Войти в почту

«Художник на всю голову»: Анна Тюрина из Благовещенска - о своих персонажах и вдохновении

Спасибо китайскому чиновнику

«Художник на всю голову»: Анна Тюрина из Благовещенска - о своих персонажах и вдохновении
© 2x2.su

Чтобы открыто сказать «Я художник», требуется определённая смелость и вера в себя. Анне Тюриной в этом вопросе очень помогло приключение, в которое художницу вовлёк иностранец.

Однажды китайскому чиновнику очень понравились картины Анны. Он купил одну, а через какое-то время пригласил художницу в Китай на выставку, потом - пожить и поработать с условием, что купит всё нарисованное за это время.

Не знаю, откуда у меня взялись безумие и отвага на это согласиться, - со смехом рассказывает Анна. - Я была беременна, на руках - старший трёхлетний ребёнок, работы нет. И я такая – поеду в Китай! Чужая страна, ты не можешь ни с кем нормально поговорить, плохо понимаешь, что происходит… А тут ещё неопределённость – ты рисуй, а я куплю. За сколько? Что рисовать? Где купить краски? Ощущение полной растерянности.

Но именно здесь, далеко от дома, произошла судьбоносная встреча.

В Китае я встретила свою картину, - вспоминает художница. - Я подумала – наверное, это знак, что всё происходящее вокруг – правильно. Месяц жила в Китае, у меня была выставка, я много рисовала. Все эти работы чиновник действительно купил. Впервые моё творчество принесло деньги, а для беременной неработающей домохозяйки это было чудо! Тогда я решила – я художник, и стала об этом открыто говорить. До сих пор благодарна тому китайскому чиновнику за смелость, которую он во мне открыл.

Стиль – отражение автора

Многие узнают Анну Тюрину по мультяшности и сказочности картин. Персонажи выглядят милыми и мечтательными, а пространство вокруг, даже если это набережная Благовещенска, пронизано волшебством.

Любой художник хочет выработать такой же уникальный стиль, и помочь начинающим творцам могут многочисленные курсы в интернете. Только Анна уверена: свой стиль не надо искать, он уже есть у каждого - как почерк.

Стиль – это отражение автора. Например, я очень нетерпелива и неаккуратна, мне нужно всё и сразу. И точно так же я рисую. Со мной трудно жить в быту, потому что я бросаю всё и не убираю ничего. Всё проявляется в творчестве – я могу плюхать краску, размазывать её руками, и это классно.

Желание рисовать «мультяшную сказочную милоту» было у Анны всегда, но в академической живописи этому нет места. А натура прёт, шутит художница, и никуда её не денешь.

Когда я училась на дизайнера костюма, начала рисовать странные лица, лохматые причёски, пробовать что-то такое хулиганское. И, наверное, к концу обучения в университете вот это хулиганское, наивное, дурашливое и мультяшное пёрло из меня полным ходом, по-другому я и не хотела рисовать.

Многие поклонники творчества Анны говорят: все персонажи похожи на автора. И отчасти они правы, ведь герои картин – внутреннее «я» художника.

Даже котики и собачки будут похожи на меня, - объясняет Анна. - Я рисую, потому что не могу не рисовать. Это такая же потребность, как есть и спать. Творчество - способ заглянуть внутрь себя и понять, а как я себя сегодня чувствую? Это как посмотреться в зеркало. Когда я сажусь за картину не на заказ, а для себя, сначала рисую лицо, а потом вокруг складывается остальная картинка: вот это лицо получилось каким? Мечтательным, уставшим, ехидно-довольным… Какая я сегодня? И отсюда уже приходят детали - платье и всё остальное.

Кстати, Анна почти не рисует мальчиков. Если мужские персонажи и появляются на картинах, они похожи либо на мужа художницы, либо на героев из фильмов и сериалов, которые сейчас смотрит автор.

А как зарабатывать?

