Войти в почту

Что такое синдром главного героя?

Синдром главного героя — неофициальный термин из области популярной психологии. С ним дела обстоят примерно как с «токсичностью»: официального диагноза с таким названием не существует, но если вы скажете «мой токсичный коллега», все сразу поймут, о чем вы говорите. Люди с синдромом главного героя в этой иерархии находятся поблизости. Рассказываем, что же это за персонажи и как их опознать.

.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); }

Что такое синдром главного героя?

По данным Urban Dictionary, сама формулировка пришла из TikTok и ее используют для описания самоуверенных и эгоцентричных людей. Но не каждый эгоцентрик подойдет под образ главного героя. Здесь мы сталкиваемся с удивительным персонажем, который воспринимает свою жизнь (буквально) как историю, в которой он — главный герой. А все остальные представляют собой различных второстепенных персонажей: наставника, героя-любовника, хорошего парня, в общем — сколько архетипов человек знает, столько героев вокруг себя он и видит.

Человек с синдромом главного героя описывает события своей жизни через законы сторителлинга. Но одно дело, когда человек, например, называет очень неприятную коллегу «злой ведьмой», и совершенно другое, когда человек добровольно вписывается в совместную работу со «злой ведьмой», потому что это (условно) часть испытания, это этап развития его героической арки.

Такому человеку не обязательно жить мыслями в мире фэнтези, верить в собственную избранность и ходить на грани мании величия, просто если жизнь — это история, то будущее можно сконструировать через инструменты повествования. Но чтобы жизнь шла, как в романтической комедии или эпическом блокбастере, человеку сперва нужно стать подходящим главным героем.

Это точно не человек с бредом величия?

Синдром главного героя, будучи термином популярным и «народным», чаще применяется в отношении людей, которые либо слишком обеспокоены собой и своими проблемами, как Кэри из «Секса в большом городе», либо слишком погрузились в восприятие своей жизни как истории.

Во втором случае это может быть связано с защитным механизмом, к которому прибегает психика в стрессовой ситуации. Кто-то может защищать себя с помощью шуток и говорить о болезненных вещах с нотой сарказма, а кто-то может перекладывать жизненные события на сторителлинговые рельсы, придавать им вид истории, таким образом делая даже нетипичную ситуацию более знакомой. Если вы потеряли работу или упустили свой поезд и смогли как-то построить ассоциации с фильмом или книгой, где был похожий сюжет, вы отчасти успокоитесь тем, что найдете решение, как главный герой.

Фильмы о людях, которые оказались в историях про себя

«Персонаж»

Год: 2006 Режиссер: Марк Форстер

Гарольд Крик прожил одинокую жизнь, немногочисленные знакомые знают его как человека прагматичного и ничем не увлеченного. Но в один день он начинает слышать странный голос, неизвестная женщина рассказывает ему его собственную жизнь. Как выяснилось, неизвестная рассказчица — писательница, а Гарольд — ее персонаж. Вот только в ее книгах главные герои всегда погибают, а в планы Гарольда это никак не входит.

«Ну разве не романтично»

Год: 2019 Режиссер: Тодд Штраус-Шульсон

Натали — обычная стреднестатистическая женщина, которая не очень довольна своей жизнью, но и как изменить ее, толком не знает. Все как правило «не очень», но в голове сидит вбитое матерью: «таким, как мы, большее и не светит». Но все меняется в один день, когда Натали просыпается в романтической драме с собой в главной роли, и чтобы выбраться, ей нужно прожить сюжетную арку главной героини. Вот только Натали терпеть не может ромкомы.

«Запределье»

Год: 2006 Режиссер: Тарсем Сингх

Красочная, местами пугающая, но добрая сказка, которую рисует воображение маленькой девочки. В один день сломавшая руку Александриа, дочь мигрантов в южных штатах США, встречает прикованного к кровати пациента Роя, бывшего каскадера. Между ними завязывается дружба, Рой рассказывает девочке сказки, в которые незаметно вплетает свою жизнь и боль. По мере того, как их дружба крепнет, Александриа начинает менять сказку Роя, влияя и на сюжет, и на самого автора.

«Голос монстра»

Год: 2016 Режиссер: Хуан Антонио Байона

Добрые сказки на этом закончились, фильм Хуана Антонио Байона — это путешествие рука об руку с мальчиком, чья мама умирает от рака, и кому предстоит переехать жить к строгой и холодной бабушке. Мальчик балансирует на грани реальности и сказок о сотнях таких же детей, которых после тяжелой потери ждали приключения в поисках призвания. И вот, однажды ночью, он начинает слышать голос монстра, который расскажет ему три сказки и поможет принять реальность такой, какая она есть.

«Лабиринт Фавна»

Год: 2006 Режиссер: Гильермо дель Торо

Офелия вместе со своей мамой Кармен приезжает в испанскую глубинку, где ее отчим, капитан Видаль, занимается истреблением партизанского движения. На дворе 1944 год, новый дом Офелию не радует, она боится за жизнь матери и нерожденного малыша в таких условиях. И вдруг посреди ночи ей являются феи и отводят ее в лабиринт, где фавн рассказывает, что на самом деле Офелия — сказочная принцесса. Чтобы вернуться домой, ей нужно пройти несколько испытаний, для которых ей понадобится вся храбрость и мужество, которые только есть в ее добром сердце.