Войти в почту

В Совфеде предлагают разрешить кинотеатрам не платить за музыку к фильмам из недружественных стран

Обновлено в 17:40

В Совфеде предлагают разрешить кинотеатрам не платить за музыку к фильмам из недружественных стран
© BFM.RU

Российским кинотеатрам могут разрешить не платить за музыку к фильмам из недружественных стран. Такую меру поддержки предложил сенатор, глава комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов, сообщает ТАСС. По мнению Кутепова, такие платежи во Всероссийскую организацию интеллектуальной собственности и в Российское авторское общество сейчас являются дополнительной нагрузкой для киносетей.

Сейчас кинотеатры отдельно платят за прокат фильма и отдельно отчисляют РАО за музыку. Обычно это от 0,5% до 3% в зависимости от контракта. Другой вопрос, что сейчас в кинотеатрах практически нет зарубежных фильмов. В прокате преимущественно российские картины, в большинстве случаев это ретроспективы либо повторный прокат. Комментирует Алексей Васясин, гендиректор Объединенной сети кинотеатров, в которую входят «Кино Окко», «Синема парк» и «Формула кино»:

— Я бы, наверное, как шаг номер один разобрался сначала с прозрачностью организаций, которые берут деньги за авторские права, неважно, российских или зарубежных авторов. А дальше бы уже решал, кому платить и сколько. Нужно кардинально подходить к поддержке индустрии в целом. Первое, однозначное, это вопрос субсидии всей отрасли, которая бы помогла продюсерам, производителям, кинотеатрам в краткосрочной перспективе не закрыться. В первую очередь, наверное, кинотеатрам, потому что они терпят сейчас убытки, связанные с арендой, зарплатой, потому что если эти краткосрочные шаги не сделать, то когда российский контент будет отснят, показывать будет негде, останутся в лучшем случае только государственные кинотеатры.

— Со старых фильмов тоже платятся такие отчисления за музыку?

— Конечно. В моем понимании, все-таки когда музыка используется в какой-то из картин, продюсер уже расплачивается с автором музыкального сопровождения. Задача первостепенная — это сделать прозрачную схему, которая, на мой взгляд, всегда была немножко туманной.

Как пишет «Бюллетень кинопрокатчика», Ассоциация владельцев кинотеатров отправила исполнительное письмо в Российское авторские общество, в котором попросила вернуть собранные с кинотеатров авторские вознаграждения за использование музыки в составе иностранных фильмов. Причиной такого требования ассоциация назвала приостановление действия соглашений о представительстве с РАО со стороны иностранных обществ. Комментирует руководитель Ассоциации киномузыки Российского музыкального союза, член совета директоров Российского авторского общества Иван Бурляев:

Иван Бурляев руководитель Ассоциации киномузыки Российского музыкального союза, член совета директоров Российского авторского общества «Реакция на такие письма сейчас преждевременна, у нас все-таки пока дорога с двусторонним движением, и российские авторы точно так же зависят от выплаты от иностранных обществ. У меня нет достоверной информации, что иностранные общества с нами контракты порвали. С другой стороны, я знаю, что одно из европейских крупных авторских обществ сейчас притормозило выплаты российским авторам. То есть, если мы сейчас выступим с тем, чтобы деньги забрать, всем отказать, это будет равносильно тому, что мы побежим впереди паровоза. Получается так, что контент иностранный, этот ручеек усыхает. Контент реально становится меньше, как и поступлений в пользу авторов тех или других. То есть эта ситуация решается сама собой. Когда речь идет о том, что верните нам срочно деньги тех релизов, которые были показаны, которые в принципе РАО обязано перечислить, точно так же, как иностранцы обязаны перечислить нашим, вот в чем вся тревожность этой ситуации и этих предложений».

Сенатор Кутепов, комментируя меры поддержки для кинотеатров, сказал, что введение санкций и приостановка поступления зарубежных фильмов в российские кинотеатры — это обстоятельства непреодолимой силы. Поэтому на данный период он предлагает также освободить кинотеатры от платы за коммунальные услуги и аренду, а также предоставить отсрочку по выплате кредитов. Он же предлагает выделять субсидии при приобретении кинооборудования и расходных материалов за рубежом «любыми способами». Речь о параллельном импорте — ввозе в Россию без разрешения правообладателей.

Хорошо, что о проблемах киноотрасли стали говорить, но вопросов все еще остается много, продолжает член Ассоциации владельцев кинотеатров России, владелец компании «Люмен фильм» Павел Поникаровский:

— Как технически сделать так, чтобы освободить нас от аренды, коммунальных платежей и так далее, мне очень сложно прокомментировать эту инициативу. Аренду мы обычно платим торговым центрам, которые являются самостоятельной коммерческой единицей. Наверное, вмешиваться в коммерческие отношения двух субъектов государству будет сложно.

— Хотели бы чуть подробнее про параллельный импорт. Это мы так понимаем, касается технологий и оборудования?

— Опять же, здесь конкретики нет. Способы найдутся, параллельный импорт у нас в данное время не разрешен, поэтому, конечно же, то оборудование, которое мы покупали у официальных дистрибьютеров, будет возможно купить через третьи страны. Думаю, что схемы завоза сюда необходимого оборудования и запчастей очень быстро себя найдут. Вопрос больше стоит как раз финансов, которых сейчас крайне не хватает, выручки упали более чем на 70%.

— В силу того, что падают выручки, какую-то поддержку со стороны государства вы уже получили?

— В том-то и дело, что нет. Более того, 30-го числа [марта] вышло постановление правительства об отсрочке платежей по налогам, даже в этой ситуации наш код ОКВЭД не попал в коды, которые подлежат вот этой отсрочке.

По мнению экспертов, в сложившейся ситуации государству также нужно увеличить число российских фильмов, а соответственно, количество выделяемых денег на российское производство. Минимум в три раза, потому что процент российских фильмов в прокате в лучшие годы составлял около 25%. А сейчас, после пандемии, и того меньше.