Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Бирманский балаган. Российская премьера оперы "Нуш-Нуши" Пауля Хиндемита.

Спустя целое столетие оригинальное сочинение крупнейшего немецкого экспрессиониста обрело российского слушателя. Опера "Das Nusch-Nuschi" 1920 года рождения впервые уверенно вышла к публике по инициативе художественного руководителя и главного режиссера Театра Сац , выступившего также в роли переводчика текста и режиссера концертной версии. По приглашению худрука место музыкального руководителя и дирижера занял . Нуш-нуши – помесь крысы и крокодила, мистическое чудовище, по преданию, выползающее из реки в ночной час; этим монстром можно устрашить всякого для своей выгоды. Щедрая фантазия Хиндемита также использовала помесь древнего театра бирманских марионеток, псевдоориентальную стилизацию с немецким экспрессионизмом, устрашив сложными ритмами остинато, коварными гармониями, шумом и грохотом ударных. 25-летний композитор искал свои пути в музыке, отрицая золотой век , , . Он язвительно высмеивал витиеватую патетику и ложный оперный пафос, использовал гротеск и пародию, буквально нарывался на скандал, объединив всё под общим лозунгом "Долой романтизм". Тем не менее, поставленные автором задачи и цели вызвали к жизни симфоническую партитуру оперы "Нуш-Нуши", не уступающую по богатству, красоте и насыщенности оркестровой фактуры сочинениям немецких романтиков. Под сводами двухуровневого театрального пространства инструментальная заставка вступившего оркестра под управлением Артёма Макарова прозвучала именно с заявкой на крупный симфонизм и великолепие тембровых сочетаний. Использование зрительского фойе в качестве места представления музыкальной новинки, стало продолжением нестандартности оперной идеи Хиндемита. Роскошные променады театрального здания, архитектурно-конструктивные элементы лестниц и пространств, напоминающие мини-амфитеатры с колоннадами сценических подиумов, давно ждали своего часа. Именно они явились полем небывалой креативной деятельности труппы в цикле концертов "Re-Конструкция", в который идеально вписалась и премьера "Нуш-Нуши". Акустические эксперименты концертных выступлений сезона 2021-2022, так сказать, outside Большого зала, изменившие привычные звуковые соотношения сцена-яма-зал, несомненно, пошли на пользу творческому росту и повышению уровня мастерства всех участников исполнительского процесса. На премьере непростого экземпляра гибридной стилистики Хиндемита профессиональная состоятельность вокалистов и оркестрантов предстала воочию. Сюжет и музыка оперы пародируют восточные сюжеты, выставляя оперные глупости напоказ. Персонажами банальной истории выбраны герои кукольного театра "бирманских марионеток": император Мунг Там Бийя (Александр Хананин), генерал Кисе Вайнг (Владислав Дорожкин), Церемониймейстер (Михаил Заболотский), Палач (), жены императора (, , Людмила Бодрова, ). На первый взгляд примитивная, эта историйка-сказка таит в себе глубины мудрости, коллекцию человеческих типажей и азиатскую философию тысячелетней истории. Придумщики ожидаемого спектакля уже в концертном варианте не поскупились одеть всех действующих лиц в яркие до оскомины наряды, как и требует традиция бирманского театра. Герои Хиндемита поют очень сложные вокальные партии. Хотя композитор был противником атональной музыки, он использовал так называемую "расширенную тональность" с двенадцатью полутонами. Все артисты довольно ловко справлялись с интонационными и ритмическими трудностями авторской фактуры. Музыкальный руководитель Артём Макаров дал высокую оценку певцам еще на стадии разучивания и репетиционного процесса. В будущей сценической версии, безусловно, образы персонажей обрастут большей характерностью и остротой выразительности. Такой кукольный жанр – всегда кладезь для режиссерских