Войти в почту

Во Франции открылся 75-й Каннский фестиваль

ПАРИЖ, 17 мая. /ТАСС/. Международный Каннский фестиваль впервые за два года поднял во вторник занавес в назначенное время. В 2020 и 2021 годах открытие фестиваля пришлось переносить из-за пандемии, но теперь он вновь проводится в мае в соответствии с традицией. Трансляцию церемонии открытия ведет телеканал France 2.

Новый старт каннской истории - киноконкурс в этом году отмечает свое 75-летие - провозгласила французская кинозведа Виржини Эфира, которая впервые выступила в роли ведущей. Участники и гости к этому времени уже поднялись по красной ковровой дорожке, соблюдая правила фестивального протокола. Он требует обязательного облачения в смокинг на кинопремьерах и категорически запрещает селфи на фестивальной лестнице.

Готовясь к фестивалю, его устроители просмотрели более двух тысяч кинолент, чтобы выбрать всего полсотни из них для всех каннских программ. В основной конкурс, программа которого пополнялась до последнего момента, в итоге отобрана 21 кинолента. Уже в среду его откроет международная премьера картины российского режиссера Кирилла Серебренникова "Жена Чайковского" (Tchaikovsky's Wife).

Работы российского мастера трижды участвовали в фестивале и заслужили призы в разных номинациях. Ожидается, что Серебренников будет присутствовать на каннской премьере, а затем проведет здесь презентацию своей следующей киноленты, которая пока находится в работе. Как стало известно, это фильм "Лимонов, баллада об Эдичке" (Limonov, the Ballad of Eddie), посвященный российскому писателю Эдуарду Лимонову.

Официальные делегации из России организаторы Каннского фестиваля в этом году решили не принимать. Такой шаг они объяснили ситуацией вокруг Украины.

В жанре фантастики

Внимание рецензентов ведущих изданий привлекает фильм канадского кинорежиссера и сценариста Дэвида Кроненберга "Преступления будущего" (Crimes of the Future). Лента в жанре фантастики стала ремейком его же фильма 1970 года. В новой картине постановщика снялись Кристен Стюарт, Леа Сейду, Вигго Мортенсен. По мнению рецензентов, это также сильный претендент на награды.

В основной конкурс вошел и фильм южнокорейского режиссера Пак Чхан Ука "Решение уйти" (Decision to Leave). В 2004 году он получил Гран-при фестиваля в Канне за фильм "Олдбой" (Old Boy). На высокие оценки жюри в Канне претендуют и бельгийские режиссеры - братья Жан

Пьер и Люк Дарденны. Новую киноработу "Тори и Локита" (Tori et Lokita) они посвятили судьбе двух африканских юношей, отправившихся в Бельгию попытать счастье.

Кроме того, в списке претендентов на призы фестиваля - итало-французская актриса и режиссер Валерия Бруни-Тедески. Ее фильм "Амандье" (Les Amandiers) рассказывает об одноименном театре и школе молодых актеров в пригороде Парижа. Шведский режиссер Тарик Салех участвует в конкурсе с фильмом "Мальчик с небес" (Boy from Heaven). Его соотечественник Рубен Эстлунд представит на суд каннского жюри свой "Треугольник печали" (Triangle of Sadness).

Трофей от "Шопар"

По случаю 75-летия фестиваля швейцарским ювелирам заказали единственный экземпляр обновленной "Золотой пальмовой ветви". Швейцарский ювелирный дом Chopard выполнил главный конкурсный трофей из розового кварца, украсив заветную ветвь дорожкой из бриллиантов. Имя лауреата будет выгравировано в день завершения фестиваля - 28 мая.

Предпочтения жюри будут до этого держаться в тайне. Так намерен действовать председатель жюри французский актер Венсан Линдон. Он отказался обсуждать с репортерами наиболее перспективные ленты. Линдон зато признался, что привез целых три смокинга на случай, если после очередного фестивального фуршета на его парадном облачении окажутся следы сладкого крема "шантийи", которым во Франции украшают торты и пирожные.

Киностолица встретила кинематографистов теплой погодой. Безоблачное небо и над лестницей на фестивальной афише. Ее оформители передали кадры из фильма "Шоу Трумана" (The Truman Show, 1998), культовой картины Питера Уира. Лестница, по которой поднимается канадский и американский актер Джим Керри, устремлена в небеса, а цифра 75 символизирует юбилей киносмотра.

