Войти в почту

Музыкальный конкурс-фестиваль молодых исполнителей имени Ю.Н. Должикова: мастер-классы для победителей

XI Конкурс-фестиваль пересек свой экватор под флагом повышения исполнительского мастерства. Слоган двух дней гласил: Кто владеет технологиями, тот владеет миром, точнее, своим инструментом. Пауза в конкурсных прослушиваниях плотно заполнилась мастер-классами от членов жюри. Уже были объявлены результаты, и на встречу с наставниками пришли лауреаты всех степеней. Каждый член жюри донес до своих слушателей одну и ту же мысль. Победа - это хорошо, но почивать на лаврах никогда нельзя. После получения грамот начинается самая работа. Путь к мастерству очень долгий и трудный. "Каждый день у любого исполнителя, юного или опытного, не важно в музыке или балете, начинается с урока номер ноль," - объяснил Андрей Александрович Зубов пятилетнему Добрыне Контееву в классе ударных инструментов. Это означает разыграться, используя правильную технологию: каким образом держать палочку в выверенном балансе, как точно бить в центр мембраны, как замахнуться, как добиться мерного чередования рук и многое другое. Только правильная технология позволит рукам не уставать, самому быть скоординированным, добиться результатов. И, конечно, для барабанщика - ритм превыше всего, поэтому очень важно ритмическое сольфеджио. Добрыня любит громко стучать, вот и выбрал ударные инструменты. Параллельно он учится и на фортепиано, занимается в Гнесинской десятилетке. Парнишка стал лауреатом III степени. Фото автора Андрей Александрович считает, что начинать заниматься ударными инструментами вполне можно с пяти лет, когда появляется умение концентрироваться. Хорошо, если у ребенка есть подготовка в виде занятий ритмикой, танцами и прочее, что помогает общей двигательной моторике. Это все развивается. Наставник уверен, что исполнителю на ударных инструментах, как никому нужно также воспитывать свою музыкальность. В музыкальном социуме, то бишь в оркестре, любой ударный или перкуссионный инструмент должен чувствовать фразу, уметь выстраивать ее развитие. Чтобы играть вместе со струнными или духовыми, нужно знать их штрихи, манеру звукоизвлечения, агогику. Андрей Александрович поделился с ребятами примерами из собственного опыта концертирующего литавриста, секретах ансамблевой игры в сочинениях Сергея Прокофьева, который часто использовал большой барабан. Его живые рассказы, полные юмора и личного участия, убедили всех присутствующих в важности овладения технологией игры на ударных, потому что на них лежит огромная ответственность во время исполнения музыкальных произведений. Но в конечном итоге вся технология служит музыке. Шамиль Вагапович Невретдинов абсолютно согласен с коллегой. Он выражал похожие мысли, только другими словами, соответствующими его инструменту - трубе. Он преподает в Колледже им. Шопена. Технологии необходимы, особенно малышам, педагог должен следить за этим. Но технологии нужны, чтобы исполнять музыку. Музыкант рисует картину, которую не видит зритель. Исполнитель должен сам почувствовать и донести это до слушателя. Музыкальность выходит на первое место и через технологию обращается к зрителю. Наставник, занимаясь с 15-летним Скогоревым Сергеем, все время провоцировал вопросами, заставляя самого подростка объяснять технологию с художественной точки зрения. Сережа приехал из Санкт-Петербурга, первый раз участвовал в Конкурсе им. Должикова и получил Диплом II степени. Наставник отметил хороший звук у Сережи, но советовал развивать творческую сторону исполнения. Специфическая фраза "меньше языка, больше выдоха" часто звучала во время мастер-класса. Нужно учиться петь на трубе. У трубачей их инструмент - это труба плюс губы и дыхание. Шамиль Вагапович рассказал, что и девочки идут учиться играть на трубе. В этом году на Конкурсе участвовали две маленькие девочки, которые неплохо играли. Фото автора Элла Олеговна Должикова давала мастер-класс на сцене Камерного зала Музыкальной школы им. Д.Д. Шостаковича. Зал был переполнен слушателями, и наставник обращалась одновременно к ученику и ко всем присутствующим, разъясняя разницу дыхания на флейте-пикколо и флейте. Особенности дыхания и прочие секреты технологии игры на духовых инструментах Юрия Николаевича Должикова - всегда в приоритете на Конкурсе его имени. Традиционно флейтистов участвует больше, чем других инструментов. Это очень заметно на репетициях Сводного духового оркестра, чем особенно славен Конкурс Должикова. В оркестре могут играть все желаюшие, как правило почти все новички в оркестровом деле. Снежана Владимировна Завзина начала репетицию предстоящего заключительного концерта с групповой репетиции многочисленной флейтовой группы. Неизменный дирижер, который всегда стоит за пультом конкурсно-фестивального коллектива, рассказала об удивительной преданности ребят-валторнистов их общему делу. Тромбонов и туб всегда не хватает, а валторны, по словам Снежаны Владимировны, вообще, вымирающий инструмент. Но только не на фестивале Должикова. Уже третий год подряд приезжают ребята из Брянска и Магнитогорска для участия в сольной номинации валторн. Они-то и составляют валторновую группу сводного духового оркестра. Заключительный концерт состоится 31 мая. Ежегодно мастер-классы, которые дают все члены жюри, являются важной составляющей Конкурса-фестиваля им. Должикова.

Музыкальный конкурс-фестиваль молодых исполнителей имени Ю.Н. Должикова: мастер-классы для победителей
© Ревизор.ru