ТАССовские хроники Великой Отечественной войны представили в музее блокады Ленинграда

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 5 июля. /ТАСС/. Петербургская премьера документального фильма "Великая Отечественная в хронике ТАСС" состоялась во вторник в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда. Как рассказала корреспонденту ТАСС директор музея Елена Лезик, музей планирует в дальнейшем использовать фильм в разработках новой экспозиции.

"Мы очень рассчитываем на сотрудничество с ТАСС и на его архив. Этот фильм мы планируем использовать в дальнейших разработках новой экспозиции. Я считаю, что фильмы такой направленности, которые говорят о людях, о защитниках, о потомках защитников - такие фильмы должны показываться, презентоваться, и не только пресс-показом, это должно быть предано широкой огласке и показано большой аудитории. Особенно это актуально в таких музеях, как наш, в военно-исторических. Такой вот союз двух жанров, документального кино и музейного дела, всегда дает очень хорошие плоды", - сказала Лезик.

Создатели и участники фильма

Кроме кинопоказа, гостей музея, среди которых была как молодежь, так и люди, помнившие страшные дни блокады, ожидала также творческая встреча с создателями и участниками фильма. Среди выступавших - автор сценария и режиссер картины, ведущая программы "Между тем" на телеканале "Звезда" Наталья Метлина и продюсер картины, руководитель отдела внешних коммуникаций департамента корпоративных коммуникаций ТАСС Екатерина Титова. Кроме того, на показе присутствовал особый гость, знавший выдающихся военных фотокорреспондентов Ленинградского отделения ТАСС лично, автор книги "Одна секунда войны", обозреватель ТАСС Олег Сердобольский.

"ТАСС была одной из немногих организаций, которой было разрешено снимать в блокадном Ленинграде. У ленинградского отделения ТАСС была очень солидная команда фотокорреспондентов. Они распределялись по объектам, по фронтам. Тарасевич (Всеволод Тарасевич, мэтр советской фотожурналистики, заслуженный работник культуры РСФСР - прим. ТАСС), например, выезжал на мотоцикле на передовую, а Янову (Николай Янов, выдающийся фотокорреспондент, особенно запомнившийся фотографиями блокадного, но не сломленного Ленинграда, - прим. ТАСС) достаточно было велосипеда, чтобы доехать до своего объекта на берегу Невы. Конечно, для них девизом была оперативность, но при этом они должны были вписываться в некие профессиональные требования. Там была очень большая строгость цензуры. Существовала так называемая "тройка", которая проверяла съемку. Ты должен был, проявив пленку, представить этой "тройке" снятые кадры, они вырезали то, что они считали нужным, остальное - уничтожалось", - объяснил Сердобольский корреспонденту ТАСС.

В фильме использовано более 70 архивных фотографий ТАСС. В картину также вошли кадры кинохроники, уникальные домашние видеосъемки военного фотокорреспондента агентства Евгения Халдея и снимки фронтового репортера ТАСС Николая Кубеева, сделанные им в 1941 и 1942 годах, но так и не попавшие в редакцию в годы Великой Отечественной. Их передал в агентство сын военкора лишь в 2021 году.

В съемках картины участвовали дети корреспондентов ТАСС - Анна Халдей и Михаил Кубеев, а также сотрудники и ветераны агентства: первый заместитель генерального директора ТАСС Михаил Гусман, ветеран ТАСС, автор книги "ТАСС на войне" Виктор Дюнин, корреспондент Санкт-Петербургского регионального информационного центра (СПб РИЦ) ТАСС Олег Сердобольский, управляющий делами СПб РИЦ ТАСС Станислав Вязьменский, главный археограф Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга Мария Орлова. Продюсер картины - руководитель отдела внешних коммуникаций департамента корпоративных коммуникаций ТАСС Екатерина Титова.