Войти в почту

Как снимали фильм «Большая перемена»

Никто из режиссеров не хотел браться за «киноагитку» «Большая перемена», спущенную сверху. Не побоялся рискнуть лишь , отстраненный от съемок на 10 лет за пошлую, по мнению худсовета, картину «Черноморочка». Вместе с писателем - автором книги «Иду к людям», вышедшей в середине 50-х, которая должна была лечь в основу «правильного» фильма, Коренев решил превратить дидактическую повесть о вечерней школе в искрометную комедию. И эксперимент удался!

Как снимали фильм «Большая перемена»
© Экспресс газета

«Большая перемена» снята по реальным событиям из жизни соавтора сценария Садовникова. В свое время он год работал учителем истории в школе рабочей молодежи в Краснодаре.

- У меня в классе был ученик, смахивающий на Ганжу, - вспоминал Георгий Михайлович. - У Ледневой тоже есть прототип - крупная девушка, работавшая на стройке бетонщицей. Она влюбилась в меня и норовила проводить вечером до дома: «Вам одному будет страшно...»

Парик для Гвоздиковой

С женским кастингом создатели «Большой перемены» намучились. Нелли Ледневу вместо могли бы сыграть или . Но не прошедший пробы на роль Ганжи попросил жену - никому не известную студентку третьего курса Школы-студии МХАТ Светлану Крючкову - отвезти сценарий обратно на киностудию. Девушка так приглянулась Кореневу, что он пригласил ее попробовать себя в роли жены Ганжи. «Он тащит вас в комнату, а вы сопротивляетесь», - поставил задачу режиссер. Репетировала Светлана с Александром Збруевым.

- Так вошла в образ, что прокусила Саше палец, - вспоминает Крючкова. - Пошла кровь. Коренев скомандовал: «Спасибо, достаточно». Я поняла, что никуда меня не возьмут. Ехала в троллейбусе домой и плакала. Только зашла в квартиру, и раздался звонок от ассистентки режиссера. Так мне досталась роль Нелли.

На роль красавицы Полины (Гвоздикова) позвали . Ответа ждали несколько дней. Прочитав сценарий, артистка выпалила режиссеру:

- А ты мою задницу видел?

Наталья Георгиевна стеснялась пышных форм и считала, что не годится на роль изящной возлюбленной учителя. Тем не менее Коренев уговорил Гундареву приехать на пробы и почти сразу понял, что она права. Наталье Гвоздиковой же Коренев разрешил сниматься лишь после того, как та согласилась носить в кадре темный парик, который легендарному художнику по костюмам Шели (Мариам) Быховской (она работала на картинах «Судьба резидента», , Герасимова, , , а начинала стажером в Большом театре) прислали прямо из Японии. Блондинок в команде и так уже был перебор.

- Надевали его на меня в самый последний момент - перед съемкой, - рассказывала Гвоздикова. - Постоянно ходить в парике было невыносимо: снимали в жарких павильонах или на пляже, где Полина катается на водных лыжах. Из-за такого цвета волос после премьеры меня никто не узнавал!

Пьяный поцелуй

Пляж, реку и производственные эпизоды «Большой перемены» снимали в Ярославле.

- Мы жили в жуткой гостинице с тараканами, но все равно радовались жизни, - поведала (Коровянская). - Дружно отмечали 9 Мая. Зарплату нам задержали, так мы походили по комнатам, собрали по копейке и накрыли потрясающе вкусный стол.

А однажды, перед отъездом в Москву , сыгравшего сержанта милиции, устроили чаепитие.

- Стоит пара стаканов с кипятильниками, - припомнил оператор Мукасей. - Вода закипела, и я, не подумав, схватил стакан. Обжег всю руку. Левка быстро повел меня в туалет. «Надо обязательно пописать на руку», - говорит. На пару помочились. Потом уже мази, бинты... Но благодаря первой помощи Дурова смог не выпасть из процесса - представляете, этот странный народный метод действительно сработал!

