Войти в почту

Бюль-Бюль: золотой голос Азербайджана

В Азербайджане в среду отметят 125-летие со дня рождения основоположника азербайджанской оперной школы Бюль-Бюля, объединившего в своем творчестве национальные певческие традиции с классическим оперным искусством. Об уникальном таланте и обширном культурном наследии, оставленном Бюль-Бюлем, читайте в материале ТАСС.

Бюль-Бюль: золотой голос Азербайджана
© ТАСС

Из духовной школы — на оперную сцену

Бюль-Бюль родился 22 июня 1897 года в Шуше. Его настоящее имя — Муртуза Мамедов, но под этим именем он мало кому известен. Для всех он — Бюль-Бюль — в переводе с азербайджанского "соловей". Это имя сын кожевника Мешади Рзы получил в детстве за невероятной красоты голос — кристально чистый, мелодичный и звонкий.

Петь он начал с ранних лет — сначала подражал знаменитым народным певцам ханенде, но с годами выработался собственный, "бюльбюлевский", стиль. Азы музыкальной грамоты он начал постигать в моллахане — духовной школе в Шуше, а в 13 лет отправился в Гянджу, тогдашний Елизаветполь. Первые же выступления там принесли ему славу — послушать Бюль-Бюля приезжали из других городов, его приглашали в Тифлис, где кипела культурная жизнь и давали концерты гастролировавшие итальянские оперные певцы.

Как рассказала ТАСС музыковед Лала Гусейнова, именно в Гяндже состоялся оперный дебют Бюль-Бюля — в 17 лет он исполнил партию в опере Мешади Джамиля Амирова "Сейфульмулюк". А в 1920 году 23-летнего Бюль-Бюля пригласили в Баку для исполнения заглавной партии в опере Узеира Гаджибекова "Асли и Керем". Выступление имело оглушительный успех.

Однако произведения, с которыми он выступал, не были оперой в ее обычном понимании — партии исполнялись в форме мугамов (основанный на импровизации жанр национального пения).

В 1921 году Бюль-Бюль поступил в Бакинскую консерваторию, где учился сначала у Федора Поляева, а чуть позже — у Николая Сперанского. Муртуза Мамедов был первым и единственным в то время азербайджанцем, начавшим обучаться классическому вокалу. В годы учебы в консерватории советское правительство разрешило Бюль-Бюлю поехать на каникулы в Италию.

В Милане его познакомили с известным певцом и педагогом Джузеппе Ансельми, который высоко оценил талант гостя. Однажды маэстро попросил Бюль-Бюля спеть мугам. Рассказывают, что, послушав его пение, Ансельми завороженно воскликнул: "И вы со своим голосом, с таким виртуозным исполнением хотите стать обыкновенным тенором?" "Я хочу, чтобы азербайджанцы пели не только мугам, но и "Кармен" и "Тоску", — ответил Бюль-Бюль.

Баку — Милан

В 1927 году Бюль-Бюля, успешно окончившего Азербайджанскую консерваторию, отправляют на четыре года в Италию для оттачивания вокального мастерства. В открывшемся в 1982 году Мемориальном музее певца в Баку, где он жил с 1937 года до конца жизни, бережно хранятся документ о командировании в Италию, постоянный проездной билет на трамвай, которым он пользовался в Милане, учебник итальянского, по которому он осваивал язык оперы.

В Италии произошло событие, оставившее глубокий след в жизни и творчестве Бюль-Бюля, — в Милан приехал Федор Шаляпин, который должен был выступить на сцене "Ла Скала" в опере "Борис Годунов".

"Всю ночь после спектакля я не знал покоя: воочию увидел недосягаемый образец, убедился в неограниченности человеческого гения и умения. Слушая Шаляпина, я понял, что только певец, владеющий вокальной техникой на протяжении всего диапазона своего голоса, филированием звука, комбинированием диафрагматического дыхания с гармоническим, переходом от головного регистра к грудному и от грудного к головному, может считаться мастером вокального искусства. Я был переполнен впечатлениями", — писал впоследствии Бюль-Бюль. По его собственному признанию, он не пропустил ни одного спектакля и концерта в Милане с участием Шаляпина, а "Бориса Годунова" слушал 14 раз.

