Вадим Пономарёв: «Оскар» – это в первую очередь про социальные драмы»

Безусловным героем нынешней премии «Оскар» стал актёр Уилл Смит. Сначала он съездил по лицу ведущему церемонии комику Крису Року. Последний позволил себе шутку в адрес короткой стрижки жены Смита, которая страдает аутоиммунным заболеванием, из-за чего у неё выпадают волосы. Увидев реакцию жены, Смит поднялся на сцену и отвесил ведущему пощёчину, после чего вернулся на своё место. Чуть позже Смит вновь поднялся на сцену. На этот раз – чтобы получить «Оскара» за лучшую мужскую роль. Правда, некоторые скептики сочли, что престижной наградой он в первую очередь обязан своему цвету кожи, нежели актёрской игре. Насколько справедливы подобные подозрения? Кто из обладателей «Оскара» в этом году действительно его заслужил? Каковы были шансы у номинированного на премию российского режиссёра? Об этом и о многом другом мы поговорили с кинокритиком Вадимом Пономарёвым. Получили своё – У многих зрителей немало вопросов вызвало присуждение главной премии Уиллу Смиту, умудрившемуся обойти таких сильных актёров, как Бенедикт Камбербэтч с Хавьером Бардемом. На ваш взгляд, он действительно был так хорош или это дань политкорректности? – Многие удивятся, что у великого американского комика Уилла Смита до сих пор не было ни одного «Оскара». А что поделать, если на «Оскаре» так не любят комедии? Ну не любят. И дают за них призы очень редко. Не думаю, что специально под «Оскар», но Смит сыграл в «Короле Ричарде», фильме о начале карьеры теннисисток Серены и Винус Уильямс, именно полноценную драматическую роль. Никакого гротеска. А соперники у него были ого-го! Помимо Камбербэтча во «Власти пса», ещё монументальная роль Дензела Вашингтона в экранизации шекспировского «Макбета». И Хавьер Бардем сыграл «В роли Рикардо» колоритно и эффектно. Но победил Уилл Смит, потому что именно фильм о сёстрах Уильямс, которые натерпелись много хейта со всех сторон, показался академикам наиболее социальным. Вообще вся эта премия – по сути раздача призов социальным фильмам. Развлекательному кино достались технические «Оскары» за спецэффекты, монтаж и т.д. – Главная женская роль досталась Джессике Честейн, сыгравшей в «Глазах Тэмми Фэй». И это для многих тоже стало неожиданностью, потому что большинство прочило победу Кристен Стюарт, сыгравшей принцессу Диану в «Спенсере». Были и другие сильные претендентки. Насколько, на ваш взгляд, заслуженна эта награда? – Знаете, это очень-очень американское кино. «Глаза Тэмми Фэй» – про телепроповедников. На мой взгляд, у Джессики Честейн там довольно проходная шаблонная роль, и я, конечно же, предпочёл бы увидеть в победителях Кристен Стюарт, феноменально воссоздавшую образ принцессы Дианы в «Спенсере», или чудесную глубокую Оливию Колман (но она недавно уже получила «Оскар»). Выбор – сугубо на совести американских киноакадемиков. – Лучшую режиссуру получила единственная женщина из претенденток, Джейн Кэмпион, снявшая «Власть пса». Это опять же дань политкорректности или она и в самом деле сильнее своих именитых соперников – Спилберга и Андерсена? – Безусловно, «женский» фактор в номинации за режиссуру – весомый аргумент. Джейн Кэмпион – всего лишь третья женщина-режиссёр с «Оскаром» за 94 года существования премии. Фильм «Власть пса» явно держится не только на крепкой истории об очень разных братьях-ковбоях, но и на филигранно отстроенной режиссуре их взаимоотношений, химии между Бенедиктом Камбербэтчем и Джесси Племонсом. Это зависит от режиссёра. Но мой безоговорочный фаворит в этой номинации – Пол Томас Андерсон, потому что «Лакричная пицца» – это апофеоз режиссуры, это такой тотальный Тарковский. Слёзное дело – Насколько, на ваш взгляд, оправданны премии нынешнего «Оскара»? – Я уже говорил, что «Оскар» – это в первую очередь про социальные драмы. Победа удивительно трогательного фильма «CODA: Ребёнок глухих родителей» абсолютно предсказуема. Это гуманитарный проект, а не фильм. В