В роли завода, где трудятся Ганжа и компания, выступил Ярославский шинный. Как-то раз съемочная группа нарвалась на нового охранника, который не хотел пропускать их машину и требовал пропуск. Разговаривать с ним по очереди выходили (Петрыкин), , Александр Збруев. Но тот уперся рогом и угрожал милицией. И только когда охранник схватился за дубинку, из окошка авто высунулся косой (Тимохин). Его мужик сразу узнал и пропустил группу. В качестве извинений даже принес бутылку водки.

Примечательно, что студент ГИТИСа Савелий Викторович, женатый на инженере-конструкторе Людмиле, пытался на площадке ухаживать сразу за двумя актрисами - Гвоздиковой и Масловой.

- Он несколько раз подвозил меня домой и спрашивал: «Как вы считаете, такая девушка, как вы, может выйти за меня?»

- признается Наталья Федоровна.

- А я тогда только-только вышла замуж (за высокопоставленного чиновника; это был второй брак 24-летней актрисы - в первый раз вышла за болгарина, когда была студенткой ВГИКа. - К. Б.), - говорит Маслова. - И если бы не это, возможно, у нас с Савелием было бы что-то серьезное.

А помните сцену, когда Люська () ждет Ляпишева (Проскурин) на танцах, а его увел на лекцию Петрыкин (Быков)? Поздно вечером кавалер Люськи появляется весь мокрый, потому что бежал по пояс в воде.

- Витя Проскурин страшно замерз тогда, и, чтобы он согрелся, ему налили водки, - рассказывала Ирина Азер. - По-моему, он первый раз в жизни ее попробовал, потому что быстро захмелел и пошел купаться. Все его ищут, а Вити нет… Возвращается раненый. Оказывается, напоролся в пруду на стекло и порезал ногу. Ногу забинтовали и опять принялись снимать. «Витя, я тебя прошу, не надо меня целовать. Камеры стоят так, что ничего не видно. Просто обнимемся», - говорю я хмельному Проскурину. А он возьми да поцелуй меня с пьяных глаз по-настоящему. Еле отцепилась. Именно этот дубль и вошел в картину.

Оператора едва не закатали в асфальт

Кстати, о «водных процедурах». Помните, как Кононов изображал тонущего? Так вот актер постеснялся признаться, что не умеет плавать, и полез в Волгу! Разумеется, на съемках дежурили водолазы-спасатели. Но только Ролан Быков понял, что «Нестор Петрович» действительно тонет. И ринулся спасать коллегу.

- Если бы он вовремя не подсуетился, неизвестно, чем бы закончились съемки для Миши,

- разводил руками Мукасей.

В другой раз несчастье чуть не приключилось со Светланой Крючковой. Ей предстояло за один день научиться управлять асфальтовым катком.

- Он огромный, тяжелый, - вспоминала актриса. - Я его включила, и он поехал. И прямо на оператора! Чудом успели остановить в последний момент.

К обучению Кузьменкова и Гвоздиковой стоять на водных лыжах подошли со всей серьезностью. Для этого на площадку пригласили настоящих мастеров спорта. Они занимались с актерами несколько дней, но... безуспешно. В итоге на лыжах снимали дублеров. А на крупных планах Гвоздикова просто стояла на подставке.

Другой финал

Коренев хотел снять пять серий. Но неожиданно закончились деньги, выделенные на картину. Да и из графика группа выбилась. Поэтому остановились на четырех сериях и изменили финал.

- Как вы помните, фильм заканчивается балом, - рассказывал Георгий Садовников. - Однако по сценарию танцы должны были следовать после спектакля, который решила поставить жена Ганжи. Играли «», а главную роль взял на себя Тимохин-Крамаров. Оказалось, что в местном драмтеатре у него работает тетка, которая может помочь с костюмами, но при условии: Татьяну должна играть его возлюбленная Коровянская. У Коровянской, конечно же, ничего не получалось, и за 15 минут до начала представления она сбежала. Светлана Афанасьевна заменить ее не смогла - сорвала голос на репетициях. Последней надеждой оказался Нестор Петрович, который единственный знал текст наизусть. Нестора загримировали, он стал похож на старую графиню из «Пиковой дамы» и в таком виде появился перед Крамаровым. А тот ничего не подозревал… В общем, должно было быть смешно… Но, судя по зрительской любви, с отснятым финалом у нас все получилось как надо.