - снизилось. В 2021 году лишь 12% женщин работали над самыми кассовыми фильмами, в 2020 году - 16%. Почему так произошло? Небольшой процент задействованных в индустрии кино женщин, очевидно, не связан с отсутствием талантливых режиссерок. Хизер Рэббитс, председательница организации за права женщин "Time's Up UK", назвала две возможные причины такого распределения. Первая заключается в том, что мужчины попросту не нанимают на работу женщин: "Люди склонны набирать персонал по своему образу и подобию". Вторая же причина связана со стереотипами вокруг этой профессии. "Режиссура просто не была для них [женщин] тем местом, где они видели много других представительниц женского пола. Но чем больше мы будем видеть женщин-режиссеров, тем стремительнее это будет стимулировать других женщин пробовать себя в этой профессии", - считает Рэббитс. Создательница фильма "Очень женские истории" предположила, что отказ продюсеров работать с постановщицами может быть связан со страхом их возможного ухода в декрет. "К девочкам-режиссерам есть внутреннее другое отношение, - сейчас мы ей это доверим, а вдруг она родит. Вряд ли это так обсуждается, но у них на каком-то ментальном уровне идет же по накатанной, и так получается, что мальчики пока денег больше приносят. А мы искусством занимаемся", - сказала она. Актриса и режиссерка Виктория Эмсли рассказывала, что студии часто оправдывают доминирование мужчин тем, что просто не могут найти женщин. По ее словам, такие отговорки привели к созданию глобальной сети "Primetime" по поиску работы для кинематографисток. Впрочем, небольшим прогрессом можно назвать то, что студии периодически начинают доверять женщинам проекты с большими бюджетами. В частности, так делает компания Marvel ("Черная вдова", "Вечные", "Ванда/Вижн"). У DC Comics проект стал вторым "женским" фильмом в истории с бюджетом более $100 млн. Организация "Time's Up" в 2019 году запустила проект "4% Challenge", целью которого является увеличение числа женщин-режиссеров. В рамках него некоторые крупнейшие студии, в том числе Universal и Working Title, обязались реализовывать некоторые проекты под руководством девушек. В России же стремление к гендерному паритету становится все более заметно. Так, например, считает программный директор "Кинотавра" Ситора Алиева, которая в интервью Forbes рассказала о "скачке" женского кино. "Переломным с гендерной точки зрения стал 2006 год, когда главная награда фестиваля была присуждена фильму , первой продюсерской работе . Приз за лучший дебют получила , а главный приз короткометражного конкурса достался "Девочкам" Валерии Гай Германики," - сказала Алиева, добавив, что в уже следующем году число женщин в конкурсе составляло половину от всех кандидатов.

Как устроено гендерное неравенство в кино
Фото: Газета.RuГазета.Ru