Войти в почту

Голос Севера: как амурчанка песни этнические поёт

20 лет без мороженого

Голос Севера: как амурчанка песни этнические поёт
© 2x2.su

- Ангелина, расскажите, почему и как вы стали этнопевицей?

- Из-за моей этнической принадлежности. Я эвенкийка. Пою с восьми лет, в нашей семье это культивируется. Эта культура, творческая жизнь всегда присутствовали в моей жизни, с детства. Я окончила музыкальную школу, вокальную студию, и уклон всегда был в сторону этники. Когда мне было 12 лет, мне подарили первый варган. Меня никто не учил на нём играть, у меня уже была поставлена техника дыхания - с 8 лет я профессионально занималась вокалом, поэтому я научилась сама. Мне нравился инструмент и его звучание. Я с детства знала, что буду этнопевицей, и всегда к этому шла.

- Какие особенности есть у этномузыки?

- Этномузыка тянет нас к истокам - к природе. Мы всегда находимся в единении с ней, а этническое исполнение считается специфичным, потому что оно необычное. Это то, что нам передаётся от поколения к поколению. Это народный вокал, это народная музыка.

- Этновокалу можно научиться? Сложнее ли это, чем учиться просто петь?

- Я сама этому учу в своей студии. Если ко мне приходит «хоровик», то ему сразу сложно перестроиться. Важно понимать, что твой голос - это твой инструмент. Голосом мы не только говорим, мы им поём и издаём звуки животных, птиц. Нужно овладеть своим голосом, соблюдать его гигиену.

Это, к слову, относится ко всем вокалистам. Например, перед занятием за два часа нельзя есть сладкое, орехи, семечки, пить газированные и молочные напитки, зелёный чай - он хоть и полезен, но перед занятием вокалом садит связки. К примеру, я уже 20 лет не ем мороженое. Я понимаю, что мой голос - это мой хлеб. Он может быть иногда хрупким и зависит всегда от состояния здоровья, от психологического состояния. Отказаться от чего-то несложно, сели правильно расставлять приоритеты. Я свой голос берегу, и к мороженому у меня нет тяги. Лучше дайте мне строганины (смеется)!

- Важно ли знать особенности традиций и языка, чтобы петь этнические песни?

- Конечно, я стараюсь как можно чаще говорить нашим детям и молодёжи о том, как важно знать и учить родной язык. Ну и, конечно, они много узнают о нашей культуре на моих занятиях и мастер-классах, которые мы часто проводим. Когда мы учим песню, я объясняю, какое слово что обозначает. Если ребёнок это понимает, он легче запоминает текст.

- Вы и сама пишете песни. На каком языке?

- Я пишу на эвенкийском, а также сочиняю музыку. Родной язык я знаю на бытовом уровне. Если у меня бывают затруднения, я советуюсь с филологами - как перевести ту или иную фразу, чтобы было созвучно и ложилось на музыку.

Некультурная область

- Костюмы, в которых вы выступаете, создаёте сами?

- Шить я не умею, но умею придумывать. Все свои костюмы я создаю в голове и обговариваю с мастером - какая должна быть ткань, какие узоры, где что находится. А он уже изготавливает по моему эскизу и всегда советуется со мной.

- Вы много ездили по разным местам - на конкурсы и фестивали. Где больше всего понравилось, а где - не очень?

- Я была на гастролях в Монголии и Китае со стороны Забайкалья, но мне там не понравилось - я патриот своей страны. На третий день я начала скучать по родине, потому что мне сложно, когда вокруг говорят на незнакомом языке. Я ещё тогда, в 20 лет, поняла, что никогда не покину свою страну.

По России мне нравится путешествовать больше. Например, в мою душу запал Грозный. Воспитанием, гостеприимством и образом жизни людей. Там больше чистых энергией людей, чем в других регионах. Они умеют принимать гостей, они умеют показать себя с самой лучшей стороны, у них есть культура, которой нет у нас.

- В чём это проявляется?