главных ролях сплошь неслышащие и глухонемые актёры, что уже заявка на победу. Не удивительно, что и Трой Коцур получил «Оскар» как лучший актёр второго плана. Как со слабослышащим соревноваться в эпоху толерантности? Бессмысленно, увы. Я бы предпочёл «Коде» фильмы, не вытягивающие из тебя так настойчиво слёзы, а действительно большое кино – «Белфаст» (получивший «Оскар» только за сценарий) или «Власть пса». Совершенно предсказуемо награду за лучшую песню взяла Билли Айлиш, её «No Time To Die» к последнему «Бонду» превосходна (прости, Бейонсе!). Столь же предсказуема победа мультика «Энканто», конкуренты слишком слабы. «Дюна» логично забрала все «Оскары» по технике: визуалы, оператор, художник, монтаж, звук, саундтрек (причём это всего лишь второй «Оскар» для классика мировой киномузыки Ханса Циммера). Хотя по части визуала бондиана «Не время умирать» могла бы составить ему конкуренцию. Вообще эти победы «Дюны» – они про будущее кинематографа, в фильме много инноваций, зрелищное кино пойдёт именно этим путём. «Дюна» – маяк для всего коммерческого кино. Даже для бондианы. – Российский режиссёр Антон Дьяков, номинированный на «Оскара» за анимационную ленту «Боксбалет», не смог присуствовать на церемонии из-за санкций. Как вы думаете, у него вообще были шансы на премию, не вмешайся политика? – Ну конечно, нет. Когда льётся кровь, не до мультиков. Хотя «Боксбалет» Антона Дьякова – философская, тонкая анимация. Но отчасти русская культура победила на этом «Оскаре», ведь статуэтку за «Лучший иностранный фильм» и ещё три номинации получил японский фильм «Сядь за руль моей машины» о том, как в Хиросиме ставят спектакль «Дядя Ваня». Фильм по рассказу Мураками буквально пропитан Чеховым, русской грустью. Чехов там повсюду. В какой-то степени это вполне российский фильм, можно считать. Политический момент – Некоторые вообще считают, что «Оскар» всё дальше дрейфует от кинематографа в сторону политики (как внешней, так и внутренней). По-вашему, это так? – Не думаю. Если бы речь шла о политике, то «Белфаст» или «Не смотрите наверх» поделили бы все статуэтки. Но этого не случилось. А «Не смотрите наверх», острополитический и классно снятый, вообще ничего не получил. Премия всё больше уходит в сторону маленького человека Антона Чехова, как ни парадоксально. Чем он живёт? Как переживает свои внутренние беды? Что происходит с глухим в мире слышащих, с незрячим в мире видящих? Премия всё выше ценит фильмы о преодолении любых неравенств – гендерных, экономических, социальных, вообще всех. Это то, к чему идёт весь цивилизованный мир, и «Оскар» старается быть на острие, потому что считает, что кино – это прежде всего гуманитарная помощь каждому зрителю. Порция добра и человечности. – Из-за санкций российский кинематограф на некоторое время оказался за бортом мирового кино. Как это может на нём отразиться? Одни считают, что стоит ждать шедевров уровня великих советских мастеров, другие – что отечественное кино наоборот деградирует. Каковы ваши прогнозы по этому поводу? – Думаю, что высокобюджетных российских фильмов в ближайшие годы не будет. Возможно, доведут до ума «Воланда» с Цыгановым и Снигирь и ещё пару-тройку, но за новые браться уже не станут. Перейдём на производство низко- и среднебюджетных кино и сериалов. Кинопрокат из-за отсутствия западных блокбастеров рухнет в два-четыре раза, и единственными инвесторами в кино, не считая государство, останутся стриминги. Но и им будет тяжело, так как они тоже остались без западных блокбастеров, а смотреть за прежнюю цену только российские новинки зритель при падении доходов будет не готов. Но никто не мешает снимать низкобюджетное кино хорошего качества. Фильмы Рязанова и Гайдая стоили недорого, но мы с удовольствием смотрим их по сей день. Ранее сайт Pravda-nn.ru сообщал, что нижегородские кинотеатры нашли замену голливудским фильмам.

Вадим Пономарёв: «Оскар» – это в первую очередь про социальные драмы»
© Нижегородская правда