Четыре года учебы в Милане были наполнены упорной работой. Он старательно выполнял все наставления своего учителя — маэстро Рафаэля Грани, много читал, изучал различные школы пения, посещал все оперные спектакли и концерты классической музыки.

В поисках собственной школы

"Ему предлагали остаться в Италии и там продолжить певческую карьеру, но Бюль-Бюль решил вернуться на родину и делиться полученными знаниями с талантливой молодежью", — рассказала директор Мемориального музея певца Фаргана Джаббарова. Бюль-Бюль хотел создать азербайджанскую вокальную школу, построенную на синтезе восточных и европейских традиций. Своим примером он показал возможность и жизнеспособность такого слияния, хотя поначалу многие к этому относились скептически.

"Само время настоятельно требует появления в Азербайджане опер нового типа, — говорил он в выступлении на совещании в Наркомпросе в декабре 1931 года. — Новые азербайджанские оперы должны быть написаны в общепринятых русских и европейских оперных формах. Нашим композиторам надо освоить форму классической европейской оперы, чтобы вместо одноголосого пения они ввели европейское многозвучание, вместо прежней импровизации каждый артист имел бы свою, положенную в нотах, партию".

И такие оперы были созданы: "Шах-Сенем" Рейнгольда Глиэра, "Наргиз" Муслима Магомаева (дед знаменитого певца и народного артиста СССР). В них Бюль-Бюль пел главную партию, виртуозно соединяя европейские вокальные приемы с особенностями национального азербайджанского пения.

Соловей азербайджанской оперной сцены

Вершиной его творчества считается партия Кероглы в одноименной опере Узеира Гаджибейли. Премьера спектакля, созданного на основе героического эпоса "Кероглы", состоялась в 1937 году. Гаджибеков написал эту оперу специально для голоса Бюль-Бюля. В ней он, как отмечали газеты, предстал героем, народным мстителем и одновременно поэтом с тонкой душой.

"Эту партию петь очень нелегко. Там сложнейшая тесситура, которую не каждый певец выдержит, а его голосовые возможности позволяли. Партию Кероглы позднее пели и другие азербайджанские оперные певцы, каждый был по-своему хорош. Но Бюль-Бюль неповторим", — поясняет руководитель кафедры вокала Бакинской музыкальной академии (БМА), народная артистка Азербайджана Хураман Касимова.

В роли Кероглы он выходил на сцену более сотни раз, и каждый спектакль был триумфом. В сознании азербайджанцев образ эпического героя Кероглы ассоциируется именно с Бюль-Бюлем — это признают все.

"Главное, что характеризует Бюль-Бюля, — это уникальный голос и фантастическое мастерство владения этим голосом, — сказал в беседе с корр. ТАСС ректор Бакинской музыкальной академии (БМА), народный артист ССCР, пианист и композитор Фархад Бадалбейли. — Бог его щедро одарил талантом, но тайна успеха Бюль-Бюля еще и в том, что он работал над своим голосом. У него была потрясающая дикция — каждая буква, каждое слово в песнях, романсах, ариях, которые он исполнял, были отчетливо слышны".

По словам ректора БМА, Бюль-Бюль был не только выдающимся вокалистом, но и прекрасным педагогом и ученым. "Мне в руки недавно совершенно случайно попался доклад Бюль-Бюля на всесоюзном совещании педагогов-вокалистов 15 июня 1938 года. Читая его, поражаешься масштабу мышления этого в то время пока еще достаточно молодого человека. Он рассуждает о том, как развиваться новой азербайджанской вокальной школе, которая должна совмещать в себе итальянское бельканто, русское исполнительское искусство и азербайджанский мугам, какие методы обучения студентов-вокалистов надо использовать. Это выступление настоящего ученого, исследователя", — рассказал Бадалбейли.

В 1940 году Бюль-Бюль стал профессором кафедры вокала Азербайджанской государственной консерватории (ныне — Бакинская музыкальная академия) — первым профессором-азербайджанцем. Еще раньше — в 1933 году — он стал первым азербайджанцем — лауреатом всесоюзного конкурса вокалистов в Москве.