- Расскажу случай, на который нельзя не обратить внимания. Когда я оттуда улетала, все мужчины стояли и ждали, пока в самолёт поднимутся, сядут и пристегнутся женщины и дети, только потом они заходили сами. Вот вас бы это не поразило? Там это зарождается в семье. Там я не увидела девушек с замученными, злыми лицами, девушек, которые ругаются матом и курят. Я увидела воспитанную молодёжь, патриотов нашей страны, верующий и испокон веков соблюдающий свои традиции сильный чеченский народ, ведущий здоровый образ жизни.

Покормить огонь

- А из традиций северных народов какие вам по душе?

- Со многими народами у нас совпадает 90% традиций. В прошлом году я ездила в Ханты-Мансийск на съезд Снегурочек и Дедов Морозов. Местные жители, хранители этой земли - ханты и манси. Они проводили нам экскурсию на гору Турума и угощали нас чаем и хлебом, который они пекут. И там горел костёр. А что мы делаем самым первым делом? Так как мы в гостях, мы сразу идём кормить огонь, местных духов. Когда я пошла это сделать, то все сразу отметили, что я - северная девушка.

Также у нас самое главное - это беречь свою природу, не уносить больше, чем можешь, брать столько, сколько тебе дано. У нас по этому случаю есть 18 заповедей, иты. Например, в огонь нельзя бросать мусор, плевать, переступать через него. Надо дождаться, когда он догорит, а не мешать две стихии, не тушить его водой.

В семье у нас почитаются пожилые люди. Молодёжь не имеет права спорить, ругаться со своими стариками, особенно с бабушкой. Она - хранитель очага, рода. Как бабушка сказала, так и будет.

Кроме того, мы стараемся сохранить и возрождаем свои национальные праздники.

- Какие у вас праздники?

- У нас их несколько. Первый - эвенкийский Новый год, Бакалдын, отмечается в июне. Все съезжаются в одно место с разных земель и общаются друг с другом. В этом году он будет в Тындинском районе, юбилейный - 20 лет, как его возродили в Амурской области. Почему в июне? Именно в этот момент у оленя начинают расти новые рожки, природа просыпается, а у нас начинается новый цикл жизни.

В октябре отмечается праздник первого снега, Синилгэн, когда природа засыпает, появляется снег.

Третий, самый любимый - день оленевода и охотника, оленьи гонки. К этому празднику оленеводы, которые живут в тайге, готовятся целый год. Только здесь они могут пообщаться друг с другом, показать своих оленей.

Важно понять

- Какие современные этнопевцы являются вашими кумирами?

- К примеру, Альбина Дегтярёва, руководитель группы «Айархаан» республики Саха (Якутия). Чейнеш Байтушкина из Республики Алтай. Она объездила весь мир, она кинорежиссёр, сейчас снимает фильм об Алтае. Ещё мне нраИвакин, известный под псевдонимом GURUDE, Саина, заслуженная артистка республики Саха (Якутия). В ней течёт много кровей - якутская, эвенкийская, чукотская. Она поёт на нескольких языках коренных народов Севера, а сейчас находится в сотне жюри в программе «А ну-ка все вместе» (12+).

- А к современной музыке как относитесь?

- Двояко. Мне не нравится само исполнение, такое, будто каша во рту. Мы, как педагоги, всегда за то, чтобы было понятно, о чём ты поёшь. Чтобы тебя услышали, тебя должны понимать. У своих учеников я всегда спрашиваю: «Что для тебя значит эта песня? Почему ты её выбрал?». Мы всегда сопоставляем с песней свои внутренние чувства. Если ты её выбираешь, то ты должен пропустить её через себя.

Есть очень красивые, хорошие, гениальные певцы. Их я оцениваю по силе голоса. Я гарину. Когда я была на «Тавриде», посмотрела, как она работает вживую. Это здорово, она действительно пбенина и Ани Лорак тоже мне нравятся. Хотя в последнее время я не слушаю современных исполнителей, потому что не хочу занимать мозг не теми композициями. Сейчас в моём плейлисте больше этнической музыки, она меня успокаивает.