Войти в почту

Московская филармония отметит 140-летие со дня рождения Стравинского

МОСКВА, 17 июня. /ТАСС/. Государственный академический симфонический оркестр России им. Е. Ф. Светланова под управлением Александра Лазарева в пятницу выступит в Концертном зале им. П. И. Чайковского в Москве. Он представит программу к 140-летию со дня рождения композитора Игоря Стравинского. Об этом сообщила пресс-служба Московской филармонии.

Для праздничного вечера был выбран балет "Жар-птица". "К 140-летию со дня рождения Стравинского маэстро Лазарев подходит с присущим ему размахом: выбирает именно то сочинение, с которого началась европейская слава композитора, и представляет его не в виде одной из популярных сюит, но в нечасто звучащей полной версии", - пояснили в филармонии.

Составитель программы решил проследить связь Стравинского с современниками. "Жар-птица" во многом отзывалась влиянием его учителя Николая Римского-Корсакова: знаменитый "Поганый пляс Кощеева царства" - прямой наследник третьего акта оперы-балета "Млада", - пояснили в пресс-службе. - Избегая буквальных сопоставлений, Лазарев начинает программу оркестровой сюитой из "Золотого петушка" - последней оперы Римского-Корсакова, впервые поставленной уже после смерти автора и предвосхитившей немало из того, что предстояло открыть Стравинскому". Оба произведения также входили в программу антрепризы Сергея Дягилева, 150-летие со дня рождения которого празднуют в этом году.

Дополнит программу Второй концерт для скрипки с оркестром Сергея Прокофьева. Солировать в нем будет Павел Милюков. "Будучи младше Стравинского на девять лет, со временем Прокофьев также стал сотрудничать с антрепризой "Русский балет Дягилева", для которой написал несколько балетов, и на протяжении многих лет воспринимал Стравинского как соперника. Как и Стравинскому, Прокофьеву довелось жить во многих странах, что вполне отражает и "география" работы над Вторым скрипичным концертом: работа над ним началась в Париже, продолжилась в Воронеже, затем в Баку, и увенчалась премьерой в Мадриде", - рассказали организаторы вечера.

Московская филармония и Госоркестр им. Светланова давно связаны с творчеством Стравинского. "В филармонических программах впервые в нашей стране звучали многие сочинения Стравинского, в том числе "Симфония псалмов" и первое действие оперы "Соловей", в исполнении которых участвовал Госоркестр. Исторические концерты Стравинского в 1962 году в Москве также проходили при участии Госоркестра, сыгравшего под управлением композитора его "Оду" и балет "Орфей". Оркестр Московской филармонии и дирижер Дмитрий Китаенко впервые в СССР представили публике кантату "Звездоликий" и "Заупокойные песнопения", - рассказали в пресс-службе.

Игорь Стравинский

Игорь Стравинский родился 17 июня (5 июня по старому стилю) 1882 года в Ораниенбауме (сейчас Ломоносов) под Санкт-Петербургом в семье музыкантов. Отец - Федор Стравинский - был оперным певцом, солистом Мариинского театра, мать - Анна Холодовская - пианистка. Она сопровождала супруга в качестве концертмейстера. Стравинский с девяти лет брал уроки фортепиано. После окончания гимназии по настоянию родителей поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, однако все свое время посвящал самостоятельному изучению музыкально-теоретических дисциплин, посещал занятия Николая Римского-Корсакова. В 1905 году Стравинский отказался от сдачи выпускных экзаменов в университете.

Под руководством Римского-Корсакова Стравинский написал первые сочинения: соната для фортепиано (1904), вокально-симфоническая сюита "Фавн и пастушка" (1906), симфония ми-бемоль мажор (1907), "Фантастическое скерцо" и "Фейерверк" для оркестра (1908). После смерти учителя в 1908 году молодой композитор посвятил ему "Погребальную песнь".

В начале 1900-х годов Стравинский тесно сблизился с Дягилевым и членами объединения "Мир искусства". Для "Русских сезонов" он написал балеты на мотивы русского фольклора: "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911) и "Весна священная" (1913). Работая над ними, он сформировал свой собственный музыкальной язык, в котором использовал нарочитую грубость ритмики, асимметричность музыкальных фраз, полиритмию. Постановки вызвали неприятие части публики, зрители покидали представления. Многие критики называли балеты абсурдом, однако другие считали, что Стравинский создал произведение будущего.

В начале 1914 года композитор выехал с семьей в Швейцарию. В том же году после начала Первой мировой войны решил не возвращаться на родину. С 1920 года жил в Париже, в 1934 году принял французское подданство. С середины 1930-х годов музыкант жил и работал в США, преподавал в Гарвардском университете, читал курс лекций "Музыкальная поэтика". В 1945 году получил американское гражданство.

6 апреля 1971 года Стравинский скончался в Нью-Йорке от сердечной недостаточности. Композитора похоронили на кладбище Сан-Микеле в Венеции в Италии, недалеко от могилы Дягилева.

Стравинский - лауреат пяти премий Grammy (1962-1968), а также специальной награды Grammy за жизненные достижения (1987, посмертно).