находок и актерского поиска. Приходит на ум знаменитая "Турандот" театра им. Вахтангова, спектакль, который "под маской" смело и очень остроумно высказывался на злобу дня. Георгий Исаакян в "Нуш-Нуши" уже вскрыл заложенные предпосылки для блестящего театрального шоу, показал потенциал толстого юмора и тонкой насмешки. А пока центральному персонажу весельчаку Тум-Туму (восточный близнец Труффальдино) в исполнении не хватило черт традиционного амплуа. смог наделить свой образ Сюсюлю-евнуха очень комичным видом, мимикой и жестами максимально отыгрывая тип и нрав персонажа. Вклад оркестра в успех премьеры трудно переоценить. Во всё время исполнения оркестровый организм жил настоящей симфонической жизнью, выказывая примеры вагнеровско-малеровского звучания, заложенные в партитуре. Артем Макаров очень энергично, с повышенным градусом ощущая переменчивость красок, давал свободно дышать группам и солистам-инструменталистам, учитывая полиритмический темперамент музыкальной ткани. Блеск авторской оркестровки реализовывался чутким взаимодействием самих музыкантов. Плотное звучание кульминаций предъявляло повышенные требования к медным духовым. За тяжелый немецкий дух отвечали: (труба), Александр Арапов (валторна), (тромбон) и солирующие литавры Константина Володькина. Танцевальный дивертисмент во второй картине, "кивок" Хиндемита в сторону Рихарда Штрауса, звучанием деревяшек составил контраст меди. Красочные и острые фиоритуры (флейта-пикколо), переливы Николая Донского (флейта) ансамблировали с Дмитрием Кононком (гобой) и Петром Черкезовым (английский рожок). Сам Нуш-Нуши был наделён не страшными, а загадочными голосами кларнетов (Анатолий Жижин, Дмитрий Сибиренков) и небесной челесты (). Фаготы (Илья Свалов, Анна Уханова) "перебрёхивались" насмешками с нескрываемой иронией. Виртуозная скерцозность скрипки концертмейстера оркестра просвечивала сквозь альтовую чадру . Ауру неги восточного гарема и прелесть танцовщиц-баядерок изображали арфа и мандолина Юлии Неверовой. По окончании условного сюжета Хиндемит позволил себе погрузить слушателя в очень красивый вокально-симфонический фрагмент, отдавая дань лучшим оперным страницам немецкого романтизма. , Мария Юрковская, , , Георгий Сологуб пели исключительно о любви на немецком языке. "В балаган вас приглашаю, где куклы так похожи на людей," – пела группа . В новом сезоне творческий коллектив Театра Сац планирует пригласить зрителей в Бирманский балаган оперы "Нуш-Нуши" уже в полноценной сценической версии. В любом случае, открытие неизведанного раритета Пауля Хиндемита стало, как говорится, бомбическим событием музыкального марта в столице. В ролях: Сюсюлю, евнух – Лауреат всероссийских и международных конкурсов Сергей Петрищев; Тум-Тум – лауреат всероссийских и международных конкурсов Руслан Юдин; Камадэва – Виталий Аминев; Первый герольд – лауреат всероссийского и международного конкурсов ; Второй герольд – лауреат международных конкурсов ; Бангса, первая жена императора – лауреат всероссийского и международных конкурсов Вера Азикова; Озаза, вторая жена императора – Олеся Титенко; Твайсе, третья жена императора – Заслуженная артистка России Людмила Бодрова; Ратасада, четвертая жена императора – лауреат международных конкурсов Елена Чеснокова; Первая танцовщица – ; Вторая танцовщица – Анна Холмовская; Первая возлюбленная – лауреат всероссийского и международного конкурсов Альбина Файрузова; Вторая возлюбленная – Мария Юрковская; Третья возлюбленная – Заслуженная артистка России Татьяна Ханенко; Первый поэт – Петр Сизов; Второй поэт – Георгий Сологуб; Обезьяны – Заслуженный артист России Валерий Барский, , лауреат всероссийского конкурса , лауреат международного конкурса, лауреат премии .

Бирманский балаган. Российская премьера оперы "Нуш-Нуши" Пауля Хиндемита.
Фото: Ревизор.ruРевизор.ru