В первый вечер организаторы решили отметить другого американского - Фореста Уитакера. Он получил почетную "Золотую пальмовую ветвь". В прошлом году эта почетная награда была вручена американской актрисе Джоди Фостер. Награждение - дань творческому пути Уитакера, отметили в пресс-службе кинофорума. На его счету участие в более чем 70 фильмах, в том числе в картине "Птица" (Bird, 1988), посвященной джазовому саксофонисту Чарли Паркеру. В 2007 году Уитакер получил премию "Оскар" в номинации "Лучший актер года" за роль в киноленте Кевина Макдональда "Последний король Шотландии" (The Last King of Scotland, 2006).

Картиной открытия в первый день фестиваля стал внеконкурсный фильм французского режиссера Мишеля Хазанавичуса "Окончательный монтаж" (Coupe). Это ремейк японской картины 2017 года - комедия, рассказывающая о съемках фильма про зомби. Во французской ленте снялись кинозвезды Ромен Дюрис и Беренис Бежо.

Посвящение Элвису Пресли

Внеконкурсные показы привлекают не меньше внимания, чем основная программа. Так, в Канне состоится показ биографического фильма "Элвис" (Elvis) База Лурмана о короле рок-н-ролла Элвисе Пресли. Главную роль в фильме сыграл 30-летний американский актер и певец Остин Батлер. В роли импресарио музыканта - полковника Тома Паркера - снялся Том Хэнкс. Музу певца Присциллу Пресли сыграла австралийская актриса Оливия Деджонг.

На фестивале пройдет и премьера боевика "Топ Ган: Мэверик" (Top Gun: Maverick) Джозефа Косински, который является продолжением боевика "Лучший стрелок" (Top Gun) 1986 года режиссера Тони Скотта. Как отмечают французские кинокритики, именно эта лента, признанная культовым фильмом 1980-х годов, сделала Тома Круза мировой кинозвездой. В новой картине события разворачиваются спустя 36 лет.

Обе картины, как ожидается, станут блокбастерами проката этим летом и ознаменуют возвращение кино на большие экраны после почти двухлетних проблем, связанных с пандемией.

Свой 75-летний юбилей киноконкурс отпразднует 24 мая. К этой дате приурочен симпозиум о будущем кинематографа, остро пережившего последствия пандемии. После коронавирусного кризиса французы гораздо реже ходят в кино.

Кинематограф в поисках утраченных зрителей

В этом году январь и февраль стали настоящей катастрофой для кинотеатров. Посещаемость залов уменьшилась на 40% по сравнению с допандемийным периодом. Сейчас Союз французских режиссеров просит правительство республики и Национальный центр кинематографии развернуть широкую коммуникационную кампанию, чтобы побудить зрителей вернуться в кинотеатры.

Начавшиеся еще до официального открытия киноконкурса фестивальные ретропоказы включат реставрированную версию фильма "Мамочка и шлюха" (La Maman et la Putain, 1973) режиссера Жана Эсташа. Картина, завоевавшая в 1973 году Гран-при фестиваля и премию международной кинопрессы, была признана кинокритиками новаторским шедевром французского кино. В главных ролях снимались Бернадетт Лафон и Жан-Пьер Лео, который обещал появиться на фестивале.

Один из участников нынешнего фестивального конкурса, постановщик французского фильма "Брат и сестра" (Frиre et soeur) Арно Деплешен, признал, что мастерские диалоги картины Эсташа оказали на него огромное влияние. "То, что картина в юбилейный год фестиваля была вновь включена в каннские показы, стало отличной новостью, - считает он. - Фильм должно обязательно посмотреть современное поколение кинематографистов, которое знает только легенду, но никогда не видело самой картины".

Финальная церемония 75-го Каннского кинофестиваля традиционно пройдет в зале "Люмьер". Нынешний конкурс станет последним для его президента французского журналиста и общественного деятеля Пьера Лескюра. В следующем году этот пост на трехлетний период должна занять продюсер из Германии Айрис Кноблох.

Фильм на все времена

Первый Каннский кинофестиваль планировалось провести в сентябре 1939 года. Идея учредить его родилась еще в 1932 году, однако его проведение было сорвано из-за Второй мировой войны. В результате первый фестиваль состоялся в 1946 году, а затем проходил ежегодно, за исключением 1948 и 1950 годов.

Самым большим успехом отечественной кинематографии в Канне стал в 1958 году фильм Михаила Калатозова "Летят журавли" с Татьяной Самойловой и Алексеем Баталовым. Картина получила "Золотую пальмовую ветвь" и собрала лишь в одной Франции более 5,5 млн зрителей, войдя в тройку лидеров французского проката.

В 2020 году из-за пандемии фестиваль прошел в гибридном формате без присуждения наград. Однако фильмы, представленные тогда на конкурсе, получили право выходить в прокат под брендом фестиваля.