Войти в почту

Грузчики роялей рассказали "РГ" о своей работе

Дышите - не дышите

Грузчики роялей рассказали "РГ" о своей работе
© Российская Газета

Пианино "Соната", сверкающее черным лаком, грузчики Сергей Тихомиров и Александр Юдин, рассказавший нам эту историю, накинув такелажные ремни, быстро, почти бегом, поднимают на 3-й этаж музыкальной школы Центра имени Даргомыжского. Следующий заказ - взять в ресторане на Пречистенке старинный "Дидерихс" и отвезти его в коттеджный поселок в Тульской области. Потом партию роялей - из Москвы в Подольск, далее - заказ из Йошкар-Олы. Надо вывозить инструменты из школы имени Скрябина, там будет ремонт...

Транспортировать рояли и пианино - особая работа, не похожая на обычную такелажную. Музыкальный инструмент - не просто ящик, за который можно браться с любого конца. Нужны не только сила и выносливость, но еще и умение сконцентрироваться, осторожность, аккуратность, смелость, знание геометрии инструмента и даже умение дышать при запредельных перегрузках. В начале 90-х в рояльные грузчики пошли среди других специалисты по металловедению, чемпионы по лыжным гонкам и классической борьбе, будущие финансисты и даже один дирижер.

На свечке

Мини-бригад, подобных юдинской, по Москве порядка 8-9. В московской школе грузчиков принято работать парами: да, нагрузка выше - концертный рояль Steinway весит порядка 400 килограммов, пианино Petrof - 200, но есть возможность для маневра. Тот же рояль можно поставить вертикально, нести "хвостом" вверх, на "свечке", как говорят грузчики, перекладывать его через перила, когда подъезд узкий и инструмент невозможно развернуть, - так пришлось транспортировать рояль Николая Луганского в подъезде "сталинки". Когда легендарный Сергей Смирнов по прозвищу Хмурый с сыном, потомственным рояленосцем, нес однажды "концертник", то, стоя "на хвосте" инструмента, о чем-то задумавшись, заскочил на невысокую сцену и пошел дальше. А на плече у него в этот момент лежало порядка 180 кг. Впрочем, глава семейства Матюковых, еще в 80-х оформивших патент на перевозку инструментов, был способен, говорят, поднимать пианино в одиночку, на спине.

Юдинская же бригада творит легенды на наших глазах. Недавно Александр и Сергей, пригнав на фуре в чебоксарскую музыкальную школу 20 "пианин" и 10 роялей, вдвоем подняли их за 12 часов на 3-й этаж. Оправдав присказку, ходящую среди московских грузчиков: все работают от батарейки, один Юдин от сети.

И носить, и возить

Александр Юдин пришел в грузчики из реставраторов.

- Там весь год одно и то же, а тут - движуха, день на день не похож, - говорит индивидуальный предприниматель, проезжающий на своей "Газели" с фургоном под сто тысяч километров в год. Инструменты сейчас возят от Калининграда до Камчатки: перевозчика колеса кормят.

Рояли надо уметь и носить, и возить: на стенках внутри юдинского фургона есть утеплитель, между ним и "одетым" в специальный чехол роялем, пристегнутым к стенке вертикально и намертво, - зазор, нужный микроклимат обеспечивают антифризы. И потому, не успев поставить пианино на пол, Юдин отвечает на все новые звонки. Грузчики перевозят десятки инструментов самым разным персонам - от президентов до звезд поп-музыки. В том числе - выдающимся классическим музыкантам: так, именно юдинской бригаде доверяет свой уникальный Kawai народный артист России Михаил Плетнев.

...Когда рояль донесен и поставлен на сцену, его надо проверить, сыграть на нем что-нибудь. Юдин умеет только собачий вальс - и вспоминает, как на него однажды вздыбился весь симфонический оркестр, не успел бригадир взять первые аккорды.

А вообще редкий грузчик любит фортепианные концерты, им эти фортепиано уже и так поперек горла. Но Юдин любит орган. Возможно, потому, что его уж точно не нужно будет никуда нести.

Гастроли

Канонаду заглушил Бах

Петр Лундстрем, один из лучших молодых российских скрипачей и внучатый племянник знаменитого джазмена Олега Лундстрема, приехал с концертами в Донецк и выступил практически на передовой - перед бойцами, которые только что прибыли с линии фронта.

Петр окончил музыкальную школу при Гнесинке, в 2012 году - Государственный музыкальный колледж им. Шопена, затем Московскую Консерваторию. Он лауреат международных конкурсов скрипачей в Софии и Харбине, сотрудничал с оркестрами под руководством лучших дирижеров мира.

На Донбасс скрипач приехал вместе с Джанго - певцом, композитором, музыкантом, едва ли не самым частым музыкальным гостем в военных частях. Разве что Юлия Чичерина бывает на "передке" чаще, чем он.

Лундстрем выступал сразу после Чичериной, играл два дня подряд Иоганна Баха, причем - безо всякой аппаратуры.

"Быть здесь - большая честь для меня", - написал Лундстрем в своем Телеграм-канале.

Петр Лундстрем выступил практически на передовой. Фото: Минобороны России