Когда заходит речь о заработке на увлечениях, люди делятся на две категории: одни уверены, что денег это не принесёт, другие считают, что зарабатывать на своих творениях реально.

Я всё время ищу баланс между заработком и самореализацией, - отмечает Анна. – Я рисую на заказ, и это более-менее регулярно приносит деньги. Есть список заказчиков, глядя на который можно понять, что в ближайшие месяц-два у меня будет заработок, и всё в порядке. Но если я долго рисую на заказ и не рисую для себя, мне становится физически плохо. Я художник, и хотела быть им не для того, чтобы исполнять чужие желания. Внутренний ребёнок ходит и говорит: мать, я рисовать хочу! У меня ворох идей.

Анна Тюрина известна не только своими картинами, но и несколькими проектами, которые полюбились многим жителям Благовещенска. Так, герои художницы ожили на почтовых открытках.

На просторах интернета я увидела, что у других художников есть открытки, и тоже захотела так сделать. Это родилось из внутреннего «хочу», а не из мысли «сейчас я напечатаю сто открыток, продам и заработаю много денег», - с улыбкой говорит художница. - Эмоционально мне очень понравилось, что те работы, которые я уже продала, можно напечатать и снова держать в руках. Они вызывают не меньше эмоций. Я пробовала активно их монетизировать, но в целом мне больше нравится быть художником, чем продавцом открыток.

Также Анна Тюрина стала автором принтов для амурского бренда одежды My East. Она рисовала амурозавров, которые украсили футболки и кепки.

Я сама вышла на ребят, которые делают футболки. Я чувствую себя важной культурной частью Приамурья, и мой маленький бренд «Художник Тюрина» продолжает прорастать в то место, где я живу. Мы с ребятами встретились, и я предложила взять животное Амурской области. И взяли амурозавра. Это было интересно. Я бы ещё с удовольствием сделала нечто подобное, - признаётся Анна.

За последний год сама художница заметила, что интерес к ней сильно вырос, люди стали узнавать на улице. Но автор носатых персонажей (отличительная черта стиля Анны) пока не научилась правильно на это реагировать.

Когда приходишь на выставку, ты готов, что будут подходить люди, проявлять повышенное внимание. Мне это нравится! – уверенно говорит художница. - Во мне проявляется мой внутренний Киркоров и говорит: посмотрите, я молодец! Но когда я просто иду в магазин, гуляю с собакой или с детьми, а ко мне подходят со словами: «Здравствуйте, а я на вас подписан! А вы же художник. Я видел интервью с вами»… Я не знаю, что отвечать. «Мне очень приятно», «Я так рада»? Так я не рада, я тут по своим делам шла. В общем, я ещё не научилась, не знаю, как на это реагировать.

«Сам дурак»

В жизни любого человека, связанного с искусством, рано или поздно появляются не только поклонники, но и недоброжелатели.

Как-то у меня была выставка в маленьком городе Амурской области. На выставку пришёл местный художник в возрасте. Он посмотрел картины и попросил мой номер телефона у сотрудников музея, - говорит Анна. – В итоге позвонил мне и начал: я всё понимаю, сейчас учат не так, времена другие, но как такое можно прямо в музее выставлять, в наше время так было нельзя.

Высказался, как отрезал - современная художница не понимает, что такое настоящая живопись. И разговор этот походил скорее на нападение, чем на диалог двух художников.

А меня учили, что старших нужно уважать. Он поливает меня грязью, а я молчу, - пожимает плечами художница. - Долго он мне рассказывал, как плохо я рисую, а вот он молодец. Я положила трубку и села плакать. Когда тебе пишут комментарии в интернете, это одно, а тут лично звонят. Я не очень умею себя защищать, чтобы прямо сказать: «Иди отсюда, сам дурак». Всё, на что у меня хватило сил, написать ему: «Посмотрела в интернете ваши работы, они скучны и бездарны, пожалуйста, не звоните мне больше».