Возглавляя кафедру вокала, он принимал активное участие в наборе вокалистов, разрабатывал теорию преподавания, составлял учебные пособия для молодых певцов. "Так благодаря ему сформировалась азербайджанская вокальная школа, и традиции, заложенные профессором Бюль-Бюлем, сегодня продолжают жить", — отметила Хураман Касимова.

Ученый и общественный деятель

Бюль-Бюль занимался масштабной исследовательской работой в области изучения фольклора. Он создал первый в Закавказье Научно-исследовательский кабинет музыки — НИКМУЗ. Он привлек к работе всех известных азербайджанских композиторов, которые ездили по регионам республики, собирали народные песни, танцевальные мелодии, переводили их в ноты. Многое из собранного легло позднее в основу новых произведений. Современники вспоминают, что Бюль-Бюль прекрасно знал обширный фольклорный материал, собранный в ходе экспедиций, мог на память напеть любую, даже малоизвестную или давным-давно забытую многими мелодию. Позднее на базе НИКМУЗ был создан Институт искусств Академии наук Азербайджана.

В годы Великой Отечественной войны Бюль-Бюль часто выступал перед бойцами и офицерами. Возглавляемая им бригада мастеров искусств давала концерты на Закавказском и Брянском фронтах. Он передал значительную сумму из своих личных сбережений — 200 тыс. рублей — на нужды фронта: для формирования танковой колонны, а также в фонд помощи детям фронтовиков. В Мемориальном музее Бюль-Бюля можно увидеть оригиналы двух правительственных телеграмм за подписью Иосифа Сталина, в которых Верховный главнокомандующий благодарит певца за заботу о Красной Армии.

В послевоенные годы он часто выступал с концертами перед нефтяниками, металлургами, строителями, военными, колхозниками. Современники вспоминают, что после выступлений он обычно общался со слушателями и покорял сердца людей мягкой, неспешной речью, доброй улыбкой, тонким чувством юмора.

"Вообще дядя Бюль-Бюль по натуре был очень добрым — я это говорю как человек, которому посчастливилось видеть его в неформальной, домашней обстановке, ведь с его сыном Поладом мы дружим с 1957 года. Помню, как из каждой своей поездки в Москву он привозил нам знаменитые шоколадные конфеты "Мишка косолапый", — поделился Фархад Бадалбейли.

По его словам, Бюль-Бюль был щедрым душой и гостеприимным человеком. В его доме на проспекте, ныне носящем его имя, часто собирались музыканты, писатели, кинематографисты, приезжавшие на гастроли оперные звезды. "После спектаклей супруга Бюль-Бюля Ада-ханум накрывала стол, за которым гости засиживались допоздна, ведя дискуссии об искусстве и музыке. Культурная жизнь тогда — в 1930–50-е годы — кипела, создавались новые оперы, симфонии, балеты", — вспоминает ректор БМА.

Из двух сыновей Бюль-Бюля его дело продолжил Полад Бюль-Бюль оглы — известный композитор, певец, а ныне дипломат — посол Азербайджана в России. Музыкальную стезю выбрали и дети Полада — сыновья Теймур и Муртуза, названный в честь дедушки, дочь Лейла.

Имени Бюль-Бюля

Бюль-Бюль умер 26 сентября 1961 года в возрасте 64 лет. Память о нем бережно хранится в Азербайджане. Недалеко от Мемориального музея установлен памятник певцу, имя Бюль-Бюля носит специализированная музыкальная школа для особо одаренных детей.

Свою, довольно успешную историю имеет и международный конкурс вокалистов имени Бюль-Бюля. На первых конкурсах жюри возглавляла выдающаяся певица, народная артистка СССР Ирина Архипова, в этом году эту миссию выполняет народный артист РСФСР Сергей Лейферкус. Конкурс имени Бюль-Бюля дал путевку в жизнь многим ныне известным певцам. К примеру, его лауреатами становились Азер Рза, который сейчас выступает на сцене "Ла Скала", оперная звезда Юсиф Эйвазов, солистка Большого театра Динара Алиева. "Этот конкурс — дополнительная возможность для молодых певцов показать себя, — говорит ректор БМА. — И он доказывает, что вокальные традиции, заложенные Бюль-Бюлем, продолжают жить".

Севиндж Абдуллаева