Канн-2022: почести для Тома Круза, одинокий Серебренников и никакого ковида

В этом году Каннский фестиваль отмечает свой очередной юбилей — 75 лет со дня первого смотра в 1946 году, который прерывался всего два раза: в 1968 году из-за студенческих протестов по всей Франции и в 2020 году из-за пандемии коронавируса. В этот раз фестивалю ничто не помешает отметить круглую дату: строгие антиковидные ограничения отменены не только во Франции, но и по всей Европе, поэтому смотр ожидают так любимые им красные дорожки и голливудские премьеры, а любители знаменитостей снова смогут выжидать в тесных фан-зонах, чтобы заполучить автограф или даже селфи. Россию при этом будет представлять один Кирилл Серебренников с фильмом "Жена Чайковского", причем буквально — российские делегации, как и российских журналистов, на фестиваль не пустили.

Канн-2022: почести для Тома Круза, одинокий Серебренников и никакого ковида
© ТАСС

Претенденты на ветвь

В основной конкурс фестиваля вошли более 80 фильмов — 18 из них поборются за "Золотую пальмовую ветвь". Притом что у многих участников конкурса она уже есть. Так, обладатель главной награды фестиваля в 2018 году, японец Хирокадзу Корээда, возвращается с очередной драмой о семейных узах "Брокер", которую снял в Южной Корее. Лауреат премии в 2007 году, румын Кристиан Мунджиу, после шестилетнего перерыва возвращается с иммигрантской драмой "R.M.N"; победитель 2017 года, швед Рубен Эстлунд, — с очередной черной комедией "Треугольник печали", высмеивающей мир моды; и, наконец, двукратные обладатели "Золотой пальмовой ветви", бельгийцы братья Дарденн, также как и Мунджиу, обратятся к теме мигрантов в Европе в новом фильме "Тори и Локита". Также на фестиваль приедут и другие постоянные участники: Джеймс Грей с ностальгической картиной "Время Армагеддона", легендарный Пак Чхан-ук с психологическим триллером "Решение остаться", Арно Деплешен с мелодрамой "Брат и сестра".

При этом место главного провокатора вместо прошлогодней Жюли Дюкурно и ее "Титана" займет ветеран Дэвид Кроненберг, которому, наверно, не раз икалось во время Канна-2021. Только ленивый не вспомнил его триллер "Автокатастрофа" при обсуждении "Титана". Канадец возвращается к корням и к жанру, принесшему ему известность, — боди-хоррору. "Преступления будущего" — переработка давнего сценария режиссера, который ему так и не удалось осуществить. В картине снялись Вигго Мортенсен, Кристен Стюарт и Леа Сейду.

Серебренников за всю Россию

Каннский фестиваль решил не аккредитовывать журналистов из России, как и не пускать официальные государственные делегации. Единственным, кто смог прорваться на Лазурный Берег, стал Кирилл Серебренников, попавший в основной конкурс.

Серебренников начинал со второй по значимости программы "Особый взгляд", куда включили его фильм "Ученик" в 2016 году. Затем он вернулся на Лазурное Берег с мюзиклом о Викторе Цое "Лето", а в прошлом году в Канне показали его "Петровы в гриппе" по книге Алексея Сальникова. Обе работы были показаны без участия самого режиссера, так как он в то время находился под домашним арестом. Фильм о великом русском композиторе Серебренников разрабатывал уже давно, и в процессе работы над проектом он трансформировался в драму о жене Чайковского Антонине Милюковой в исполнении Алены Михайловой.

Разнообразие

Негусто в конкурсе и с работами, снятыми женщинами-режиссерами, что является давней проблемой Канна, который только в прошлом году впервые единолично вручил "Золотую пальмовую ветвь" женщине — Жюли Дюкурно за хоррор "Титан". В этом году женщин в основном конкурсе представляют две француженки: Валерия Бруни Тедески с "Миндальным деревом" и Клэр Дени со "Звездами в полдень", а также американка Келли Райхардт с фильмом "Showing up".

Издание Deadline недавно взяло интервью у программного директора смотра Тьерри Фремо, где обращалось к проблемной теме для Канна — разнообразию. Однако разговор подвергся цензуре — из него были убраны вопросы о гендерном разнообразии, отсутствии темнокожих режиссеров в официальной программе и о возможном приглашении на фестиваль режиссера Романа Полански, который обвиняется в США в изнасиловании несовершеннолетней. Deadline решило не публиковать цензурированное интервью. Зато впервые в истории фестиваля его президентом назначили женщину — Айрис Кноблох, которая сменит на этой должности Пьера Лескюра, занимающего пост президента с 2015 года.

Голливудские премьеры

Ну и Канн не был бы Канном, если бы не устроил несколько громких голливудских премьер, потому что одними европейскими звездами сыт не будешь, да и фестивалю нужно противопоставлять что-то Венеции, которая в последние годы стабильно обыгрывает французов по звездности лайн-апа. Даже в этом году самая большая премьера Канна не стала эксклюзивной — "Топ Ган: Маверик" с Томом Крузом уже показали на мировой премьере в Лос-Анджелесе 4 мая. Но фестиваль все равно отметит это событие с размахом и устроит мероприятие, чествующее Круза и его карьеру. Также в Канн приедет Баз Лурман с биографической картиной "Элвис" про короля рок-н-ролла, которого сыграл молодой Остин Батлер.

Также председатель жюри 2016 года и автор "Безумного Макса" Джордж Миллер представит свой новый фильм "Три тысячи лет желаний", в котором Тильда Суинтон встречает в стамбульском отеле джинна в исполнении Идриса Эльбы. Это один из немногих фильмов Канна, который выйдет в российский прокат.

Жюри

Канн не объявлял состав жюри дольше обычного. В киносообществе ходили слухи, что изначально председателем должны были назначить своего любимца, неоднократного участника конкурса, иранского режиссера Асгара Фархади. Однако планы были нарушены из-за скандала вокруг Фархади. Бывшая ученица обвиняет его в том, что режиссер украл у нее идею для сюжета фильма "Герой", за который тот получил Гран-при жюри на прошлогоднем Каннском фестивале.

Фархади в жюри все-таки оставили, но не в качестве председателя. Ему на замену пришел французский актер Венсан Линдон, который снова заявил о себе яркой ролью в "Титане" в 2021 году. Помогать отбирать призеров ему помогут американский режиссяер Джефф Николс, индийская актриса Дипика Падуконе, актрисы Ребекка Холл и Нуми Рапас, итальянский режиссер Жасмин Тринка, режиссер Лада Ли и норвежец Йоаким Триер, который представил свою драму о миллениалах "Худший человек на свете" на прошлогоднем фестивале.