Когда окружающие говорят: «Ты делаешь ерунду», нужно на что-то опереться. Анна Тюрина придумала собственный, особый способ поддержки своего внутреннего художника.

Когда было совсем тяжело, я завела папку со скриншотами отзывов от моих клиентов, - делится Анна. – Люди писали, что счастливы, когда смотрят на мои картины, видят в персонажах себя. Это очень трогательно. И если кто-то говорил всякую дрянь, я заглядывала в папку и понимала: всё, что я делаю, ценно. Сейчас этой папки нет, потому что потребность пропала. Теперь, когда прилетает грязь, я могу дать отпор. Да, возможно, понервничаю, расстроюсь или даже пущу слезу, но непоколебимая уверенность, что я делаю нечто важное, накрепко во мне проросла.

Другая сторона медали

Говорят, даже зайца можно научить курить. А работает ли это с рисованием? Многие люди, взяв один раз в руки кисть, говорят – не дано, таланта нет. Но Анна Тюрина убеждена: рисовать могут все.

Видеть цвета, смешивать краски, развивать глазомер – это всего лишь навыки, которые может проработать каждый. Другой вопрос – всем ли они нужны? Люди рождаются со своими талантами, главное - найти их в себе и не бояться идти по этому пути.

С образом художника тоже есть проблемы. Многие представляют себе эдакую возвышенную личность, которая пьёт шампанское на собственных выставках, принимает хвалебные отзывы и всегда пребывает в мире собственных фантазий. Но мало кто догадывается о другой стороне профессии.

В университете, участвуя в выставках, я думала: «Вау, художники, это так круто, у них, наверное, интересная жизнь», - вспоминает Анна Тюрина. - А теперь я знаю всю эту выставочную подноготную: знаю, как таскать тяжёлые коробки с картинами, знаю, как бьются рамы и полотна при перевозке, знаю миллион оргмоментов, которые надо обсудить, например, с директором музея. А я эти оргмоменты терпеть не могу! Я знаю, сколько может стоить аренда выставочного зала, и это страшные цифры!

Жизнь художника – не только краски и творчество, говорит Анна. Это и звук скотча, которым перематываются коробки, и чувство вины перед заказчиком из-за разбитой при доставке картины.

Во всех делах есть обратная сторона – сложная, скучная и неинтересная, - напоминает художница. - Но это тоже часть моей жизни, которую я очень люблю.

«Выставки – это личное»

Недавно в Благовещенске открылись две выставки с картинами Анны Тюриной. Первая – «Китай, я соскучилась» (6+). Это совместный проект с китайским фотографом Чжао Дунаем, навеянный тоской по стране, которая так близко, но из-за закрытых границ недоступна.

Я попросила знакомого фотографа дать мне его фотографии Китая и разрешить делать с ними всё, что я захочу, именно в такой формулировке, - описывает процесс создания работ Анна Тюрина. - И он разрешил. Я распечатала фотографии и стала делать с ними коллажи. На его фото гуляют мои персонажи и смотрят на Китай влюблёнными глазами.

Вторая выставка называется «Носатые» (6+), и сама художница говорит: это «типичная Тюрина». В арт-галерее PUSHKAREV представлены 40 работ, на которых носатые девочки занимаются повседневными делами, гладят корги и радуются жизни.

Моё обычное состояние художника – это вариться в собственном соку. Я никуда не хожу, работаю дома, потихоньку рисую, испытываю эмоции, тут же их выплёскиваю, - описывает Анна. - А выставки - это всегда выход в люди. И после мне нужно побыть наедине с собой, чтобы улеглись впечатления и эмоции. Открывая выставку, я сама открываюсь миру. Мои картины – очень личные истории. Сейчас я чувствую себя нараспашку, как будто не такой, как всегда. Какое-то время я отлежусь, не буду хотеть никаких выставок, а потом появятся силы, и я придумаю что-нибудь новое.